Мнемотаблицы в логопедической работе

№52

Зульфия ФАЙЗУЛЛИНА, Гузель ГАРИФУЛЛИНА,  Альфира ИЛЬИНА,

учителя-логопеды детского сада комбинированного вида №18 «Улыбка» г. Азнакаево  

Мнемотехника эффективно используется в логопедической практике на этапе автоматизации звуков. При произнесении текста с опорой на зрительный анализатор,  ребенок непроизвольно запоминает информацию. Основой мнемодорожек послужили известные скороговорки, чистоговорки, стихи и красочные иллюстрации из книг. Текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Таким образом, развиваются мыслительные процессы, позволяя ребёнку за несколько минут запомнить и рассказать небольшое стихотворение, тем самым способствуя развитию речи детей. Разработанные мнемотаблицы и речевой материал можно  успешно использовать на индивидуальных и подгрупповых занятиях по автоматизации  звуков.

Автоматизация звука [ш]

• На горе, на горушке

Стоит избушка.

В этой избушке

Живет старик со старушкой.  (Слайд №1)

• Кошка на окошке

Рубашку шьёт,

Кукушка в сапожках

Избушку метёт.  (Слайд №2)

                         ***

Автоматизация звука [ж]

Жук

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руке –

Пусть лежит в кармашке.

Ой, упал, упал мой жук

Нос испачкал пылью.

Улетел зеленый жук,

Улетел на крыльях. (Слайд №3)

            ***

                 Жираф

 Чтоб жираф не был простужен,

 В стужу шарф жирафу нужен.

 И жена жирафу вяжет

 Шесть шарфов из рыжей пряжи.  (Слайд №4)

                           ***

          Автоматизация звука [ч]

Много разных есть ключей:

Ключ — родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.  (Слайд №5)

• Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.  (Слайд №6)

• Черепаха в челноке

Везет чернику по реке. (Слайд №7)

               ***

Автоматизация звука [щ]

Два щенка щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.

Да у щетки половой

Палка есть над головой

Палка щелк щенков с плеча,

Два щенка ушли ворча. (Слайд №8)

• Целый день поет щегол

В клетке на окошке,

Третий год ему пошел,

А он боится кошки.  (Слайд №9)

                 ***

              Чудовище

Живет в пещере чудовище.

Хранит в лапищах сокровище.

У чудовища – длинный хвостище,

Кривы на лапищах когтищи.

Да ты не бойся, малышка!

Чудовище это – мышка!

Пещера – мышкина норка,

А сокровище – хлебная корка!  (Слайд№10)

• Ящерка на ялике

Овощи на ярмарку

В ящике везла  (Слайд №11)

 

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. 1.                  Барсукова Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек // Логопед. – №5. – 2009.
  2. 2.                  Волина В.В. Праздник букваря. – М.: АСТ-Пресс, 1996.
  3. 3.                  Герасимова А.С. Энциклопедия обучения и развития дошкольника. – С-Пб.: Изд. дом «Нева», 2000.
  4. 4.                  Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. – С-Пб.: Дельта, 1997
  5. 5.                  Новоторцева Н.В. «Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ш], [ж], [ч], [щ]. – Ярославль: Академия развития, Академия, К. – 1999.
  6. 6.                  Светлова И.Е. Домашний логопед. – М.: Эксмо, 2008.
  7. 7.                  Селиверстов В.И. Игры в логопедической работе с детьми. – М.: Просвещение, 1987.
  8. 8.                  Соколенко Н.И. Посмотри и назови. Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. – М.: АСТ-ЛТД, 1997.
  9. 9.                  Степанов В. Живая азбука. – М.: Фламинго, 2003.
  10. 10.              Теремкова Н.Е. Логопедические домашние задания для детей 6 –7 лет с ОНР. – М.: Гном и Д, 2006.