Салих Сайдашев – истинно народный композитор
№63
(Урок музыки. VI класс)
Гульнара АХМАДЕЕВА, заместитель директора татарской гимназии №14 им.Х.Атласи г.Бугульмы, учитель музыки I квалификационной категории
Цель: познакомить учащихся с творчеством татарского композитора Салиха Сайдашева.
Задачи:
Образовательные:
формирование у обучающихся музыкальной культуры, интереса к татарской профессиональной музыке, творчеству Салиха Сайдашева.
Развивающие:
развитие музыкального восприятия, творческих способностей учащихся умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.
Воспитательные:
воспитание уважительного отношения татарской музыкальной культуре, творчеству татарских композиторов.
Предметные:
– повышение интереса к татарской музыкальной культуре, творчеству татарских композиторов;
– расширение музыкального кругозора;
– развитие у учащихся музыкального слуха, музыкального вкуса, речи, дикции.
Метапредметные:
регулятивные:
– формирование умения высказывать своё предположение на основе разговора с учителем; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу;
познавательные:
– формирование умения извлекать информацию из справочника, иллюстраций. Самостоятельно проводить исследования, на основе применения методов наблюдения – видеоряд, сравнительный анализ музыкального произведения, слушания музыки.
Коммуникативные:
– формирование умения слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме. Научить сотрудничать в группе, навыкам самостоятельной, индивидуальной работы, самопроверке знаний, умению слушать и оценивать других, навыкам коммуникативной рефлексии. Выражать собственную точку зрения по теме урока. Делать выводы в конце беседы, диалога; мотивировать к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; уметь оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Личностные:
– формирование умения выказывать своё мнение, выражать свои эмоции, делать выводы в конце беседы, диалога; мотивировать к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; уметь оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Тип урока: урок изучение нового материала.
Оборудование: фортепиано (баян), компьютер, мультимедиа проектор, колонки.
Музыкальный материал: вальс из драмы «Наемщик», песня «Бибисара», «Марш Советской Армии», ария Булата из музыкальной драмы «Зәнгәр шәл», песня «Жырларым».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сейчас мы послушаем произведение, а вы постарайтесь вспомнить его название.
(Звучит фрагмент «Марш Советской Армии». Ответы учеников.)
Учитель. Верно. Где можно услышать это произведение?
Учащиеся. На военном параде, на телевидении.
Учитель. Перед вами портрет композитора.
Бу – Шопен да, Бетховен да түгел,
Шулар заты, шулар кардәше.
Бу – татарның җир, табигать биргән
Кабатланмас мәшһүр … (Сәйдәше).
III. Работа по теме урока
Учитель. Верно, сегодня на уроке мы еще глубже познакомимся с творчеством Салиха Сайдашева – первого татарского профессионального композитора. Пожалуй, ни один татарский композитор не пользовался такой всенародной любовью, как Салих Сайдашев. Его лучезарная музыка, полная жизни и сердечного тепла, вошла в душу и быт татарского народа так же глубоко и прочно, как поэзия Габдуллы Тукая. В народе о композиторе любовно говорили: наш Сайдаш…
Ребята, давайте определим тему урока (Варианты ответов учащихся.)
Он открыл новую эру в татарской музыке – эру профессионального композиторского творчества.
Вам было дано домашнее задание, с помощью предложенных интернет ресурсов познакомиться с основными важными этапами жизни творчества С. Сайдашева. Сейчас мы проведём обучающую структуру Раунд Тэйбл.
На листе бумаги каждый из вас по часовой стрелке ответит на вопросы. Ответы дадут нам общую картину об основных этапах жизни и творчества композитора. Если вы правильно отвечаете на вопросы, то у вас получиться небольшое сообщение о композиторе.
Включаю таймер на 2минуты – начинаем с партнёра №1 и дальше по кругу.
Таймер (2 мин.). Обучающая структура Раунд Тэйбл
Учитель. И так (знак «Внимание!») – вы готовы отвечать? (Отвечает партнёр за 2-ым столом под номером №3.)
Молодцы! Параллель с Г.Тукаем не случайна. Судьбы композитора и поэта действительно во многом созвучны. Оба рано осиротели и с детства поражали окружающих людей своей необычайной одаренностью. А их творческая карьера – вначале блистательная и стремительная в конце жизни приобретает трагическую надломленность.
Сейчас послушаем небольшое выступление наших ребят о детстве Салиха Сайдашева.
