«Путешествие по поэтической стране Агнии Львовны Барто»

(Литературное чтение. II класс)

Наиля ХРАМОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №9 г.Елабуги

Венера СИБИГАТУЛЛИНА,

учитель начальных классов I квалификационной категории средней школы №9 г.Елабуги

Цели  урока:

  • расширить знания детей о творчестве А.Л.Барто, познакомить с эпизодом из ее жизни;
  • формировать у детей устойчивый интерес к чтению;
  • побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.
  • учиться выразительно и артистично исполнять стихотворные произведения и прозу;
  • воспитывать аккуратность, самостоятельность, критичность и самокритичность в школьной и повседневной жизни;
  • развивать речь учащихся;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;
  • воспитывать активность, усидчивость, прилежание в процессе учения;
  • воспитывать уважение к товарищам;
  • создать благоприятные условия для формирования классного микроклимата, сохранения психического и эмоционального здоровья школьников в школе;

Оборудование: портрет А.Л.Барто; выставка книг Барто; аудиозаписи с голосом А.Л.Барто; оборудование для показа видео презентации; стенгазета, посвящённая А.Л.Барто, рисунки игрушек.

Ход  урока

Ребята II классов, родители и гости рассаживаются в литературной гостинной. Звучит песня-вальс В.А.Долиной:

Ба-ба-ба-ба-бабушка Барто.

Знала и про это, и про то,

Знала, никому не говорила,

Знала то, чего не знал никто.

Бросит зайку кто-нибудь в саду –

Бабушка Барто, скользя по льду,

Прибежит, обнимет, приголубит,

Одолеет зайкину беду.

Таня громко плачет – ничего.

Бабушка Барто сильней всего:

Все на свете мячики поймает,

Переловит все до одного.

Выходит ведущий.

Ведущий. Наш урок начинается! Ребята, в этом году 17 февраля 2016 года исполняется 110  лет со дня рождения детской писательницы Агнии Львовны Барто и 35 лет со дня её памяти. Это наш традиционный урок в литературной гостиной. Сегодня он посвящён творчеству А.Л.Барто и называется  «Путешествие по поэтической стране Агнии Львовны Барто». Ребята второклассники приготовили целый сборник веселых сцен, стихов и шуток.

Учениками 2В класса разыгрывается произведение «А, здравствуйте…» (сценка с клоунами).

Выходят два клоуна и начинают вести разговор:

1-ый клоун. А, здравствуйте… Я смотрю – вы ли, не вы ли?

2-ой клоун. Что вылил? Я ничего не вылил…

1-ый клоун. Да, не вылил! Я говорю – вы ли, не вы ли?

2-ой клоун. Ах, выли (в публику)… Кто? Они выли? А зачем они выли?

1-ый клоун. Да, нет же… Я говорю про вас–вы ли, не вы ли?

2-ой клоун. Нет, я не выл!

1-ый клоун. Ну, и они не выли!

2-ой клоун. Боюсь, вы один понимаете, что вы хотите сказать!

1-ый клоун. Нет, не я один, а мы…

2-ой клоун. Кто это – мы?

1-ый клоун. (объясняя жестом) Вы, мы, ты, я…

2-ой клоун. Кто – вымытые?

1-ый клоун. Да, нет, я про всех говорю – вы, мы, ты, я…

2-ой клоун. Все вымытые? (в публику) Это они вымытые? А кто же, по-вашему, невымытый? Про кого вы говорите? Не про меня ли?

1-ый клоун. Что променяли?

2-ой клоун. Я говорю – не про меня ли?

1-ый клоун. Ах, вас не променяли!

Вместе. Нет, нам никак не разобраться.

Наш праздник может начинаться!

– Дорогие ребята! Начали мы своё путешествие с клоунады, которую сочинила Агния Львовна Барто.

Автобиография А.Л.Барто (видеоролик на интерактивной доске)

Вы были совсем маленькими, а уже знали стихи про Мишку, про девочку Таню, которая заплакала, когда мячик упал в воду. Про мальчика в матросской шапке, который сам пускает кораблики. Давайте вспомним ваши первые стихи, которые вошли в первую книгу «Игрушки»

Ребята из 2в класса показывают монтаж  «Игрушки».

«Игрушки»

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу –

Потому что он хороший.

Зайку бросила хозяйка –

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Спать пора! Уснул бычок,

Лёг в коробку на бочок.

Сонный мишка лёг в кровать,

Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,

Он слонихе шлёт поклон.

Идёт бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

– Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

У меня живёт козлёнок,

Я сама его пасу.

Я козлёнка в сад зелёный

Рано утром отнесу.

Он заблудится в саду –

Я в траве его найду.

Самолёт построим сами,

Понесёмся над лесами.

Понесёмся над лесами,

А потом вернёмся к маме.

