Как живут животные?

№52

(Окружающий мир. I класс)

Джамиля НАСИБУЛЛИНА,

учитель начальных классов средней школы № 10 г. Казани

Тип урока: изучение нового материала

Цели:

1) познакомить с жизнью животных;

2) научить находить признаки живого у животных;

3) называть условия, необходимые для их жизни;

4) развивать речь, коммуникативные навыки;

5) воспитывать бережное отношение к природе.

Формирование УУД

Личностные: выражать свои эмоции после просмотра отрывка из фильма о животных.

Регулятивные: определять и формулировать цель собственной деятельности на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение о признаках животного как живого существа.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в учебнике; использовать полученную информацию делать выводы.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся научатся: находить признаки живого у животных; называть условия, необходимые для их жизни, бережному отношению к природе.

Личностные: уметь объяснять свое отношение к предложенным ситуациям.

Метапредметные: понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить и оценивать свои учебные достижения.

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель собственной деятельности на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение о признаках животного как живого существа.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в учебнике; использовать полученную информацию делать выводы

Межпредметные связи: технология («Животные»).

Ресурсы:

основные: учебник (Плешаков А.А., С. 72−73), рабочая тетрадь (Плешаков А.А., С. 50−51), электронное приложение;

дополнительные: отрывок из фильма «Царство Русского медведя» − «Тайга и Каспий»; презентация «Животные».

Материал: цветные фишки; ножницы и клей для работы с тетрадью.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.

Ход урока

I. Организационный момент

− Улыбнёмся друг другу, пожелаем себе и одноклассникам удачи и начнем урок.

1. Актуализация изученного.

− Отгадайте загадку:

Дом открыт со всех сторон.

В доме тысячи колонн.

Под колоннами – ковры.

Над колоннами – шатры.

Тут живут и на коврах,

И в колоннах, и в шатрах. (Лес)

− Сегодня мы с вами откроем тайны леса.

− Что есть в лесу и кто в нём обитает?

II. Повторение изученного

(Включается музыка. Лес.)

Лес без растений – не лес.

1)

− На какие группы можно разделить все растения? (Деревья, кустарники, травы.)

− Чем отличаются деревья от других растений? Прикрепляйте деревья.

− Чем отличаются кустарники от других растений? Прикрепляйте кустарники.

− Чем отличаются травы от других растений? Прикрепляйте травы. Как вы думаете, растения – живые?

− Докажите. (Вывешиваются карточки с признаками, что растения живые: дышат, растут, питаются, приносят потомство, умирают.)

− Чтобы все растения смогли жить, что им необходимо? (Вывешиваются карточки  со словами: вода, воздух, тепло, свет.)

2)

− Кто ещё живёт в лесу? (Животные.)

− Перед вами разные животные (игрушки).

(Работа в группах.)

− Мальчики, выбирайте только тех, кто из них живет в лесу. Как их называют? (Дикие животные.) Почему? (Сами себе добывают пищу.)

− Всех остальных животных берут девочки. Как их называют? (Домашние животные.) Почему? (За ними люди ухаживают.)

− Где ещё могут жить животные? (Луг, болото, море, река и т.д.)

− Я вам раздам ещё несколько животных (игрушек). Ребята, на какие  группы вы их можете разделить?

(Работа в паре.)

►      Рыбы – это водные животные, тело которых покрыто чешуёй.

►      Насекомые – это животные, у которых шесть ног.

►      Птицы – животные, тело которых покрыто перьями.

►      Звери − животные, тело которых покрыто шерстью.

III. Изучение нового материала

1)

− Сегодня мы должны выяснить, что необходимо животным для жизни.

(Работа с учебником: С. 72−73)

−Мы должны сегодня выяснить, что необходимо животным для жизни. (Размножение животных.)

− Мы все знаем, как появляются на свет животные, у нас есть дома кошки, собаки и другие животные. Поиграем в игру, в ходе которой я узнаю, знаете ли вы, как называют детёнышей некоторых животных. Я назову взрослое животное, а вы – его детёныша.

Игра «Потерялись малыши»

Помогите малышам:

Потеряли дети мам.

Без родителей, одни

Попадут в беду они.

Помогите малышам!

Поскорей найдите мам!