1-й ученик. Салих Сайдашев родился 3 декабря 1900 года в Казани. После смерти родителей мальчик воспитывался в доме старшей сестры Амины. Ее муж Шигабутдин Ахмеров принадлежал к прогрессивным кругам татарской интеллигенции и был дружен со многими известными артистами, писателями, музыкантами. Именно Ахмеров будет всячески помогать маленькому Сайдашеву в его увлечении музыкой.
2-й ученик. До появления Ахмерова в их доме Салих уже достаточно хорошо освоил игру на тальян-гармони. Когда ему было 5 – 6 лет, одна из двоюродных сестёр сажала его к себе на колени, привязывала его пальчики к своим и вот так, играя какую-нибудь известную татарскую песню, учила нажимать на клавиши. Через какие-то 3 – 4 года мальчика уже приглашали на молодёжные вечера как отменного гармониста.1
3-й ученик. Его первым учителем стал Загидулла Яруллин, пианист, автор «Марша Тукая». Он занимался с Сайдашевым игрой на фортепиано, гармони, приобщал мальчика к фольклору, основам музыкальной грамоты.
4-й ученик. Часто бывал в их доме и Габдулла Тукай. Шигабутдин Ахмеров потом будет вспоминать: «Случалось, Г.Тукай заходил к нам даже без всякого повода, только для того, чтобы послушать игру Салиха, причём в этих случаях они просиживали довольно долго. Уходя, смеясь, говорил: «Хорошо же играет, шельма! Музыкантом будет!»
Учитель. Начало творческой деятельности Салиха Сайдашева совпало с периодом, который принято называть эпохой реформ в татарской культуре. В конце XIX – начале XX вв. появилась «могучая кучка» творческих личностей, привнесших благотворные импульсы во все сферы жизни татарского общества. Мощные преобразования в области духовной культуры предпринял Ш. Марджани. Сфера народного языка, была освещена гением Г. Тукая. Благодаря Б.Урманче татарскому искусству открылся новый способ постижения мира – через живопись, скульптуру, графику.
Не стала исключением и татарская музыка. Национальная профессиональная музыка еще только зарождалась. Трудности заключались в том, чтобы музыка татарских композиторов была понятной и близкой народу. В музыке Салиха Сайдашева отражен богатый мир чувств, настроений, связанных с образами современного и исторического прошлого татарского народа. Ребята, для начала вспомним, что такое музыкальный образ? (Музыкальный образ – это воплощенная в музыке жизнь; чувство, переживание, действие человека; какое-либо проявление природы; какое-либо событие из жизни человека, народа, всего человечества.) Образ татарского народа – один из главных в произведениях Салиха Сайдашева. Сайдашев находил такие музыкальные жанры, которые находили мгновенный отклик у слушателей. Это песня – главный жанр в творчестве Сайдашева.
Күрдек авыр елларны,
Уздык авыр юлларны.
Күңелдәге яраларны
Юды Сәйдәш моңнары.
(Прослушивание песни «Бибисара».)
Учитель. Как вы думаете, почему эта песня так назвается?
Учащиеся. Бибисара –это имя девушки.
Учитель. Какую задачу поставил себе композитор и поэт, сочиняя эту музыку?
Учащиеся. В этой песне они хотели отобразить теплоту и сочуствие к простой татарской девушке, ее не легкой судьбе.
Учитель. Салих Сайдашев сочинял музыку в жанрах, отражающих быт людей настроения своего времени – это марш и танец. Делал он это мастерски, так как его сочинения надолго пережили эпоху, их породившую. Сейчас мы еще раз послушаем фрагмент «Марша Советской Армии».
(Звучит фрагмент «Марша Советской Армии».)
Учитель. Знаменитый «Марш Советской Армии» является одним их известнейших символов нашей республики. Интересно то, что за этот марш композитор был награжден именными золотыми часами наркома обороны, маршала К.Ворошилова.
Самый плодотворный период его творческой деятельности как музыканта и композитора связан с Татарским Государственным драматическим театром, где С.Сайдашев много лет заведовал музыкальной частью.
Именно здесь складывается их творческий союз с татарским драматургом и режиссером К.Тинчуриным, а созданные ими в соавторстве спектакли – «Казанское полотенце», «Голубая шаль», «Угасшие звезды», «На Кандре» и другие – обогатили татарское искусство.
Музыка С.Сайдашева, звучащая в драматическом театре, способствовала успеху спектаклей, так как в создании настроения, эмоционального впечатления музыка не знает соперников. В спектаклях музыка Салиха Сайдашева играла важную роль. Поэтому такие спектакли представляли собой новый жанр в татарском искусстве, который называется музыкально-драматическая пьеса.