Горит на солнышке

Флажок,

Как будто я

Огонь зажёг.

Матросская шапка,

Верёвка в руке,

Тяну я кораблик

По быстрой реке.

И скачут лягушки

За мной по пятам,

И просят меня:

– Прокати, капитан!

Ведущий. Вы подросли, и вместе с вами «выросли» стихи Агнии Барто. Они расскажут вам веселые и грустные истории о ребятах, об их хороших и плохих поступках. Точно с такими мальчиками и девочками встречаетесь вы в школе, во дворе. Барто, как художник, пишет портреты ребят. В ее книгах вы найдете целую «портретную галерею».

Выступают дети из 2г класса.

Петя утомлен

Петя взял «Родную речь»;

На диван решил прилечь.

– Дайте что-нибудь принять…

Витамины, что ли…

Слабость чувствовал опять

Я сегодня в школе.

Мать меняется в лице,

Витамины А, Б, Ц

Предлагает Пете.

(Витамины А, Б, Ц

Очень любят дети.)

Мать на Петеньку глядит

И, вздохнув украдкой,

Просит: пусть он не сидит

Долго над тетрадкой.

– Что ж, пожалуй, ты права, –

Стонет хитрый малый. –

Отдохну часочка два…

Я такой усталый!

Сунул в шкаф

«Родную речь»,

И гора свалилась

С плеч.

Витамины А, Б, Ц

Катает кошка па крыльце.

Ведущий: А вот еще одно стихотворение на эту тему – «Почему телефон занят?». Герои этого стихотворения «три школьника да первоклассник Коленька» учат уроки по телефону:

Выступают ученики 2г класса

По телефону

По телефону день-деньской

Нельзя к нам дозвониться!

Живет народ у нас такой –

Ответственные лица:

Живут у нас три школьника

Да первоклассник Коленька.

Придут домой ученики –

И начинаются звонки,

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

– Андрей, что задано, скажи?..

Ах, повторяем падежи?

Все снова, по порядку?

Ну ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку.

– Серёжа, вот какой вопрос:

Кто полушария унёс?

Я в парте шарил, шарил,

Нет карты полушарий!..

Не замолкают голоса,

Взывает в трубке кто-то:

– А по ботанике леса,

Луга или болота?

Звонят, звонят ученики…

Зачем писать им в дневники,

Какой урок им задан?

Ведь телефон-то рядом!

Звони друг другу на дом!

Звонят, звонят ученики…

У них пустые дневники,

У нас звонки, звонки, звонки…

А первоклассник Колечка

Звонит Смирновой Галочке –

Сказать, что пишет палочки

И не устал нисколечко

Ведущий. Но Агнию Барто в ту пору больше привлекало другое – музыка, балет. Она мечтала стать танцовщицей. Поэтому и поступила в хореографическое училище, но и там продолжала сочинять стихи. Агния Львовна окончила хореографическое училище, танцевала в балетной труппе.

На выпускной вечер этого хореографического училища приехал нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский. Агния Львовна под музыку Шопена танцевала, принимая различные трагические позы, и читала свои стихи под похоронный марш. Говорят, что Луначарский, с трудом сдерживая улыбку, сказал, что она обязательно будет писать веселые стихи.

Шуточка про Шурочку

Листопад, листопад,

Все звено примчалось в сад,

Прибежала Шурочка.

Листья (слышите?) шуршат:

Шурочка, Шурочка…

Ливень листьев кружевной

Шелестит о ней одной:

Шурочка, Шурочка…

Три листочка подмела,

Подошла к учителю:

– Хорошо идут дела!

(Я тружусь, учтите, мол,

Похвалите Шурочку,

Шурочку, Шурочку…)

Как работает звено,

Это Шуре все равно,

Только бы отметили,

В классе ли, в газете ли,

Шурочку, Шурочку…

Листопад, листопад,

Утопает в листьях сад,

Листья грустно шелестят:

Шурочка, Шурочка…

Ведущий. Писала Агния Львовна всегда. По домашней легенде, первые свои стихи она написала в четыре года. Детские стихи Барто любят и взрослые. В них юмор и лирика, грусть и радость. Она пишет легко и серьезно, а главное – не повторяет себя и других.

Ученики 2 г класса разыгрывают сценку «Любитель-рыболов».

Песня «Любитель-рыболов»

С утра сидит на озере

Любитель-рыболов,

Сидит, мурлычет песенку,

А песенка без слов:

«Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля»

Озеро глубокое,

Удачным будет лов.

Сейчас поймает окуня

Любитель-рыболов

«Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля».

Песенка чудесная –

И радость в ней, и грусть,

И знает эту песенку

Вся рыба наизусть

«Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля,

Тра-ля-ля».

Как песня начинается,

Вся рыба расплывается…

«Тра-ля!»