Ученики отвечают на вопросы:

1. Волк − волчонок 

2. Кабан − поросёнок 

3. Медведь − медвежонок 

4. Белка − бельчонок 

5. Ёж − ежонок 

6. Лось − лосёнок

7. Заяц − зайчонок

8. Мышь − мышонок

9. Олень − олененок

10. Кошка − котенок

11. Собака – щенок

Вывод: «Животные приносят потомство (размножаются) и заботятся о нем».

2)

− Животное родилось и что ему сразу необходимо?

(С.72 учебника, задание № 1. Дети рассматривают верхний рисунок и называют, кто на нем изображен. Затем находят корм каждого животного, обозначая животное и его корм фишками одного цвета. После взаимопроверки, дети могут самостоятельно соединить пары рисунков линиями.

− Определите, кто что ест.

− Сделайте вывод: все животные питаются.

− Но для роста им нужна не только пища, но и вода.

3)

− Что должны делать животные, в отличие от растений, чтобы добыть пищу? (Передвигаться.) С помощью чего разные животные могут передвигаться?

(Работа с учебником: С.72, задание № 2)

− У кого на столе есть  птица? Покажите, пожалуйста: как они передвигаются? (Летают.)

−У кого на столе есть звери, насекомые? Покажите, пожалуйста: как они  передвигаются? (Бегают.)

− У кого на столе есть рыбы? Покажите, пожалуйста: как они  передвигаются? (Плавают.)

− А у кого есть змеи? Они как передвигаются? (Ползают.)

Вывод:

−Итак, все животные передвигаются: летают, бегают, прыгают, плавают, ползают. Благодаря этому они добывают пищу и воду не только себе, но и своему потомству.

Физминутка

Тәрәзә каршына

Килгән бер чыпчык

Мине чакыра

Чык әле,чык.

Алдый ул,беләм

Гел шулай итә.

Йөгереп чыксам

Оча да китә.

4)

− Где животные выводят своё потомство? (В жилищах.)

− У разных животных жилище называется по разному. Какие вы знаете? (Берлога, нора, гнездо, дупло, хатка и т.д.)

(Работа с учебником: С.73, задание 3)

(Работа организуется следующим образом: учитель  читает загадку о животном, дети обозначают это животное и его постройку фишками одного цвета.)

− Отгадайте загадки, Муравьишки, кто, где живет?

Роет, роет,

Ход подземный строит,

Роет-строит ловко

Спальню и кладовку. (Хомяк)

Работящие зверьки

Строят дом среди реки.

Если в гости кто придет,

Знайте, что из речки вход! (Бобры)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик над окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Модница крылатая,

Платье полосатое.

Ростом хоть и кроха,

Укусит − будет плохо.

Ловко вылепит гнездо,

Высоко висит оно. (Оса)

− Соотнесите животное и его жилище. Почему не на открытом месте? (Там тепло.)

Вывод: же ещё необходимо животным для жизни? (Тепло.) (Вывешивается карточка с надписью – «тепло»)

− Итак, давайте вспомним, что необходимо животным для жизни? (Пища, вода, тепло.) 

− В чём же ещё нуждается каждое живое существо? (Воздух, свет.) (Вывешиваются карточки с этими надписями.)

Вывод. Подумайте и объясните: что необходимо животным для жизни?

(Пища − для питания, воздух − для дыхания, вода − для питья, тепло − для того, чтобы не замерзнуть; свет − для того, чтобы видеть все вокруг.)

− Как вы считаете, мы доказали, что животные – живые организмы? (Да, доказали. Подтверждение этому мы нашли в учебнике, на С.73.)

IV. Закрепление изученного

− Прочитайте ещё раз все условия жизни животных. Все эти условия животным даёт природа. Эти же условия нужны не только лесным животным, но и домашним, и экзотическим, которые живут в других странах.

Но есть ещё одно условие, без которого животные не смогут жить. Оно зависит от человека. Это забота человека о животных.

− Как мы можем заботиться о животных? (Ответы детей.)

− Но не всегда человек должен заботиться о животных, особенно о диких животных. Есть случаи, когда нам лучше не вмешиваться в дела природы, иначе многие животные и растения  погибнут.

V. Рефлексия

− Оцените свои достижения на уроке: выбери смайлик.

− Объясните свой выбор:

•        Сегодня на уроке мне было трудно …

•        Сегодня на уроке мне было легко …

•        Сегодня на уроке мне было интересно …