Использование дистанционных электронных ресурсов при подготовке к олимпиадам по биологии и экологии

№51

Искандер НАБИУЛЛИН,

учитель биологии лицея-интерната №24 г. Нижнекамска

«Что происходит во время темновой фазы фотосинтеза?» На этот вопрос не смог ответить ни один из моих друзей и знакомых. Я расспросил все свое ближайшее окружение. Не смогли не только ответить про темновую фазу, даже не смогли дать правильное определение фотосинтеза. Только один сумел ответить верно о том, что такое фотосинтез. Оказалось, что в школе он увлекался биологией. Но таких – единицы. Фотосинтез – один из фундаментальных биологических процессов. Хотя в школе его все изучают, но знания большинства об этом процессе сводятся к несвязным мыслям о кислороде и углекислом газе. Также расспросил друзей о строении клеточной стенки грибов, спорофиллах папоротников, об особенностях выделительной системы членистоногих. Ни на один из этих вопросов правильного ответа я не получил. Все опрошенные – люди с высшим образованием, успешные в жизни. Многие из них учителя.

Опрос друзей заставил меня еще чаще задумываться над вопросом: для чего мы учимся в школе? Многое, что мы изучаем в школе – остается пылиться в закромах нашей памяти, при необходимости не можем даже извлечь их оттуда.  Поэтому у меня как у учителя возникает когнитивный диссонанс: нужно учиться в школе, изучать предметы по программам и стандартам, но это все забывается и не используется в жизни. К тому же это скучно и не интересно. Думаю, у каждого учителя, который с осознанием подходит к своей работе, возникает такой диссонанс. Логично возникает вечный вопрос: что делать?

Обычно в классе один-два ученика, которые связывают свое будущее с биологией или медициной. Такие ученики изучают биологию достаточно углубленно, как правило, они участвуют в олимпиадах, конференциях. Остальные относятся к биологии с глубоким равнодушием. Моя задача – пробудить у таких детей интерес изучать биологию. Нужно сделать так, чтобы для детей учеба была интересной и полезной.

Поэтому я поставил себе задачу обучать детей биологии так, чтобы это было интересно и полезно. Хочу сказать, что работа учителя – сложнейшая работа, с которой я когда-либо сталкивался. Очень сложно мотивировать детей учиться, особенно в нынешнее время, когда ребенку интересно все, но только не учеба. Поэтому постоянно приходится читать, искать, придумывать что-то и воплощать это в жизнь. В течение четырех лет педагогического опыта я накопил небольшую методическую базу. В этом эссе я хочу поделиться своими приемами, которые использую в своей работе. Эти приемы я называю «фишками». У каждого педагога есть подобные «фишки». По педагогике много теоретической литературы, но мне гораздо интереснее изучать реальный опыт своих коллег. Думаю, другим учителям это тоже интересно. Если мое эссе будет опубликовано, возможно, что-то окажется полезным и для моих коллег.

Эссе. Эссе отличается от стандартных сочинений тем, что не ставит узких рамок. Ребенок может писать о том, о чем думает. Я не ставлю никаких жестких рамок в эссе, позволяя ребенку творить. К сожалению, жесткие рамки в изучении школьных предметов ограничивают творческую свободу ребенка, формируют у него шаблонное мышление. Сегодня особенно важно умение творить и придумывать что-то новое. Я формулирую нестандартные темы эссе. Например, эссе от имени какого-либо организма или органа («Я – муравей», «Я – бактерия», «Я – сердце человека», «Я – головной мозг человека» и т.п.). Когда ученики входят в роль организма, они лучше понимают его строение и роль в природе. Другая тема – эссе о путешествии в биологические структуры и системы, например в клетку, хлоропласт или сердечно-сосудистую систему. Эссе о таком гипотетическом путешествии позволяет лучше понять строение и работу структур организма. Нестандартные темы эссе развивают воображение и творческое мышление ученика.

Интервью. Ученики пишут гипотетическое интервью с каким-нибудь организмом или биологической структурой, например, интервью с глазом или пчелой. Такое интервью развивает воображение и способствует лучшему пониманию предмета. Также даю детям задание составить интервью с известными учеными-биологами, например, с Г. Менделем, Ч. Дарвиным, К. Линнеем, И. Сеченовым, В. Вернадским.

Рекламные проекты. Дети рекламируют и убеждают своих одноклассников и учителя купить какой-нибудь организм или биологическую структуру, например,  митохондрию, хлоропласта, дождевого червя, губку и др. Для этого дети готовят рекламный плакат, буклет или видеоролик, после чего выступают с рекламной презентацией. Такая деятельность помогает ребенку лучше понять роль и функцию живых организмов в природе и разных структур в организме.

Газета. Учащиеся выпускают газету на биологическую тему, например, про кровь, нервную систему, кишечнополостных, кольчатых червей и др. Благодаря этой работе ученики лучше усваивают учебный материал, и также осваивают навыки дизайна.

Видеофильмы. Ученики снимают короткометражные фильмы с собственным участием. Например, весной в лицее мы проводим фестиваль экологических фильмов. Все лицеисты делятся на группы и снимают короткие фильмы об экологических проблемах (загрязнение, сокращение биоразнообразия, мусор и т.д.). В фильме ученики должны показать экологическую проблему и пути ее решения. Благодаря этому ученики понимают аспекты охраны природы и осваивают навыки видеомонтажа, сегодня это особенно актуально.