Ведущий. В классах есть такие ребята, кто по поводу и без повода жалуется на всех остальных учительнице и родителям. Как правило, окружающие их не любят, избегают с ними общаться. Стоит хорошенько подумать, стоит ли так вести себя.

Ученик из 2в читает стихотворение «Сонечка».

Тронь её нечаянно –

Сразу: – Караул!

Ольга Николаевна,

Он меня толкнул!

Он, я укололась! –

Слышен Сонин голос. –

Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы:

– Голова болит…

Я бы полежала бы –

Мама не велит.

Сговорились мальчики:

– Мы откроем счет:

Сосчитаем жалобы –

Сколько будет в год?

Испугалась Сонечка

И сидит тихонечко.

Ученики из 2в читают стихотворение «Игрушки».

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю,

Соберу свои игрушки

И Сереже подарю.

Деревянную посуду

Я пока дарить не буду.

Заяц нужен мне самой –

Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком…

Куклу жалко отдавать:

Он отдаст ее мальчишкам

Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?

Он плохой, без колеса…

И потом, мне нужно тоже

Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю…

Но я, кажется, Сереже

Ничего не подарю.

Ведущий. Однажды какой-то мальчик, позвонив писательнице по телефону, сказал с обидой:

– Зачем вы про меня написали? Это все неправда!

– Почему ты решил, что это про тебя?

– Так в классе все говорят.

– А тебе сколько лет?

– Десять.

– А я эти стихи написала пятнадцать лет назад, когда тебя и на свете не было…

Ведущий. Много писем писали Агнии Львовне. Писали и дети, и взрослые. Перечитываем детское письмо к Агнии Львовне: «Я Вас люблю и оборачиваю в бумагу. Когда Вы порвались, я Вас склеила».

Ведущий. А вот еще одно письмо: «Мы хотим, чтобы Вы жили долго… Как слон».

Ведущий. Барто всегда писала впрок, чтобы стихотворение вырастало вместе с читателем. Она всегда шла навстречу одному поколению и провожала другое.

Давайте послушаем разговор мальчика и Агнии Львовны Барто (видео разговора А.Л.Барто)

2в класс поет песню «Я расту».

«Я расту»

А я не знал, что я расту

Всё время, каждый час.

Я сел на стул – но я расту,

Расту, расту, шагая в класс.

Расту, когда гляжу в окно,

Расту, когда сижу в кино,

Когда светло, когда темно,

Расту, расту я всё равно.

Припев

Я расту ту ту ту-ту, я расту ту ту ту- ту,

Я не знал, что я расту!

Я расту ту ту ту-ту, я расту ту ту ту-ту,

Я не знал, что я расту!

Идет борьба за чистоту,

Я подметаю и расту.

Сажусь я с книжкой на тахту,

Читаю книжку и расту.

Стоим мы с папой на мосту,

Он не растет, а я расту.

Отметку ставят мне не ту,

Я чуть не плачу, но расту.

Припев

Расту и в дождик, и в мороз,

Уже я маму перерос!

Расту, когда гляжу в окно,

Расту, когда сижу в кино!

Ведущий. А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко»

Никому не дам в обиду

Я свою сестрёнку … (Лиду)! («Вот так защитник»)

 

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык –

Опрокинул … (грузовик).

Мне теперь не до игрушек –

Я учусь по букварю…

Но я, кажется, … (Серёже)

Ничего не подарю. («Я выросла»)

Скачут девочки вокруг

Весело и ловко.

А у Лидочки из рук

Вырвалась … (веревка).

Две сестры глядят на братца:

– Маленький, неловкий,

Не умеет улыбаться,

Только хмурит … (бровки)!

Почему сегодня … (Петя)

Просыпался десять раз?

Потому что он сегодня

Поступает в первый класс. («В школу»)

Малышам и взрослым людям

Паренек махал рукой,

С ним теперь знакомы будем:

 Это … (Вовка) – есть такой! («Вовка – добрая душа»)

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой … (Любой)

Ищем номер на полу. («В театре»)

Тут у птиц мы разузнали,

Кто же этот хулиган.

Оказалось, это … (Алик),

Восьмилетний мальчуган. («К нам на пёстрые страницы»)

Сговорились мальчики:

Мы откроем счёт,

Сосчитаем жалобы –

Сколько будет в год?

Испугалась … (Сонечка)

И сидит тихонечко. («Сонечка»)

Непонятно, кто из нас

Поступает в первый класс:

Мама или я –

Новиков … (Илья). («Мама или я»)

Маме работать

В вечернюю смену,

Мама ушла,

Поручила мне … (Лену). («Вернулся…»)

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает … (Любочку)?

(Любу) знают все! («Любочка»)

Лида, Лида! Вот так Лида!

