Моя семья (Разработка открытого занятия по русскому языку в старшей группе)
№61
Гузель ГАРИПОВА,
воспитатель I квалификационной категории по обучению детей русскому языку Большеатнинского детского сада «Кояшкай»
Вниманию читателей журнала предлагается разработка открытого занятия по русскому языку в старшей группе по методическому пособию «Изучаем русский язык» (авторы-составители ‒ С.М. Гаффарова Г.З. Гарафиева и др.) для воспитателей, обучающих детей русскому языку в национальных дошкольных образовательных учреждениях.
Цели:
‒ формирование и развитие умений и навыков аудирования и говорения в известных и новых учебно-игровых ситуациях по теме;
‒ обогащение словаря детей существительными, обозначающими членов семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, девочка, мальчик, сестра, брат, дочка, сын), предметов мебели, глаголами, обозначающими действия (стирает, играет, вяжет, поливает, рисует, стоит, живет и т.д. ) ;
‒ закрепление и активизация усвоенных ранее глаголов;
‒ формирование умения понимать предложения с вопросительными словами, отвечать на вопросы у кого? чья? что делает? какой? какая? где?
‒ закрепление умений и навыков правильного произношения русских звуков и их сочетаний;
‒ воспитание любви и бережного отношения к членам своей семьи, предметам быта;
‒ развитие мелкой моторики рук.
Наглядные пособия: Нолик, семейное дерево, картины «Три медведя», предметные картинки: очки, фартук, газета, неваляшка, машина, молоток, пила, валенки, мячик, велосипед, кубики, кастрюля; веселый кубик: мама моет посуду, папа идет, мальчик рисует, девочка играет, дедушка смотрит телевизор, бабушка сидит, магнитофон, рабочая тетрадь.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Как у вас дела? Как настроение? Давайте, мы с вами поприветствуем и улыбнемся друг другу.
(Дети встают в круг.)
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель. Сейчас мы с вами сделаем семейное дерево. Назовите мне, пожалуйста, каких членов семьи вы знаете. (Папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра.)
Воспитатель. Правильно, молодцы. А сейчас мы с вами сделаем семейное дерево. Вы назовите членов большой семьи, я буду прикреплять листочки на наше дерево. (Папа, мама, бабушка, дедушка, я, старшая сестра, старший брат, младшая сестра, младший брат.)
Воспитатель. У нас получилось пышное, красивое дерево, на котором много листочков. Ребята, сколько человек в этой семье? (Девять.)
Воспитатель. Ребята, сегодня к нам на занятие пришел Нолик с чемоданчиком, который закрыт на большой замок. Интересно, что там, икак его открыть? (Ответы детей.) Для того, чтобы чемоданчик открылся, надо посчитать до пяти и обратно. (Дети считают.)
(Нолик приветствует детей и показывает, что у него в чемоданчике (в чемоданчике предметные картинки: очки, газета, валенки, фартук, тюбетейка, бантик, кукла, машина, платок, кубики и т.д.), на доске предметные картинки с изображением членов семьи.)
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Кому дадим?»
Воспитатель. Что это? (Это кубик (газета, фартук, валенки, тюбетейка, бантик, кукла, машина, платок, молоток и т.д.))
Воспитатель. Кому дадим кубик? (Кубик дадим девочке и т.д.)
Воспитатель. Алсу, подойди и дай кубик девочке. (Дети при помощи магнитов расставляют картинки.)
Воспитатель. Я принесла вам сегодня веселый кубик. Давайте посмотрим, что на нем нарисовано и вместе поиграем.
Игра ‒ «Веселый кубик»
На гранях кубика картинки: папа, мама, бабушка, дедушка, мальчик, девочка в действиях. Ребёнок бросает кубик, называет кто это и отвечает на вопрос:
‒ Что делает папа? (Папа идёт.)
‒ Что делает мама? (Мама моет посуду.)
‒ Что делает мальчик? (Мальчик рисует.)
‒ Что делает бабушка? (Бабушка сидит.)
‒ Что делает дедушка? (Дедушка смотрит телевизор.)
‒ Что делает девочка? (Девочка играет с куклой.)
Воспитатель. А сейчас пришло время отдохнуть.
Физкультминутка ‒ «У оленя дом большой» (выполняется под музыку).
Воспитатель. Попрыгали, отдохнули. А пока мы прыгали, Нолику стало интересно, чем занимаются ваши мамы, папы, братья , сестры, дедушки и бабушки дома.
Игра с мячом ‒ «Кто что делает?»
(Дети по цепочке передают из рук в руки Нолика и отвечают на вопросы воспитателя.)
‒ Кто работает? (Мама (папа, …))
‒ Кто ходит в магазин (варит суп, моет посуду, играет, стирает, читает, строит дом и т.д.)
(Ребёнок должен договорить: папа, мама, бабушка, дедушка, мальчик, девочка, я.)
Воспитатель. Спасибо, ребята. Теперь Нолик будет знать обязанности каждого члена семьи в доме. А сейчас Нолику пора уходить, но перед тем как уйти, он оставил нам большой конверт. Хотите узнать, что в нем?
(Воспитатель приносит большой конверт. В конверте загадка.)
Воспитатель. Ребята, если мы угадаем загадку, то можем открыть и посмотреть что в конверте.
Возле леса на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три чашки
Три кровати, три подсказки:
Кто герои этой сказки?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Правильно, это медведи. Из какой они сказки? Да, это сказка «Три медведя». А теперь откроем и посмотрим, что же в конверте (показывает картину «Семья медведей дома».)
Воспитатель. Посмотрите, что здесь нарисовано? (Семья.)
Воспитатель. Да, это семья медведей. Все они собрались дома, вечером. Вот мама вяжет шарф для Мишутки. А папа что делает? (Папа играет с маленьким Мишуткой.)
Воспитатель. Посмотрите на медведей. Можно сказать, что это счастливая семья? И почему? (Ответы детей)
Воспитатель. А где живет семья медведей? (В лесу, в домике)
Воспитатель. А как вы думаете, дом у них какой, большой или маленький? (Большой.)
Воспитатель. А вот их друзья гномики живут совсем в другом домике? В каком? (В маленьком.)
Воспитатель. Давайте, покажем и расскажем в каком домике живут гномики.
Пальчиковая игра ‒ «Гномики»
Жили-били гномики
В расчудесном домике.
Папа-гном дрова рубил,
Гном-сынок их в дом носил,
Мама-гном суп варила,
Дочка-гном его солила,
Гномик-бабушка вязала,
Гномик-тетушка стирала,
Дед-окошко открывал, всех знакомых в гости звал.
Воспитатель. Молодцы, ребята. А сейчас, давайте откроем наши рабочие тетради. Посмотрите на рисунок, кого вы видите? (Собака, курица, кошка, цыплята, котята, щенята.)
Воспитатель. Ребята, давайте найдем и соединим линией с мамами потерявшихся цыплят, щенят, котят со словами: «Иди, цыпленок, к маме». (Дети выполняют задание.)
Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы все сегодня очень старались. Всем людям, животным хорошо живется только в своей семье. Мамы заботятся о детях, папы их защищают. Поэтому всем нам надо беречь и любить свою семью. Вы согласны со мной? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель. А теперь нам пришло время прощаться. До свидания, ребята! (До свидания!)