Здоровье с детства
№47
(Проектная работа)
Рузалия ЗАКИЕВА, Ирина МИНГАЗОВА,
воспитатели детского сада №18 «Улыбка» г.Азнакаево
Актуальность. В настоящее время особую актуальность имеет проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения превращается сейчас в первоочередную социальную проблему. За последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось. Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах.
Цель. Охрана здоровья детей и формирование основы культуры здоровья.
Задачи. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Срок реализации. 2 месяца.
План разработки проекта.
1. Определение темы, цели, задач и ожидаемых результатов проекта.
2. Определение исполнителей проекта (дети и родители подготовительной к школе группы, воспитатели).
3. Поиск, сбор и анализ информаций с участниками проекта.
4. Планирование работы по реализации проекта.
5. Итоговое мероприятие.
Взаимодействие с родителями.
1. Совместный просмотр и обсуждение с детьми спортивных телепередач, мультимедийных фильмов.
2. Изготовление выносного материала для организации двигательной деятельности на прогулке.
3. Поход на лыжную базу.
4. Консультации для родителей «Зимние спортивные игры и развлечения на воздухе», «У природы нет плохой погоды».
5. Папка-передвижка на тему «Здоровье тела и души».
6. Беседы на темы «Вредные привычки у родителей и их влияние на развитие и здоровье детей», «Быть здоровым хорошо».
7. Посещение на дому «Физкультурный уголок у ребенка дома».
8. Анкета на тему «Знаете ли вы своего ребенка?».
9. Совместное творчество детей и родителей:
а) сочинение на тему «Самое дорогое на свете»;
б) выставка рисунков на тему «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
в) конкурс поделок на тему «Снеговик года»;
г) фотогазета из семейных архивов.
Ожидаемые результаты. Освоение основных культурно-гигиенических навыков. Сформирование элементарных знаний о здоровом образе жизни (о рациональном питании, о важности соблюдения режима дня, об особенностях строения и функциях организма, о значении двигательной активности жизни человека, о роли и влиянии света, воздуха и воды в жизни человека). Правильное выполнение всех видов основных движений. Самостоятельный выбор разнообразных сюжетов игр, моделирования предметно-игровой среды. Соблюдение элементарных правил безопасного поведения в детском саду, на улице в транспорте, правил дорожного движения. Соблюдение элементарных правил поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными). Владение достаточным словарным запасом, свободное общение с педагогами, со сверстниками, пересказывание и драматизация небольших литературных произведений. Знание наизусть 2 – 3 стихотворений, считалок, загадок. Создание индивидуальных и коллективных рисунков, декоративных, предметных и сюжетных композиций. Лепка различных предметов, передавая их в форму, пропорции, позы и движения.
Снижение заболеваемости.
Создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников.
Физическое развитие.
Задачи. Развитие творчества, самостоятельности, инициативы в двигательных действиях, осознанного отношения к ним; расширение представлений о рациональном питании; об активном отдыхе; формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Развитие интереса и любви к спорту.
- Закаливающие процедуры (ходьба после сна по ребристой доске, массажной дорожке, йога в играх «Кошечка злится », «Поза змеи»).
- Физкультурные минутки в НОД «Аплодисменты», «Молчаливые стихи», «Каждый день по утрам».
- Употребление фитонцидов (чеснока, лука), чая с лимоном.
- Дыхательная и звуковая гимнастика «Плакса», «Упрямый ослик», «Полет на Луну».
- Физкультурный досуг «Зов джунглей».
- Спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества совместно с папами.
- Тематические физкультурные занятия на темы «Забавные лучики», «На огороде».
- Утренняя гимнастика «Веселые путешественники», «Здравствуй, друг».
- Послесоновая гимнастика с элементами хатка-йоги.
- Подвижные игры «Перенеси овощи в корзину», «Сумей перепрыгнуть», «Узнай и назови», «Живой лабиринт».
Социально-коммуникативное развитие.
Задачи. Развитие самостоятельности в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения; закрепление умения использовать в самостоятельной деятельности разнообразные по содержанию подвижные игры; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, развитие умений содержательно, эмоционально рассказывать сверстникам об интересных фактах и событиях, формировать умения отстаивать свою точку зрения, поощрение самостоятельности суждений; закреплять правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, катание на санках, коньках, лыжах); воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
- Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Супермаркет», «Аптека», «Служба спасения», «Скорая помощь», «Российская армия», «Готовимся к мировому чемпионату по футболу».
