Опыт работы по созданию исследовательско-краеведческого проекта

№48

Алсу ГУМЕРОВА,

учитель начальных классов Муслюмовской гимназии

 

Задача современной образовательной системы –

не напичкать ученика фундаментальными знаниями,

а сформировать навыки успешной социальной адаптации,

способности к самообразованию…

А.М. Кондаков

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования является нормативным правовым актом, регламентирующим требования к результатам освоения, структуре и условиям реализации основной образовательной программы. Среди различных результатов (личностных, метапредметных, предметных) можно выделить группу результатов, успешность достижения которых зависит от эффективности использования проектной деятельности. Поэтому переход на новый образовательный стандарт потребует существенных изменений в содержании учебных модулей системы.

Метод проектов, являясь методом практического целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.

Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующим детскую самодеятельность. Метод проектов ‒ один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен школы в окружающий мир. Данный метод способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим. Реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе. Является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступенькам роста — от проекта к проекту.

За период работы мною накоплен материал, направленный на развитие исследовательской и проектной деятельности младших школьников.

В проектную и исследовательскую деятельность я начала включать своих учеников начиная с первого класса. Вначале давала простые и доступные проектные задания, а уже в 3‒4 классах более сложные проекты.

Данный опыт работы может быть использован педагогами школы начальных классов любого общеобразовательного учреждения на уроках и во внеурочной деятельности.

2015 год был богат на знаменательные даты: 70-летие Победы и 85-летний юбилей нашего Муслюмовского района. Подготовка к столь знаменательным датам стала одним из важных стимулов к организации масштабного исследовательско-краеведческого проекта ‒ «Исторические тропы Муслюмовского района» ‒ «Мөслим районының тарихи сукмаклары». Данный проект имеет большую практическую ценность, так как составлен на основе реальных исторических событий.

Посредством использования Интернет-технологий, учащиеся создали веб-сайт музея. Это специализированный сайт, который представляет собой систему веб-страниц, связанных между собой гипертекстовыми ссылками, на которых размещены тематические виртуальные выставки и экскурсии, основанные на авторских текстах и качественных цифровых изображениях экспонатов. Представленные материалы из самых различных областей: от предметов искусства и исторических артефактов до виртуальных коллекций и фамильных реликвий. Особенность веб-сайта музея ещё заключается в том, что он хоть и расположен в сети Интернет, но основан на реальных экспонатах, имеет свою собственную структуру и свободный доступ к музейным экспозициям, получению и распространению музейной информации. Всё это позволило сформировать единое информационное образовательное пространство.

Идея создания веб-сайта музея и использования Интернет-технологий, значительно расширила рамки традиционного районного музея, cформировала круг своих постоянных посетителей, способствовала развитию информационной культуры и максимальному включению в совместную проектную деятельность.

Кроме того, создание веб-сайта музея способствовало социализации учащихся, стимулировало их познавательную активность и повысило эффективность использования музейной информации в учебно-воспитательном процессе.

Реализация проекта уже дала свои результаты. В ходе проекта учащиеся были вовлечены к общественно-политической жизни района и гимназии. Также прослеживалась целенаправленная занятость учащихся в течении учебного года. Учащиеся вышли из привычного окружения и встретились с другим образом жизни. Они участвовали в поиске материала о селе, в подготовке тематических классных часов, выполняли поисковые задания, участвовали в школьных конференциях. Так же ребята собирали материалы об истории улиц, на которых живут, воспоминания старожилов, проводили исследования по определённой краеведческой теме, изучали историю родного края, жизнь героев-земляков, участвовавших в Великой Отечественной войне 1941‒1945гг, Афганской и Чеченской войнах.

По итогам проведённых исследований можно сделать вывод о том, что в ходе реализации проекта повысилась научная, историческая компетентность и самооценка учащихся. Проект дополнил комплекс мероприятий, направленных на воспитание в подрастающем поколении чувство гражданственности и патриотизма. Ученики, при непосредственном участии своих родителей, в рамках проекта получили уникальную возможность узнать и рассказать другим о прошлом и настоящем своего района, тем самым совершенствовалась система организации совместного досуга учащихся и родителей, повысилась социальная активности семьи.

Работа над проектом помогла учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны, показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

По окончании проекта планируется создание фонда детского творчества (сохранение в цифровом формате детских творческих работ разной направленности) и создание цифровой летописи гимназии.