Мы – будущие экологи

№62

(Мероприятие, посвященное Международному дню сохранения биоразнообразия)

Рафиль МИННЕБАЕВ, Алсу МАХМУТОВА,

учителя Коморгузинской средней школы Атнинского района

 

Цель мероприятия: привлечь внимание детей к проблеме потери растительного и животного мира, проблеме загрязнения мест обитания растений и животных.

Задачи:

– опираясь на знания учащихся, показать, что разнообразие жизни стремительно уменьшается по вине человека;

– подчеркнуть необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле;

– развивать экологическое мышление;

– способствовать воспитанию бережного отношения к природе, понимая ее эстетическое значение, осознанию необходимости строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе.

1-й ведущий.

Старательно вникая в опыт древних

И постигая суть его корней,

Я стойкости учился у деревьев,

А ловкости и силе – у зверей.

У птиц учился чувствовать свободу,

У рыб, сосредоточенно молчать,

Поэтому обязан я природу

От всех врагов достойно охранять.

2-й ведущий. Здравствуйте уважаемые гости, учителя и ученики! Наверное, вы все знаете, 29 декабря отмечаем Международный день биологического разнообразия. Судьба человечества тесно связана с биологическим разнообразием – разнообразием жизни на Земле. Биоразнообразие играет важную роль в деле устойчивого развития и благосостояния человека. А 2 февраля мы отмечаем Всемирный день водно-болотных угодий Это событие призвано обратить внимание общественности и правительств различных стран мира на ценность водно-болотных угодий для поддержания устойчивого развития нашей планеты.

1-й ведущий. Международные природоохранные организации играют огромную роль на данном этапе развития общества. Их создание было вызвано катастрофическими изменениями в окружающей среде, они были призваны защитить природу и, по существу, должны спасти, прежде всего, от самого человека. Сегоднешнее мероприятие мы проведем в виде игры. В игре принимают участие 2 команды. (Название команд.) Судит игру  строгое жюри. (Ведущие представляют жюри.)

I конкурс«Экологическая зарядка».

Командам предоставляется 15 вопросов. За каждый правильный ответ команды получают 1 балл. Время для обсуждения – 30 секунд.

Вопросы 1-й команде:

1. Дерево – символ России. (Береза.)

2. Листья сосны. (Хвоя.)

3 У какого млекопитающего самое высокое кровяное давление? (У жирафа.)

4.Защитный экран Земли. (Озоновый слой.)

5. Самое распространенное вещество на Земле. (Вода.)

6. Существуют ли черные пантеры? (Да.)

7. Какое хвойное растение не является вечнозеленым? (Лиственница.)

8. Стреляют ли дикобразы своими иголками? (Нет.)

9. Из какого дерева делают спички? сина.)

10. Виды растений и животных, встречающиеся только на данной местности. (Эндемики.)

11. Косой ли заяц? (Нет.)

12. Самое крупное наземное млекопитающее? (Слон.)

13. Какая змея живет в Антарктиде? (В Антарктиде змеи не живут.)

14. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)

15. Кто вылупляется из икринки? (Малек.)

Вопросы ко 2-й команде:

  1. Птица – лесной доктор. (Дятел.)
    1. Куда зайцу бежать удобнее – с горы или в гору? (В гору.)

3. Кораллы – это растения или животные? (Животные.)

4. Самое крупное плавающее растение. (Виктория-регия. Ее листья достигают диаметра до 2 м. И могут выдерживать рассредоточенный груз до 50 кг.)

5. Слепой «экскаватор». (Крот.)

6. Как называют ребенка лягушки? (Головастик.)

7. Водятся ли в морях ежи? (Да.)

8. Зачем бобры валят деревья? (Строят плотины.)

9. Какое растение дает лучший мед? (Липа.)

10. Какое злаковое растение является рекордсменом по скорости роста? (Бамбук. Скорость его роста может достигать 75 см в сутки. Рекордсменом по скорости роста среди деревьев считают эвкалипт.)

11. Фазан – это та же курица? (Да. Он из этого же семейства.)

12. Какое животное носит тельняшку? (Зебра)

13. Единственное летающее млекопитающее на земле? (Летучая мышь)

14. Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, лилия, иван-да-марья, василек и т.д.)