Раздаются голоса. –

Посмотрите, это … (Лида)

Скачет целых полчаса! («Верёвочка»)

Звенели птичьи голоса,

В саду цвела сирень.

Весной Андрюша родился

В один хороший … (день).

Смотрю я в стекляшку

Зеленого цвета,

И сразу зима

Превращается в … (лето).

Елку новогоднюю

Дедушка принес.

Он был просто дедушка,

А не Дед … (Мороз).

Учитель. А.Л.Барто очень хорошо понимала, что чувствуют дети в тех или иных жизненных ситуациях, о чем мечтают, что любят делать и что не любят. Она отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, и умеет весело обо всем рассказывать, и может весело пошутить.

Ученики 2г класса азыгрывают стихотворение «Копейкин».

В будний день и в выходной

Раздается за стеной:

– Ты возьмешь меня на пляж?

– Что ты мне за это дашь?

– Очини мне карандаш!

– Что ты мне за это дашь?

Алексей пришел из школы,

Это он ведет торги

(Знаю я Алешин голос,

Узнаю его шаги).

Он со всех взимает плату.

Застегнул штанишки брату –

Взял с него за попеченье

Полпеченья.

– Подними очки, голубчик! –

С просьбой дедушка к нему.

Отвечает милый внучек:

– Дашь копейку – подниму!

Алексей пришел из школы.

Он теперь придумал так:

«Если выучу глаголы,

Сам себе даю пятак.

Если выучу приставки,

Я потребую прибавки».

В будний день и в выходной

Раздается за стеной:

– Алик, дедушке поможешь

На восьмой дойти этаж?

– Алексей, отца уважь! –

А в ответ одно и то же:

– Что ты мне за это дашь?

Ведущий (по слайду). В 1964 году Агния Львовна придумала радиопередачу «Найти человека». Вы знаете, что во время Великой Отечественной войны наши соотечественники теряли своих родных: родителей, братьев, сестер. Многие дети жили тогда в детских домах. Радиопередача «Найти человека» передавала адреса и имена, потерявшихся на всю страну и помогла очень многим людям найти своих близких.

Потом появилась книга «Найти человека» и фильм с таким же названием. Это еще одна, очень важная, страница творчества Агнии Барто.

Выступают дети из 2в класса

Письмо старшему брату

Мы письмо тебе писали

В адрес почты полевой,

Мы письмо тебе писали,

Вдруг пришел товарищ твой.

На петлицах по две шпалы,

Две медали у него,

Он сказал мне:

– Здравствуй, малый,

Я от брата твоего…

– Жив ли он? –

Спросила мама. –

Жив ли он?

Скажите прямо!

Я мигал ему глазами,

Делал знаки как умел.

Говорить не надо маме!

Мама белая как мел!

Он сказал;

– Даю вам слово,

Что Андрей почти здоров,

Он уж ходит по палате

С разрешенья докторов.

Он с товарищами вместе

Подорвал немецкий дзот,

Он ушел от верной смерти,

Значит, долго проживет.

Ты, Андрюша, сильно ранен,

Но опять стремишься в бой,

Ты воюешь с докторами…

Так сказал товарищ твой.

Дорогой мой брат Андрей!

Поправляйся поскорей!

Выздоравливай, Андрюша,

И опять фашистов бей.

Дорогой мой брат Андрюша,

От ребят тебе привет!

Написал бы я побольше,

Только места больше нет.

Ведущий. А теперь дадим слово нашему библиотекарю Ольге Егоровне.

Исполняется песня «Библиотека» (на доске видеоролик)

Если мечтаешь найти чудеса,

В сказку попасть ненароком,

Вовсе не надо бродить по лесам

И колесить по дорогам.

Припев

Есть по соседству библиотека!

В ней лекарства, словно в аптеке.

От коварства, глупости, лени

Лечат книги без промедлений.

Есть по соседству библиотека!

В ней все средства для человека,

Чтобы умным стать и великим,

Пусть всегда да здравствуют книги!

В залах рядами стоят стеллажи,

Тысячи книжек на полках,

Каждый здесь что-то найдет для души,

Лишь заглянув ненадолго.

Припев тот же

 

Мир приключений и царство идей,

Знаний источник и смеха:

И для детей и для взрослых людей

Все это – БИБЛИОТЕКА!

Припев

Есть по соседству библиотека!

В ней лекарства, словно в аптеке.

От коварства, глупости, лени

Лечат книги без промедлений.

Очень важно для человека

Знать дорогу в библиотеку.

Протяните знаниям руку,

Выбирайте книгу, как друга!

Ведущий. Вот и подходит к концу наше представление. Но стихи Агнии Львовны остаются с нами навсегда. Они остаются в книгах, в нашей памяти и в фильмах. Ведь Агния Львовна Барто – это ещё и сценарист. Фильмы и мультики по её стихам и прозе входят в нашу жизнь лет с 3–4…