Повышение мотивации к изучению татарского языка у учащихся

№50

Милавша НАЗМУТДИНОВА,

учитель татарского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии №10 г.Зеленодольска

На своих уроках мы считаем эффективным способом выработки правильного произношения, обогащения лексики, приобщения к культуре народа-носителя языка – изучение татарского языка через стихи на татарском языке, через татарскую музыку, через татарские песни и сказки. Заодно проникаешь в духовные ценности, особенности мировосприятия татарского народа, которые отражаются в языке. На уроках татарского языка часто используем стихотворные и песенные материалы. Безусловно, это расширяет словарный запас детей, помогает лучше усвоить лексический и грамматический материал, прививает любовь к татарской поэзии, музыке, обогащает их духовный мир.

Русскоязычные дети принимают активное участие во всех мероприятиях, связанных с татарским языком: в республиканской акции «Я говорю по-татарски», в межрегиональных дистанционных олимпиадах по татарскому языку, в межрегиональном конкурсе по татарскому языкознанию «Зирәк тиен», в исследовательских конференциях и т.д. Все они способствуют росту знаний татарского языка, их творческому воображению, эмоционально воздействуют в целом на восприятие татарской культуры. Нельзя забывать, что это невозможно без влияния учителя татарского языка и литературы.

Для выработки внутренней мотивации при изучении татарскому языку я использовала такие приемы: формировала перед учащимся цель. Для чего вам конкретно нужен татарский язык? На каком уровне вы хотите им владеть? Разбивала большую цель на маленькие цели. Выучить татарский язык – это отдалённая цель. Чтобы не ослаблять внутреннюю мотивацию, разбивали весь путь на конкретные шаги, например, цель на общение в школе с другом-татарином, цель заниматься в on-line школе «Ана теле» и т.д.

Предлагала учащимся заниматься изучением татарского языка каждый день. Заставлять себя каждый день приближаться к цели минимум на один шаг. Слушать каждый день понемногу радио, телевидение, читать хоть чуть-чуть, но каждый день газеты, журналы, книги и т.д.

Сегодня, наверное, каждый учитель задумывается над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? Как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Как организовать учебный процесс, чтобы ребёнку урок был  в радость?». Целью своей педагогической деятельности считаем создание условий для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний.

Сегодня педагоги нашей гимназии все шире используют развивающие технологии, что позволяет самому познавать, активно и творчески пользоваться знаниями в жизни как  своим приобретением. Это составляет часть индивидуального подхода, но при этом учитываются личностные особенности учителя и ученика. Например, способности, характер, мотивация, темперамент, эмоции. К примеру, учитывая темперамент ученика  (с точки зрения учителя), можно повысить его работоспособность и, тем самым, успеваемость.

Личностно-ориентированный подход связан с учетом мотива ученика: почему он стремится получить хорошую оценку или из-за познавательного интереса, или заставляют родители.

Несмотря на то, что в педагогической деятельности применяем принципы и методы развивающего обучения и приемы проблемного обучения, мы, как преподаватели, являемся основным, наиболее компетентным  источником знания.

Перед  собой поставили  цель создать здоровьесберегающую среду в обучении учащихся татарскому языку как средству общения в условиях двуязычия. На своих уроках, в первую очередь, стараемся  создать приятный рабочий микроклимат. От пробуждения интереса учащихся зависит ход урока. Немаловажную роль в пробуждении интереса учащихся играет использование кроссвордов, загадок, стихотворного приветствия на татарском языке, разбор коммуникативных ситуаций в зависимости от изучаемой темы, инсценировок. Программа обучения татарскому языку предусматривает изучение на протяжении всех лет обучения следующих тем: «Здоровье и спорт», «Природа и экология», «Известные люди», «Дикие и домашние животные», «Еда» и др.

Также для мотивации обучении учащихся хотелось бы иметь в каждом кабинете мультимедийные проекторы, экраны, интерактивные доски,   Интернет. Информационные компьютерные технологии, конечно же, необходимы, но ничто не заменит живого интересного рассказа учителя.

Потребность к учебе может возникнуть только при условии такой организации учебной деятельности учащихся, которая способна вызывать высокую мотивацию, обеспечивающую не только их активность на уроке, но и  во внеурочное время. Интерес татарскому языку, желание овладеть им зависят в большей степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель, и как учатся у него школьники. Тщательная подготовка к уроку татарского языка – это другая возможность повысить его действенность. Овладение татарским языком осуществляется, прежде всего на уроке.  Подготовка и проведение его требуют от учителя большой  затраты творческих сил. На уроках стараемся погружать учащихся в национальную культуру и национальную психологию нашей республики. Для мотивации к обучению татарского языка учащимися используем разнообразные формы, методы, приемы, средства. Пути и способы мотивации при обучении татарского языка должны быть творческими, нетрадиционными и эффективными.

Результаты нашей работы видны в активности наших учеников. Они принимают участие на муниципальных и республиканских олимпиадах, конференциях, на различных конкурсах. Высокие баллы при сдаче  ЕГЭ до 73 баллов. Эти результаты говорят о том, что у учащихся хорошая мотивация при обучении татарскому языку. Кроме обучающего процесса на каждом уроке стараемся воспитывать учащихся достойными людьми своей страны. Я считаю, каждый учитель татарского языка и литературы должен ввести своих учеников в мир добра, правды, должен заставить думать о таких ценных нравственных категориях, как долг, честь любовь к Родине, родному краю, родителям и родным. Поэтому большое внимание в своей педагогической деятельности мы уделяем мотивации по изучению татарского языка учащимися.