Интегрированное занятие в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений с театрализованной деятельностью
№46
Наталья ПОДОПРЫГОРОВА,
воспитатель детского сада №378 г. Казани
Цель: развитие элементарных математических представлений у детей через театрализованную деятельность с элементами УМК.
Задачи
Развивающая: развивать мышление, память, внимание, зрительное восприятие, воображение, развивать мелкую моторику, глазомер.
Обучающая: закрепить порядковый счёт на татарском языке; представление о том, что семь дней (суток) составляют неделю, и что каждый день имеет своё название; упражнять в счете до 10 на татарском языке; формировать умение соотносить количество предметов с числом и цифрой; активизировать словарный запас на татарском языке согласно лексическому минимуму данного возраста.
Воспитывающая: прививать любовь и уважение к традициям народного фольклора.
Демонстрационный: маски зверей: мышь, заяц, лягушка, медведь, лиса, волк, елка с 10 шишками, кастрюля, корзина, фрукты, овощи, карточки с пиктограммами, чудесный мешочек, игрушки: машина, кукла, мяч, собака, кошка, ложка, тарелка, чашка.
Раздаточный: математический набор, на бумаге нарисована ниточка для бус, карточки с цифрами 1–10.
Методы и приемы: художественное слово, вопросы, игровой, сюрпризный момент, моделирование.
Ход занятия
Дети стоят в кругу в масках героев из сказки «Теремок».
Педагог. Исәнмесез, балалар! Хәлләрегез ничек? Ребята, пройдёт день, ночь, и мы скажем, что это было вчера. Наступит новый день. Так идут дни за днями. Чтобы знать, что и когда делать, люди придумали названия дням. Семь дней составляют неделю, я назову их по порядку:
Старший братец – Понедельник.
Работяга, не бездельник.
Вторник следует за братом.
У него идей богато.
Вот и средняя сестра,
А зовут её Среда.
Брат Четверг и так и сяк,
Он мечтательный чудак.
Пятница – сестра сумела
Побыстрей окончить дело.
Предпоследний брат – Суббота
Не выходит на работу.
В гости ходит Воскресенье
Очень любит угощенье.
Воспитатель. Ребята, я хочу узнать, умеете ли вы отгадывать загадки. Будьте внимательны, дослушай те до конца:
В чистом поле вырос дом.
Кто-кто проживает в нем?
Видим: Мышка в нем норушка.
Да, Лягушка в нем, квакушка.
Есть в том домике сестричка –
Это рыжая Лисичка.
Братец Волк – зубами щёлк,
Братец Мишка – косолапый.
Дом не низок, не высок,
Как зовется..? (Теремок)
Стоит в поле теремок-теремок
Он не низок, не высок.
В понедельник Тычкан
Вышла в поле погулять,
Теремок наш повидать.
Побежала Тычкан по дорожке, а вдоль дорожки елка, а на ней шишки растут. Стала она их считать. Поможем Мышке посчитать.
Дети пропевают вместе с Тычкан количество шишек. (Музыка на татарском языке.)
Забежала Тычкан в теремок и стала там жить-поживать да песни распевать. Сколько зверюшек в теремке живет? (Бер.)
Покажите ту цифру, которая обозначает количество жителей в теремке.
Воспитатель.
Стоит в поле теремок-теремок.
Он не низок, не высок, не высок.
А во вторник Бака скачет,
В теремке ей жить охота.
А пока Бака скакала,
Бусы она потеряла
Плачет бедная:
–Беда!
Помогите, детвора! Бусы растеряла я.
–Поможем лягушке бусы собрать?
Работа с раздаточным материалом «Собери бусы».
Воспитатель называет поочередно фигуры, а дети выкладывают на столе перед собой. Затем дети сравнивают свои работы с образцом.
Воспитатель. Правильно вы выложили бусы? Сколько у вас на бусах треугольников, квадратов, кругов? Ребята, назовем цвета этих фигур по-татарски. Нинди төс? (Кызыл, яшел, зәнгәр, сары.)
Прискакала к теремку Бака,
Пустила её Тычкан.
Стали они вместе жить,
Песни петь и не тужить.
И вы не скучайте,
Зверюшек посчитайте! (Бер, ике.)
Сколько гостей живет теперь в теремке? Покажите цифру.
Воспитатель. В среду, по полю Куян бежит, полная корзина овощей и фруктов у него.
Куян очень любит готовить и решил приготовить овощное рагу. Поможем Куяну рассортировать овощи и фрукты. Овощи в кастрюлю, а фрукты – в корзину. Назовите овощи, которые пригодятся для приготовления рагу.
Заяц. Перечислите, что вы положили мне в кастрюлю на татарском языке? (Кәбестә, кишер,бәрәңге, помидор, кыяр, суган.) Что положили в корзину? (Алма, груша, банан, лимон.)
Молодцы, Куяну помогли. Куян тоже стал жить в теремке. Покажите ту цифру, сколько зверюшек в теремке живет?
Воспитатель. В четверг идет Төлке.
Төлке нинди? (Матур, чиста, зур.)
Төлке очень устала и решила отдохнуть, мы с вами тоже отдохнем и поиграем в игру «Пиктограммы». Она будет показывать картинки, а вы – изображать и говорить на татарском языке, что вы делаете.
Дети изображают движения, указанные на пиктограммах, проговаривая действия на татарском языке: мин сикерәм, мин утырам, мин биим, мин уйныйм, мин йөгерәм, мин шуам. (Под татарскую музыку.)
Төлке тоже стала жить со зверюшками в теремке. Сколько их живет? (Бер, ике,өч, дүрт.) Покажите карточку с цифрой 4.
В пятницу Бүре по полю рыщет,
Теремок он в поле ищет.
Бүре.
Что за чудо теремок – теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Вы пустите в теремок меня,
Будем с вами мы друзья.
Воспитатель. Бүре знает много игр и хочет с вами поиграть в игру «Чудесный мешочек».
Дети на ощупь определяют игрушку и проговаривают ее на татарском языке (машина, курчак, эт, песи, туп, кашык, тәлинкә, чынаяк).
Бүре тоже стал жить в теремке.
Воспитатель. Сколько стало зверюшек? (Бер, ике, өч, дүрт, биш.) Покажите нужную цифру.
А в субботу уж Аю идет,
Вдруг увидел теремок – как заревет.
Испугались звери. Давайте, ребята, изменим конец сказки. Теремок у нас высокий, большой, и Аю с него ростом поместился в нем. И стали они жить дружно и весело.
Сколько стало зверюшек? Покажите цифру.
Танец зверей с татарской песней.
Воспитатель. Вот и побывали мы в гостях у сказки. Какие игры вам понравились?
Молодцы, ребята, хорошо справились со всеми заданиями, которые предлагали вам герои сказки. Все были внимательны и замечательно считали.