Мой край родной

№54

(Классный час для учащихся I классов)

Гульназ ГАТИНА,

учитель начальных классов I квалификационной категории Кукморской средней школы № 3

Цель: формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к родному краю.

Задачи:

1) расширение знаний учащихся о своем родном поселке, его истории;

2) развитие связной речи, памяти, умения работать с географической картой;

3) воспитание чувства гордости к своему родному краю.

Организационный момент

Звучит песня «С чего начинается Родина» М.Матусовского.

Актуализация знаний учащихся

Стихотворение Виктора Бокова.

Цветёт над тихой речкой яблоня.

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,

В ней рыба вся из серебра,

Какая Родина богатая,

Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,

Простор полей ласкает глаз.

Какая Родина счастливая,

И это счастье всё для нас!

Наш край на карте

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на классном часу. Я приглашаю вас отправиться в путешествие по нашему поселку, для того, чтобы еще раз почувствовать красоту и неповторимость родных мест, чтобы полистать исторические странички Кукмора. Давайте начнем наше путешествие, а для этого у нас есть вот такой путеводитель. На первой страничке мы видим карту.

Посмотрите на карту Республики Татарстан. Наш поселок городского типа Кукмор расположен на реке Нурминка на границе с Кировской областью и Республикой Удмуртией. Нашими соседями являются Сабинский, Мамадышский, Балтасинский, Тюлячинские районы Республики Татарстан.

А теперь откроем следующую страничку, посмотрите на эти 2 рисунка. Что вы видите на них?

Правильно, это флаг и герб Кукморского района. Давайте посмотрим, что же означают эти символы. На гербе мы видим зеленое трехгорье – это возвышенная равнина района. Золотые ветви символизируют ландшафтный памятник природы «Кукморская гора». А также эти золотые ветви напоминают струи расплавленного металла, ведь у нас в поселке развито металлургическое производство. Рисунок валенок – символ исторически сложившегося в районе валяльно-обувного промысла. Цвета герба тоже не случайны. Золото – цвет богатства, урожая; зеленый цвет – природа, здоровье, рост; красный цвет – сила, мужество; синий цвет – честь, духовность, водные потоки.

Флаг Кукморского района. Флаг представляет собой прямоугольное красное полотнище. Он разработан на основе герба района.

Страничка 3 посвящена истории нашего поселка. Давайте послушаем ребят, которые подготовили нам рассказы о прошлом Кукмора.

Рассказы учащихся

1-ый ученик. История Кукмора насчитывает более 700 лет. Очень давно близ деревни Большой Кукмор (Жилой Рудник) были найдены залежи медной руд. Это и способствовало возникновению поселка Кукмор. Продукцию из меди охотно приобретались казной, главным образом в военных целях и монетного двора. С возрастанием потребности в меди и связано основание завода купца Абсалямова. После того, как рабочие стали поставлять оружие для войск Пугачева, завод закрыли на несколько лет.

2-ой ученик. Братья Комаровы создали валяльно-обувную фабрику. Позднее появились валяльные фабрики купцов Родыгина и Вавилова. Было известно и частное предприятие по изготовлению кумганов купца Володина. Очень быстро развивалась торговля. Были построены магазины, лавки. Развитию торговли способствовала прокладка железной дороги через Кукмор.

3-ий ученик. Кукмор – поселок городского типа. О происхождении названия самого поселка до сих пор нет единого мнения. Одни ученые считают, что слово «кукмор» означает «голубой цветок». Другие историки настаивают на фактическом – «два марийца», утверждая, что это поселение возникло еще во времена царствования Ивана Грозного. Есть мнение, что название поселка происходит от марийских слов «кук» – горный и «марий» – мариец, человек. Население – татары, в том числе крещёные, удмурты, русские, мари и представители других национальностей.

‒ Спасибо, ребята, за подробные занимательные рассказы о истории Кукмора.

А сейчас посмотрим, что подготовила нам следующая страничка. Эта страничка предлагает нам небольшую разминочку. Физкультминутка.

В соседней с нами Кировской области есть река Вятка. Давайте отправимся на берег Вятки.

Гордым лебедем теплоход

Вниз по Вятке сейчас плывет.

Открывается дивный вид

У беседки, что здесь стоит.

Мы с вами выходим на набережную.

Вслушайтесь в шум реки.

(Звучит аудиозапись – шум волн.)

‒ Представьте, что мы стоим на берегу Вятки. Нам хочется отдохнуть, расслабиться.

За лесами, за полями (повороты влево, вправо)

За красивыми лугами (наклоны вперед, назад)

Есть наш край родной (ходьба на месте)

Зовется Кукморской стороной.

Страничка 6 подготовила для вас вопросы о богатом растительном и животном мире нашего края.

Задание 1. Распредели слова по группам: деревья, кустарники, травы.

Шиповник, береза, липа, осина, лиственница, ель, малина, сосна, клевер, вьюнок, ландыш, дуб, акация, василек, цикорий.

Задание 2. Отгадайте загадки.

Птичка-невеличка

Ножки имеет,

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. (Воробей)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением … (Ворона)

Весной прилетает птица.

Поле вспашут – там любит кормиться. (Грач)

Кто в беретке ярко-красной, в черной курточке атласной?

На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

В лесу на ветке она сидит,

Одно «ку-ку» она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

«Ку-ку» то там, то тут,

Как птицу эту зовут? (Кукушка)

‒ Молодцы, ребята. Продолжим свое путешествие по книге Кукмора.

Открываем следующую страницу, которая посвящена еще одному богатству нашего края – это жителям Кукмора. Кукмор славится своими талантливыми выходцами. Среди них можно отметить Героев Советского Союза Ахтямова Сабира Ахтямовича, Воробьева Петра Егоровича, Загидуллина Фахрутдина Гильмутдиновича, Героев Социалистического Труда Исламгалеева Мудариса Абдулловича, Захарова Сергея Александровича, Мавликова Вазила Салиховича; известного ученого литературоведа, писателя, бывшего председателя Союза писателей Татарстана Галимуллина Фоата Галимуллиновича.

Ребята, давайте мы посмотрим небольшой видеоролик об одном из них. Сегодня мы узнаем о жизни и деятельности нашего земляка Галимуллина Фоата Галимуллиновича.

Подведение итогов

‒ Сегодня мы открыли лишь несколько исторических страничек нашего поселка. Это путешествие обязательно продолжится.

Посмотри, как он хорош,

Край, в котором ты живешь,

Край, наполненный листвой,

Береги его, он твой.

Думаю, что каждый из нас должен помнить и любить свой родной край, свою Родину, будь она большая или маленькая, уважать ее, знать ее историю, защищать, если потребуется. И, конечно же, безгранично любить родную сторону.

Список использованной литературы.

Валиев Ф.Х. История Кукмора. Медные заводы. – Казань: «Идел-Пресс», 2013. ‒ 216 с.

Ялкын. – № 12. – 2013.

Начальная школа. – № 11. – 2006.

Кукморский край: научно-популярное издание / Автор-составитель С.А.Сафина ‒ Изд. дом «Новости МИРА», 2010. – 272 с.