Путешествие в страну Доброты и Вежливости
№52
Гульгена СУНГАТУЛЛИНА,
учительница начальных классов высшей квалификационной категории Бишевскай средней школы Апастовского района
Цель: способствовать нравственному развитию личности учащихся.
Задачи:
1) познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи «вежливых» слов;
2) развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
3) воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Ход мероприятия
I. Организационный момент
Приветствие.
‒ Здравствуйте!
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
- • желаю (соприкасаются большими пальцами);
- • успеха (указательными);
- • большого (средними);
- • во всём (безымянными);
- • и везде (мизинцами);
- • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
‒ Я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
II. Введение в тему занятия
‒ Сегодня мы поговорим о важном качестве человека. А чтобы узнать, что это за качество, послушайте отрывок из песни. (Песня «Дорогою добра»)
‒ Ребята, предположите, пожалуйста, о чём мы будем говорить на этом занятии?
‒ Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну – страну «Доброты и вежливых слов».
III. Путешествие в страну «Доброты и вежливых слов»
‒ А отправимся мы с вами на ракете. Наша ракета называется «Дружба».
‒ К запуску ракеты хорошего настроения приготовиться! (выставляет большой палец).
‒ Есть приготовиться!
‒ Надеть скафандры! (делает вид, что надевает на голову шлем)
‒ Есть надеть скафандры!
‒ Пристегнуть ремни! (хлопает в ладоши)
‒ Есть пристегнуть ремни!
‒ Включить контакт! (прикасается указательным пальцем левой руки к указательному пальцу правой)
‒ Есть контакт!
‒ Ключ на старт! (поднимает правую руку вверх)
‒ Есть ключ на старт!
‒ Включить моторы!
‒ Есть включить моторы!
‒ Раз, два, три, вжик! (делает вращательные движения рук около груди)
‒ Вжик, вжик, вжик.
‒ Начать отсчет времени! (все вместе считают: «10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1»)
‒ Пуск!
‒ Ура! (бурные аплодисменты)
‒ Первая станция на нашем пути – это станция «Доброта»
‒ Ребята, а что такое – ДОБРОТА?
‒ Давайте прочитаем, высказывание великого писателя Л.Н.Толстого:
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)
‒ А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми?
‒ А вот как толкуется значение слова «добрый» в толковом словаре: Добрый – это человек, делающий добро другим, отзывчивый.
‒ Сейчас разделимся на 2 группы. Перед вами карточки со словами (доброжелательный, вежливый, грубый, неучтивый, умеет прощать обиды, чуткий, отзывчивый, помогает в беде, часто ссорится, вспыльчивый, скромный, общительный, ласковый, наглый, внимательный, жадный, крикливый, бескорыстный). Вам нужно выбрать из этих слов только те, которые относятся к добрым людям.
‒ Следующая станция «Копилка добрых поступков»
Послушайте сказку В.А.Сухомлинского «Как белочка дятла спасла»
Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, облетели шишки на ёлках, Нечего есть дятлу. Сколько ни стучит о лёд, до коры не достучится. Сколько ни бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.
Сел дятел на ель и плачет. Падают горькие слёзы на снег, замерзают. Увидела белочка из гнезда – дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к дятлу.
‒ Почему это ты, дятел, плачешь?
‒ Нечего есть, белочка…
Жалко стало белочке дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел дятел возле шишки и начал клевать клювом.
А белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
Вопросы для анализа:
● Какое чувство у вас возникло к герою сказки – дятлу?
● Какое к белочке? Охарактеризуйте её?
● Почему радуются бельчата и белочка?
● Какое дело совершила белочка?
● Могла бы белочка поступить иначе? Чем бы это обернулось?
‒ Ребята, о человеке судят по его поступкам. Нельзя быть равнодушным к беде других людей. Если поможешь ты, тогда помогут и тебе.
Стать добрым волшебником
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить желанье другого
Одно удовольствие
Честное слово!
‒ Следующая станция «Ежели вы вежливы»
Игра: «Доскажи словечко».
Ярко солнышко встало опять –
(доброе утро!) должны вы сказать.
Пора за стол. Всё для еды накрыто
Желаем всем … (приятного аппетита!)
Мы поведением своим
Другим пример покажем:
Сначала вкусно поедим,
Потом … (спасибо!) скажем.
Гость решил домой пойти,
Скажем… (доброго пути!)
Ты чихнул?
Без лишних слов
Мы желаем: … (будь здоров!)
Волшебники – гномы немало для нас
Чудесного сделать могли бы,
Но больше чудес совершает в сто раз
Волшебное слово … (спасибо!)
Вечером, спать ты хочешь очень.
Всем скажи: … (спокойной ночи).
‒ А как называются эти слова?
‒ Правильно, это волшебные слова.
‒ А что говорят о человеке, который использует в своей речи волшебные слова?
‒ Сейчас мы поиграем в игру «Атомы и молекулы».
‒ Все игроки – атомы. Атомы беспорядочно перемещаются по залу. По моей команде вы должны объединиться в молекулы – в пары. И нужно говорить друг другу комплементы, т.е. что-то приятное.
‒ Итак, я попеременно буду подавать команды «Атомы!» и «Молекулы!» (Не уточняя, сколько детей должно объединяться в группы. Скорее всего, дети будут группироваться парами.) Но выбирать одних и тех же нельзя, молекулы должны быть все время разные.
‒ Я буду очень рада, если вы будете чаще употреблять вежливые слова, проявлять вежливость не только на словах, но и в поступках.
‒ А теперь все встаньте все. Я буду называть поступок, а вы будете хлопать, если вежливо, и топать, если не вежливо.
* Поздороваться при встрече?
* Толкнуть, не извиниться?
* Помочь подняться упавшему?
* Не уступить место старшему в автобусе?
* Громко кричать в школе?
* Оговариваться с мамой?
* Поблагодарить бабушку за пирог?
* Обижать котёнка?
* Пожелать спокойной ночи брату?
4. Рефлексия
‒ Закончите, пожалуйста, предложение: «После классного часа я захотел …»
5. Итог
Добрые слова – корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды,
Добрые сердца – сады.
‒ Ухаживайте за своим садом и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!
‒ А вас всех я благодарю за хорошую работу.