Программа подготовки учащихся к олимпиадам по программированию
№57
Марат ХАСАНОВ,
учитель информатики и ИКТ высшей квалификационной категории IT-лицея КФУ, кандидат физико-математических наук
Олимпиады по программированию проводятся в России уже довольно-таки большое время. За этот период эти олимпиады обрели необходимые технические и правовые нормы.
Отличие олимпиады по информатике от олимпиад других предметов:
• техническая составляющая: проверка происходит автоматически, практически, исключен субъективный фактор;
• задание для всех параллелей V – XI классов одинаковые (пятиклассник должен владеть знаниями не ниже девятиклассника);
• курс предмета «Информатика и ИКТ» включает изучение теоретических знаний необходимых для сдачи ГИА (система счисления, количество и измерение информации, логика и логические основы компьютера), олимпиада только практические и это навык программирования. На обычных уроках 90% тем олимпиадной информатики не проходятся, многие из этих тем изучаются на профильных факультетах вузов, для ознакомления с ними необходимы дополнительные занятия.
Обычно учителей, которые профессионально занимаются подготовкой к олимпиаде учащихся, называют тренерами. Необходимо также заметить некое сходство профессионального спорта с занятием олимпиадной подготовки. К слову, есть обычное занятие физкультурой в школе. Учащиеся, которые занимаются спортом профессионально, не ограничиваются занятием спортом в рамках урока, т.к. занимаются этим большую часть своего свободного времени. В нашем лицее этому уделяется большое внимание. За две недели до прохождения олимпиады учащиеся освобождаются от уроков, при обязательном посещении математики и русского языка, также они посещают уроки физической культуры.
Этапы программы подготовки к олимпиадам различного уровня:
1. Выбор языка.
C/C++ – этот язык достаточно быстрый, имеет множество встроенных полезных функций (функция быстрой сортировки, бинарный поиск и т.п.). Также после соревнований, проходящих на сайте neerc.ifmo.ru/school, обычно бывают выложены решения задач на языке С/С++ и знания С подобных языков помогает в них разобраться.
2. Отбор учеников.
Отбираются ученики с математическими способностями:
• при поступление учащиеся тестируются по логике и математике;
• промежуточные тестирования по математике;
• участники олимпиад различного уровня по математике.
Они смогут в случае обучения их основным приемам программирования и алгоритмизации, дать результат за короткое время.
3. Составление программ обучения (индивидуальных).
При подготовке к олимпиадам важно выбрать правильную методическую тактику, которая заключается в рациональном применении «спиральной формы» обучения. Например, если уделить большое внимание решению задач на динамическое программирование, и вследствие этого, не разобрать самые начальные темы вычислительной геометрии, то учащиеся не смогут решить даже очень легкую задачу по этой теме. В силу указанной причины, необходимо вначале дать «некие вершины» по всем темам, затем постепенно углубляться.
Для первого года обучения рекомендую следующие темы [2]:
- Арифметические операции.