Эколого-технологическое образование на основе взаимодействия средней и высшей школы

№53

Гульназ ГАЛЕЕВА,

директор средней школы № 86 с углубленным изучением отдельных предметов г. Казани

Несмотря на высокую информированность подрастающего поколения в вопросах общей экологии, фактическое отсутствие знаний в области промышленной экологии обуславливает невозможность формирования инициативной, экологически грамотной, технологически ориентированной личности, в будущем специалиста высокой квалификации, призванного решать сложные инженерные задачи с учетом охраны окружающей среды.

Проблема создания высоких технологий будущего требует выявления и соответствующей подготовки одаренных детей, обладающих нестандартным мышлением. Однако новые экономические условия резко ограничивают возможности получения высококачественного бесплатного образования. Поэтому только союз довузовских структур на базе школ и ведущих технических вузов способен реализовать специализированное обучение одаренных детей из малообеспеченных семей.

Целью данного образовательного модуля является разработка механизмов и форм довузовской структуры подготовки школьников по системе «школа-вуз-производство», их ранней социализации и адаптации в условиях перехода к рыночной экономике и воспитания конкурентоспособной, творческой личности.

 По реализации образовательного модуля работа ведется в нескольких направлениях:

• углубленное изучение ряда общеобразовательных и специальных дисциплин с целью эффективности подготовки к ЕГЭ и адаптации к условиям высшей школы, согласно разработанным преподавателями и ведущими специалистами КНИТУ (КХТИ) авторским программам;

• обязательная научно-исследовательская работа школьников;

• гуманитаризация образования;

• целенаправленная организация внеклассной работы колледжистов.

Что касается первого направления, в довузовской структуре («эколого- технологическом колледже»), организованной на базе нашей школы в 1998 году в сотрудничестве с кафедрой промышленной технологии КХТИ предусматривается углубленное изучение ряда дисциплин:

            • общеобразовательные предметы: неорганическая химия, органическая химия, математика, физика.

             • специальные дисциплины: качество жизни, промышленная экология, экобиотехнология, прикладная биология, основы экономических знаний, основы научных исследований.

Реализация второго направления осуществляется исходя из принципа вовлечения в исследовательский процесс как всех колледжистов, так и тьюторская работа с одаренными детьми.

  1. Проведение экспериментальной работы эколого-биологической значимости в лабораториях промышленной биотехнологии КНИТУ-КХТИ с учащимися X – XI классов.
  2. Изучение химической посуды.
  3. Изучение общей загрязненности воды (ХПК).
  4. Определение активности амилазы слюны и т.д.

Индивидуальная работа с одаренными детьми предусматривает проведение научно-исследовательской работы как теоретической, так и прикладной значимости в соответствии с научно-исследовательской работой базовой кафедры, что обуславливает возможности приобретения старшеклассниками профессиональных навыков и умений, а так же научить старшеклассников принимать в некотором роде самостоятельные решения при реализации творческих произведенных задач. Таким образом, осуществляется технологическая ориентация школьников.

Научно-исследовательские  работы школьников получают высокую оценку. Учащиеся нашей школы являются лауреатами премии президента РФ, победителями и призерами Всероссийских научно-практических конференций.

Кроме того, в рамках научно-исследовательской работы школьников в довузовской структуре элементом образовательного компонента является проведение школьной научно-практической конференции «Научный потенциал – XXI век» один раз в два года.

Обязательным аспектом образовательного модуля является гуманитарное образование колледжистов. Оно предусматривает:

  1. Изучение наследия отечественной и мировой культуры (художников, писателей, знаменитых личностей) учащимися IX – XI классов с учетом специфики класса и классного руководства с обязательной защитой индивидуальной темы в виде презентации, фильма.
  2. Разработка (командой в составе 2 – 3 учащихся) кодекса мужской и женской красоты с обязательной защитой и оппонированием противоположенных сторон.
  3. Интернациональные познавательные встречи, вечера.

В нашей школе ежегодно устраиваются организационные мероприятия со студентами кафедры производственной биотехнологии КНИТУ-КХТИ из Вьетнама.

Разработка эколого-экономических проектов является приоритетным направлением. Проект учащихся XI класса «Экодом – 2012» под девизом «Экологично, экономично, эстетично!» получил высокую оценку  ведущих специалистов республики. Демонстрация лучших проектов была проведена в Химграде при запуске совместного КНИТУ-КХТИ и технополиса «Химград» «Иновационный полигон «Татарстан – территория будущего».