- Экскурсия в Ледовый дворец.
- Рассматривание иллюстраций на тему: «Если малыш поранился».
- Уборка овощей с огорода.
- Работа с природным материалом, изготовление игрушек из шишек, желудей «Мишка – физкультурник».
- Изготовление мешочков для метания.
- Работа с бросовым материалом: изготовление кеглей, кольцеброса.
Речевое развитие.
Задачи. Развитие интереса детей к художественной и познавательной литературе; пополнение литературного багажа детей сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками о здоровье, спорте, развитие связной речи- диалогической и монологической форм, формирование словаря.
- Чтение (К.Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», С.Михалков «Овощи»).
- Заучивание пословиц, поговорок считалок, скороговорок о спорте, о здоровье.
- Загадывание загадок.
- Составление рассказов из личного опыта.
- Сочинение сказок и рассказов о спорте.
- Рассматривание картин о спорте.
- Беседа на темы «Дорога, транспорт и дети», «Внимание: опасность».
- Ситуативные беседы «Как бы ты поступил?», «Как можно было предотвратить беду?».
- Беседы на темы «Как мы провели день на лыжной базе», «Какие спортивные телепередачи мы смотрели?».
Художественно-эстетическое развитие.
Задачи. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация), формировать умения передавать движения людей, умение самостоятельно создавать художественные образы в разных видах деятельности; развитие музыкальных способностей: музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти.
- Рисование на тему «Как мы играем зимой».
- Аппликация на тему «Полет на Луну».
- Лепка на тему «Лыжник».
- Слушание и пение песен о спорте.
- Логоритмические упражнения «Зайчики грызут морковку», «Зайчики пьют компот».
Познавательное развитие.
Задачи. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности, расширение кругозора детей. Формировать умения уделять внимание анализу эффективности источников информации, формирование начальных представлений об особенностях строения и функциями организма человека
Исследовательская работа на темы: «Носы нужны не только для красы», «Свойства снега и льда».
Дидактические игры «Съедобное – несъедобное», «Найди лишний предмет», «Подбери одежду по сезону», «Кому нужны эти вещи?».
Рассматривание иллюстраций на тему «Что у меня внутри?»
Итоговое мероприятие. Спортивный праздник «Папа, мама, я – здоровая семья».
Ведущий. Пришла зима, оделись в белое поля. Стоят деревья в шапках белых. Зима – для сильных, ловких, смелых.
В наших «Веселых стартах» участвуют две команды «Снежинка» и «Снеговик».
Снеговик.
Я – веселый Снеговик,
К играм с детства я привык,
Играть снежки умею ловко
И держу свой нос морковкой.
Давайте вместе играть, в цели бросать!
1. Эстафета со снежками. Для каждой команды в обручах лежат снежки.
2. На санках. Ребенок садится в санки, родители везут его до обозначенного места.
3. Аттракцион по первой лыжне. На одной лыже нужно добраться до финиша.
Игра «Мороз-красный нос».
Дед Мороз.
Я – Мороз-Красный нос.
Кто из вас решится
В путь – дороженьку пуститься?
Дети.
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!
4. «Кто сильнее?» Перетягивание каната между командами.
5. Эстафета на санках «Черепахи». Двое детей сидят на санках спиной друг к другу и отталкиваются от земли ногами.
6. «Перенеси мозаику» (по ледяным дорожкам).
Ведущий.
Пусть мороз трещит,
Вьюга в поле кружит,
Малышам – крепыша.
Не страшна стужа!
Молодцы у нас ребята:
Сильные и смелые,
Дружные, веселые,
Быстрые, умелые!
Список использованной литературы:
1. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 2005.
2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М., 2012.
3. Ковалько В.И.Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
4. Мазнин И.А. Стихи-загадки. – М.: Творческий центр, 2008.
5. Рыжова Н. А. Воздух-невидимка. – М., 2005.
6. Хамитов И.М., Зарипова З.М Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. – Наб. Челны, 2005.
7. Шаехова Р.К. Региональная программа дошкольного образования. –Казань, 2012.