Изучаем татарский язык
№61
(Старший дошкольный возраст)
Ирина ГИМУШИНА,
воспитатель I квалификационной категории детского сада № 357 «Ласточка» г. Казани
Руководствуясь УМК и учитывая возрастные особенности детей старшей группы, перед детьми ставятся следующие задачи:
1) прививать любовь детей к родному краю, природе, татарскому языку;
2) воспитывать у детей патриотические чувства;
3) знакомить с национальными традициями, праздниками, костюмами, кухней;
4) продолжать знакомить детей с Казанью, её архитектурой.
В старшей группе расширяются и углубляются знания по татарскому языку по темам.
Формируются следующие умения и навыки:
1) различать речь на татарском и русском языках;
2) понимать речь на татарском языке в пределах программных требований;
3) развивать умения задавать вопросы на татарском языке и отвечать на татарском языке;
4) уметь выражать просьбу, потребность, необходимость в чём-либо;
5) составлять небольшой рассказ об игрушках (по картине);
6) знакомить с художественной литературой татарских писателей, поэтов; знать стихи, сказки, народные хороводы, песенки.
Хочется отметить, что бесспорным является положительное влияние двуязычия на развитие памяти, речи, сообразительности. Развивается быстрота смены реакции, пополняется и обогащается словарный запас слов; умение понимать, анализировать; совершенствуются математические навыки, логическое мышление. Дети лучше осваивают материалы на других видах образовательной деятельности.
Занятия в старшей группе проходят 2 раза в неделю с педагогом по татарскому языку. Воспитатель проводит в группе закрепление пройденного материала, планируя в своей работе в утренний и вечерний отрезок времени.
Программные темы по старшей группе:
• Овощи и фрукты
• Игрушки
• Семья
• Посуда
• Дикие животные
• Домашние птицы
• Одежда
Педагог в своей работе использует различные приемы:
1) индивидуальная работа с ребёнком;
2) напольные игры;
3) сюжетно-ролевые игры;
4) дидактические игры;
5) театрализованная деятельность;
6) чтение художественной литературы;
7) использование компьютерных технологий – просмотр обучающих фильмов по тематике;
8) составление рассказов;
9) просмотр мультфильмов на татарском языке;
10) организация праздников.
По данному разделу ведётся работа с родителями:
1) индивидуальная работа по конкретному ребёнку;
2) беседы;
3) отводится время на родительских собраниях;
4) выставляются консультации для родителей.
В группе есть уголок для родителей по татарскому языку, где родители видят, что дети изучают, и дома могут закреплять знания всей семьёй.
Так же создан национальный уголок где имееются игры «Нинди төстә», «Дөрес җый», «Җый бизәкне»; куклы в национальных (русском и татарском) костюмах. Книги татарских писателей, литература о Казани, героях Татарстана. Флаги. Методический материал по УМК: мультфильмы, сказки, стихи для чтения.