15. Какое дерево используют для изготовления лыж? (Береза)

2-й ведущий. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение преимущественно в качестве мест обитания водоплавающих птиц, была подписана 2 февраля 1971 г . в г. Рамсаре (Иран), и с тех пор носит название Рамсарской конвенции.

Международный День сохранения биоразнообразия отмечается с 1993 года. Основная его цель — обратить внимание жителей планеты на необходимость сохранения биологического разнообразия жизни на Земле.

II конкурс – «Решаем экологические проблемы».

Задача 1-й команде. Фермеры, выращивающие белокочанную капусту, обеспокоены увеличением численности капустной белянки. Возможны три варианта решения этой проблемы:

• использование ядохимикатов;

• приобретение белянкового наездника;

• механическое уничтожение кладки яиц на листьях капусты.

Какое направление предложите вы? Свое решение обоснуйте.

Ответ. Наиболее эффективный и экологически безопасный способ –использование белянкового наездника.

Задача 2-й команде. Фермер знал, что биомасса консументов (животных) находится в прямой зависимости от биомассы водных растений. Чтобы стало больше рыбы, надо чтобы было много водных растений, а чтобы стало больше водных растений (продуцентов), надо в озеро добавлять минеральные удобрения (нитроаммофоску). Подтвердите или опровергните данное предположение.

Ответ. Внесение в озеро минеральных удобрений приведет к быстрому зарастанию водоема, водорослям не будет хватать света, они будут погибать, начнутся анаэробные процессы с выделением метана и сероводорода. В озере начнется замор рыбы, и фермер разорится.

1-й ведущий. Жизнеобеспечение более 3 млрд жителей планеты зависит от морских и прибрежных районов мира, в то время как более 1,6 млрд человек полагаются на леса и не древесные лесные продукты для получения средств к существованию. Деградация среды обитания и потеря биоразнообразия угрожают благополучию более чем 1 млрд человек, проживающих на засушливых и полузасушливых территориях. Таким образом, должны быть разработаны стратегии по защите биоразнообразия для сокращения масштабов нищеты и устойчивого развития.

III конкурс – «Цепи питания».

Составить схему цепи питания из предложенных компонентов природы.

1 команде: лягушка, водный детрит (органические вещества), комар, стрекоза, уж.

Ответ: детрит – комар (личинка, затем взрослая особь) – стрекоза – лягушка – уж.

2 команде: черви, сова, листовой опад (детрит), землеройки.

Ответ: листовой опад (детрит) черви землеройки сова.

(Пока команды готовятся, жюри подводит итоги.)

2-й ведущий. Дата 29 декабря выбрана в честь вступления в силу Конвенции о биологическом разнообразии. Учрежден этот день по рекомендации состоявшейся в Нассаустолице Багамских островов в 1994 году Конференции сторон Конвенции. На сегодняшний день сторонами Конвенции о биоразнообразии являются 188 государств

IV конкурс – «Почему?».

Вопрос 1-й команде. Большинство рыб откладывают огромное  количество икринок. Треска – около 7 млн, сазан – 1,5 млн, щука – до 1 млн Почему? (Большинство из них погибает.)

Вопрос 2-й команде. Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу как в сказке про Ивана-царевича? Почему? (Может. Кожа лягушки со временем стареет и изнашивается. Линька у обычных лягушек происходит до 4 раз в год.)

Вопрос 1-й команде. Сельские жители не выбрасывают скорлупу от куриных яиц. Они, предварительно измельчая, скармливают ее курам, свиньям. Почему? (Скорлупа содержит кальций и другие элементы, необходимые организму для образования костей и скелета.)

Вопрос 2-й команде. Чешуя рыб «паспорт» и «медицинская» книжка одновременно. Почему? (Чешуя рыб имеет годичные кольца, как ствол дерева. Эти кольца можно рассмотреть под микроскопом. В составе годичных колец два слоя: летний – широкий и светлый; зимний – узкий и темный. Подсчет годичных колец на чешуе рыбы дает возможность определить не только возраст, но и условия жизни рыбы в разные годы.)

 1-й ведущий. Завершаем нашу игру и ждем результаты дружеской встречи. Слово – жюри.

(Подведение итогов игры, награждение победителей.)