«Дело о пропаже в музее музыки»

№45

епосредственная образовательная деятельность по музыке в подготовительной группе)  

Аделия  ДАВЛЕТШИНА,

музыкальный руководитель детского сада №378  г. Казани

Цель. Приобщать детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом исполнении. Способствовать их музыкальному и общекультурному развитию. Вызвать интерес детей к классической музыке, желание играть на музыкальном инструменте.

Задачи. Продолжать знакомить детей с музыкальными инструментами и их видами. Познакомить детей с понятиями «ансамбль», «оркестр». Развивать музыкальный слух детей. Расширять словарный запас детей. Формировать основы музыкального вкуса.

Оборудование. Костюм Шерлока Холмса,  музыкальные инструменты или их иллюстрации (виолончель,  скрипка, флейта, фортепиано; шумовые: бубны, треугольники, маракасы, ложки по количеству детей; коробка, оборудование для воспроизведения музыки, иллюстрации оркестров и ансамблей).

Методы и приемы. Словесный метод (вопросы, загадки, беседа);  проблемная ситуация, наглядно-зрительный метод,  наглядно-слуховой метод, тактильная наглядность,  практический метод, сюрпризный момент.

Ход занятия

I. Вступительная часть (3–5 минут)

(Дети входят в зал. Их встречает Шерлок Холмс.)

Шерлок Холмс. Добрый день! Ребята, я только что прибыл из Лондона, из своего дома на Бэйкер-Стриит. В Россию меня привело очень важное и таинственное дело! В музее музыки скоро должен быть концерт, но пропали старинные музыкальные  инструменты. А музыканты могут играть без  музыкальных инструментов? (Ответы детей.) Конечно, не могут. Чтобы спасти концерт, мне очень  нужно их разыскать. Вы мне поможете? (Ответы детей.)

II. Основная часть

Шерлок Холмс. Для начала я попрошу сесть вас на стульчики, чтобы я смог проверить ваши способности сыщиков. Ребята, какие музыкальные инструменты вы знаете? (Ответы детей.) Какие вы молодцы! Значит, без труда отгадаете все мои загадки.

А теперь, внимание, настройте свои мысли. Ведь, если вы отгадаете мои загадки (даю подсказку – загадки про музыкальные инструменты) и мысленно пожелаете, чтобы они появились в нашем зале, то они обязательно появятся. Итак, «Дело о пропаже в музее музыки» открыто.

1-я загадка.

В инструменте этом – сила,

Музыкант играет сидя!

Не гитара, не свирель,

Что это? (Виолончель)

(Достает виолончель.)

Шерлок Холмс. Смотрите, у нас получилось! Вот виолончель.  Виолончель  входит в группу струнно-смычковых инструментов. Как вы думаете: почему? Давайте послушаем, как  звучит виолончель!

(Играет виолончель.)

Шерлок Холмс. Ребята, вы прослушали отрывок из… Какой звук у этого инструмента? (Ответы детей.)

Шерлок Холмс. А какая была музыка? Как бы вы подвигались под нее? (Ответы и показ детей.)

Шерлок Холмс. Слушайте следующую загадку.

В руках неумелых она заскрипит,

В умелых – волшебною песней звучит.

Мелодия вьется так гибко

Она называется… (скрипка).

И на этот раз вы постарались. Вот и скрипочка появилась. Как вы думаете,    к какой группе инструментов относится скрипка? (Ответы детей.)

Давайте, послушаем скрипку. Вы прослушали отрывок из…

Еще загадка:

Это – не просто красивая трубочка,

Это – волшебная нежная дудочка.

Звук ее звонкий и светлый,

Ее называют все… (флейта).

(Достает флейту.)

Вот это – волшебная дудочка. Это – блок флейта. Можно сказать, детская. А вот  (ведущий показывает картинку  взрослая оркестровая флейта. Но звучат они похоже. Вот послушайте.

Это «Смелый наездник» Шумана.

Как вы думаете, к какой группе относится флейта? (Ответы детей.)

Это духовой инструмент. Приготовились отгадывать следующую загадку!

• Очень  видный инструмент,

Вы узнаете в момент:

Зубы белые, педаль,

Называется… (рояль).

• У него есть младший брат.

Выглядит – совсем не так!

Но играет без изъяна

А зовут … (фортепиано).

Фортепиано – ударно клавишный инструмент. Вы, наверное, догадались, почему? (Дети отвечают.)

Шерлок Холмс. Правильно. Потому что у него есть клавиши, а внутри него располагаются молоточки, которые ударяют по струнам и получается звук. А как звучит фортепиано, давайте послушаем! (Играет фортепиано.)

Молодцы, ребята! Скажите мне, вы любите одни играть или с друзьями? (Ответы детей.)

Скажу вам по секрету, что инструменты тоже очень любят играть вместе. Когда собираются несколько инструментов – это ансамбль (показывает картинку), а когда много – это уже целый оркестр.  Оркестры тоже бывают разные. Духовой – это когда все инструменты в оркестре духовые, Симфонический – в нем есть все инструменты.

Но постойте.  Кажется, я нашел  какие-то следы. Давайте посмотрим, куда они нас приведут. (Шерлок Холмс берет лупу и направляется  к коробке.)  Как вы думаете, что там? (Ответы детей.)

Шерлок Холмс. Давайте проверим  (трясет коробку). Что-то шумит. Вы думаете там тоже инструменты? (Ответы детей.)

Шерлок Холмс. А раз они шумят, то они какие? (Ответы детей.)

Шерлок Холмс. Правильно, шумовые. А какие шумовые инструменты вы знаете? (Ответы детей.)

Шерлок Холмс. Сейчас мы узнаем, что у нас в коробочке. (Открывает коробочку.) Ребята, вы все правильно угадали. Это шумовые инструменты. И на них мы можем с вами поиграть и устроить свой оркестр, хотите? (Шерлок Холмс раздает детям инструменты.) Посмотрите, ребята, у нас есть инструменты, есть музыканты. Кого нам не хватает, чтоб получился настоящий оркестр? (Ответы детей.)

Шерлок Холмс. Нам не хватает дирижера! А кто такой дирижер вы знаете? (Ответы детей.)

 Шерлок Холмс. Дирижер – это человек, который руководит оркестром, он показывает громко играть или тихо, какой группе инструментов и когда надо начинать играть, задает темп произведения. И сегодня я буду за дирижера. А все музыканты дирижера слушаются! Давайте попробуем. На кого я показываю, тот и играет. Внимательно следите за рукой. (Дети играют по показу взрослого.)

Шерлок Холмс. А теперь под музыку. (Игра с сопровождением.)

Шерлок Холмс. А теперь, как настоящие музыканты все вместе поклонились! Молодцы!

III. Заключительная часть

Шерлок Холмс. Спасибо вам большое!  Вы помогли найти инструменты и даже сами поиграли на них! Концерт в музее музыки спасен! «Дело о пропаже в музее музыки» можно считать закрытым. Вы – настоящие сыщики.

Ребята, а вам понравилось наше расследование? (Ответы детей.) Давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали, услышали и увидели? (Ответы детей.)

Спасибо вам за помощь, а мне пора на самолет, в Лондон! А на память вам от меня я оставляю подарки.