Муниципальная педагогическая мастерская «Инклюзивная школа»
№52
(Из опыта работы)
Елена КРЕЧЕТОВА,
методист Управления образования Нижнекамского района
Оксана БАКЛАНОВА,
учитель-логопед Центра диагностики и консультирования психолого-педагогической и медико-социальной помощи Нижнекамского района
Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями, которые вступят в силу с 1 сентября 2016 году, призывают современную систему образования подстраиваться под индивидуальные образовательные потребности каждого ребенка. Мы обязаны создать условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в школах по месту их проживания, формирования в обществе позитивного отношения к детям с особыми образовательными потребностями. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс в школах общего типа совместно с их здоровыми сверстниками называется инклюзией. При инклюзивном подходе необходимо не столько адаптировать учеников с теми или иными трудностями в обучении к существующим требованиям стандартной школы, сколько реформировать школы и искать иные педагогические подходы к обучению.
К сожалению, приходится констатировать неготовность всех участников образовательного процесса (педагогов, здоровых учеников, учеников с ОВЗ, родителей) к инклюзии. В мышлении взрослых и детей есть психологические барьеры, которые не снимутся только созданием безбарьерной среды. Инклюзивной должна стать не какая-нибудь отдельная школа, а сама система образования.
В нашем Нижнекамском районе с целью внедрения ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в сентябре 2014 года запустили муниципальную педагогическую мастерскую «Инклюзивная школа» для решения задач:
۷ изучение вопросов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями;
۷ проектирование уроков с учетом потребностей и возможностей данной категории детей, использование коррекционных технологий в обучении;
۷ повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в области технологий и методик инклюзивного обучения и формировании толерантного отношения к особым детям.
В состав педагогической мастерской вошли методисты учебно-методического отдела Управления образования, специалисты территориальной ПМПК, завучи и учителя начальных классов образовательных учреждений. Первоначально работа педагогической мастерской была рассчитана на период 2014 – 2016 гг. и включала параллельное с изучение нормативных документов и обязательную практическую часть. Ежемесячно, по графику, специалисты собирались для проектирования урока с учетом новых знаний, а на следующий день по итогам просмотра урока анализировали полученный результат. Таким образом, все участники проекта имели возможность опробовать на практике полученные знания и в равной степени несли ответственность за результат. Появилось понимание в необходимости использования коррекционных технологий в обучении детей. Мы получили педагогов способных продолжать данную работу в своих коллективах.
В апреле 2016 года Постановлением заместителя руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского района 8 школ, участвующих в «Педагогической мастерской», определены как базовые инклюзивные школы. В 2016 – 2017 учебном году основной задачей педагогической мастерской станет оказание методической помощи при внедрении ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Планируем работу по проектированию уроков с учителями I и IV классов, а также ряд обучающихся семинаров для педагогов, на базах образовательных учреждений для детей с ОВЗ, с приглашением узких специалистов.