Большой популярностью пользуется музыка С.Сайдашева к спектаклю «Зәнгәр шәл» по пьесе К.Тинчурина, созданная в 1926 году. В пьесе рассказывается о тяжелой жизни татарских крестьян, о несправедливости, царящей из-за разделения людей на богатых и бедных. Главные герои – Булат и Майсара имеют музыкальные портреты.
(Прослушивание арии Булата из музыкальной драмы «Зәнгәр шәл».)
IV. Первичное закреплние темы
Письменная работа
1. Как можно охарактеризовать образ Булата? (Булат настоящий джигит, смелый, решительный, в своей песне он рассказывает о труде шахтеров, о своих друзьях.)
2. Как помогает нам музыка понять этот образ? (Музыка бодрая, энергичная, жизнеутверждающая. Мелодия ее построена на сочитании песенных и ораторных интонациях, пунктирный ритм и четкий аккордавый аккомпанимент роднят песню с жанром марша.)
Учитель. В пьесе С.Сайдашев использует подлинно народные напевы, а также собственные мелодии.
Финал спектакля «Голубая шаль» – сцена народного бунта. По количеству участников, по размаху эта сцена может сравниться с оперным финалом.
(Звучит финал песни «Кара урман».)
Лес приютивший беглых крестьян, становится для них символом Родины.
Какое настроение вызвала у вас музыка? Охарактеризуйте его образ. (Настроение решимости, убежденности в справедливости своей борьбы. Образ борьбы за справедливось.)
Учитель. В 1928 году С.Сайдашев создает одно из лучших своих творений – музыку к спектакю «Наемщик» по пьесе Тази Гиззата. Здесь рассказывается о борьбе крестьян Поволжья с помещиками в период отмены крепостного права. Музыка более широко раскрывает душевный мир главных героев. В ариях раскрывается лирический мир главных героев Батыржана и Гульюзум, Зубаржат и Гарея. В хорах выражены скорбь и гнев народа, героические порывы крестьян. (Образ гнева и скорби.)
Большое место в спектакле занимают танцевальные эпизоды.Это сюиты с чередующимися контрасными по характеру танцами.
Давайте вспомним, что такое сюита? (Ответы детей. Если учащиеся затрудняются предложить найти по музыкальному справочнику.)
Учащиеся. Сюита – с французского suite – «ряд», «последовательность», «чередование» – одна из основных разновидностей циклической формы в инструментальной музыке состоит из нескольких больших частей.
Учитель. Первая сюита состоит из разнохарактерных танцев народного происхождения. Вторая – звучит вовремя небольшого праздника в доме помещика, поэтому она поставлена из танцев, используемых в балетных спектаклях: адажио, вальс. Вальс из музыкальной драмы «Наемщик» – одно из самых знаменитых произведений С.Сайдашева.
(Видеофрагмент вальса из музыкальной драмы «Наемщик».)
В 1954 году С.Сайдашев пишет свое последнее произведение – песню на стихи М.Джалиля «Җырларым».
(Слушание и разучивание песни. Звучит песня «Җырларым».)
Учитель. Как вы думаете, какой смысл вложен автором в слова? (Ответы ребят.)
– Какой образ избрали поэт и композитор в песне? (Образ поэта-героя.)
– Какой характер у мелодии этой песни? (Характер мелодии светлый, жизнеутверждающий.)
– Что особенного в развитии мелодии начала и окончания фразы? Где их кульминация?
(Вокально-хоровая работа. Разучивание песни «Жырларым».)
Учитель. Эта песня звучит как вечный гимн поэту герою и всенародно любимому композитору.
Последние годы жизни С.Сайдашева были трагическими. Он перебивался случайными заработками, жил на редкие гонорары. Конечно, всё это не могло не сказаться на душевном состоянии композитора. Он очень переживал. К концу лета 1954 года самочувствие композитора заметно ухудшилось. Умер Салих Сайдашев 16 декабря 1954 года. Даже зимняя стужа не помешала тысячам людей выйти на улицы в день похорон. Так город прощался с любимым композитором.
V. Рефлексия
Учитель. Внимание! Вспомним Клок Бадис, встречаемся с партнёром, который записан на 15 часов!
Таймер. (30 с)
Учитель. Что характерно для творчества Салиха Сайдашева? (Отражение в своих произведениях жизни и быта, мыслей и чувств татарского народа.)
– Как музыка С.Сайдашева связана с народным творчеством? (Народные песни и танцы украшают музыку С.Сайдашева, им создано много произведений в характере народных песен и танцев.)
– Какой новый жанр появился в татарском искусстве? (Жанр музыкально-драматической пьесы.)
VI. Домашнее задание
Проработать материал урока, выучить песню.