Использование проектной деятельности при изучении иностранного языка

№53

Резеда НИКОНОВА,

учитель английского языка первой квалификационной категории школы №71 г.Казани

Работая учителем английского языка восьмой год, я всегда стараюсь подходить к своей работе творчески. Сама наша профессия заставляет нас «шагать в ногу со временем»: внедрять в процесс обучения прогрессивные педагогические технологии. При внедрении новых педагогических технологий существенным образом меняются формы учебной деятельности, реализуются деятельностные подходы, увеличивается доля самостоятельности учащихся, увеличивается объем используемых средств для процесса обучения, расширяются рамки каждой учебной темы.

Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения.

Сегодня метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний. В последние годы эта технология все более широкое распространение находит и в обучении иностранным языкам.

Основная задача – вооружить выпускника определенным объемом знаний, умений и навыков, научить его самостоятельно добывать эти знания и умело применить, уметь работать с информацией, то есть владеть умениями критического и творческого мышления, поскольку объем информации в настоящее время удваивается буквально за несколько месяцев, знания быстро устаревают, теряют свою актуальность. Выпускник должен уметь использовать получаемые знания на практике, в нетрадиционных ситуациях, то есть быть социально мобильной личностью, которая сможет после окончании школы приспособиться к современным условиям жизни, будет конкурентноспособным.

Почему мы обращаемся к проектной форме организации учебной деятельности на уроках английского языка? Данная работа способствует:

– развитию эмоционально-волевой сферы ребенка;

– развитию интеллектуальных способностей ребенка;

– развитию креативных способностей;

– развитию навыка коллективного способа учебной деятельности.

Кроме того, проектные виды работ предусмотрены в качестве ведущих во всех современных учебно-методических комплексах зарубежных и отечественных авторов. Так как этот метод способствует развитию индивидуально-коммуникативных особенностей личности школьника, обогащению поликультурных знаний, создает максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческих способностей и талантов ребенка, выявляет его индивидуальность, ярче раскрывает творческий потенциал. А также, что не маловажно, способствует повышению уровня компетенции и самого учителя.

Работа над проектом на уроках английского языка имеет свою четко выраженную структуру и поэтапность:

1. Определение проблемы.

2. Выдвижение гипотезы.

3. Проведение исследования.

4. Оформление результатов исследования.

5. Презентация результатов проекта.

6. Формулировка выводов и определение новых задач для проектов.

В качестве проектной работы учащимся могут быть предложены самые различные виды коллективных дел. Проектные работы могут быть использованы для:

а) художественных оформлений и презентаций литературных переводов;

б) составления тематических буклетов;

в) компьютерных презентаций групповых проектов по проблеме;

г) составление альбомов-путеводителей;

д) изготовление и презентация макетов и иллюстраций;

е) оформление страниц web-сайтов.

По окончанию проектной работы каждый ученик довольно ясно представляет себе цепочку его личных знаний. Эта условная цепочка состоит из следующих звеньев:

Знаю что? – четкое представление о содержании своего знания.

Знаю как? – как использовать имеющиеся знания, каковы способы моего личного действия в работе над проектом.

Знаю для чего? – для чего нужна мне та или иная информация, те или иные лингвистические знания.

Знаю: Я – мои знания – мое достояние, я формирую свой образ мыслей, свой путь, свою субъективную картину мира. Я вношу вклад в общее дело.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что организация учебной деятельности на основе проектной методики:

– мотивирует каждого ученика на изучение иностранного языка, обогащая среду учебной деятельности;

– заставляет ученика думать и анализировать;

– требует активного творческого участия в учебном процессе, избавляя от рутинной работы;

– способствует многократному повторению и закреплению материала;

– способствует общему прогрессу ученика.

Проектная деятельность повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого ученика как индивида. Самое важное то, что ребенок, а не учитель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация. Проект – это возможность учащихся выразить собственные идеи в удобной для них, творчески продуманной форме.