Простые вещества – металлы

№44

(Урок химии VIII классе  с использованием электронного учебника О.С.Габриеляна «Химия. 8 класc» издательства «Дрофа» и компании «Азбука»)

Эльвира ВАЛИЕВА,

учитель химии Актанышской средней школы №1

Цели урока:  

образовательные:  совершенствовать знания  о химических элементах на примере металлов;

развивающие: описывать физические свойства и объяснять их. Доказывать преимущества применения металлов в различных областях. Развивать умение вести наблюдение, анализировать информацию, выделять главное, способствовать развитию познавательного интереса. Объяснить основные методы «Сингапурского обучения»  при изучении данной темы;

воспитательные: воспитывать личностных качеств, работоспособности, коммуникативной компетенции и  культуру общения через работу в паре, группе.

Методы и методические приемы: лабораторная работа, самостоятельная работа с текстом учебника и со слайдами презентации, взаимопроверка результатов работы в паре. Технология с использованием «сингапурских» элементов.

Тип урока:  изучение нового материала с использованием электронного учебника.

Оборудование: алюминиевые: фольга, ложка, проволока; натрий, медь, медная катушка,  серебряная ложка. медная катушка, коллекция «Металлы»,  градусник, оловянные солдатики, модели атомов и молекул.

Ход урока

  1. I.         Организационный момент. Приветствие друг друга.

II. Проверка знаний по основным понятиям, которые ученики уже изучили.

Разминка.  Какой вид химической связи? Какой тип кристаллической решетки? Катионы? Анионы?

Использую ТИК-ТЭК-ТОУ.  Крестики-нолики.

 Учитель. Я   разложила 9 листочков с понятиями  в формате 3*3. Каждый  участник составляет    предложения, используя  любые три слова, расположенных  в лубом ряду по ветрикали, горизонтали и диагонали (на одной линии слова, за одну минуту). Например, между ионами образуется ионная связь. В узлах кристаллической решетки находятся катионы и  аионы. Кислоты имеют коваленную полярную связь.

III. Изучение нового материала.

 Учитель. Сколько видов химических элементов   в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева? Что такое химический элемент?        (Определенный вид атома.)

Демонстрация моделей атомов и молекул.

 Атомы образуют молекулы, а молекулы – … (вещества).

Какие бывают вещества?  Примеры.

Простые вещества состоят из атомов одного вида. Сложные вещества состоят из разных  видов  атомов.

Простые вещества по свойствам бывают: металлы и неметаллы.  По характеру элементы бывают, какие?

Всего 92 элемента-металлов.

Металлы и небесные тела.

Алхимическими металлами «управляют» семь планет классической астрологии. В алхимической практике для обозначения металла чаще всего используется символ управляющей планеты: Золото  наши предки связывали с Солнцем. Серебро – с Луной, медь – с Венерой, железо – с Марсом, олово с Юпитером, свинец – с Сатурном. Ртуть – с меркурием. Каждая планета издревле обозначалась особым знаком. Этими же знаками обозначали и «родственные» этим  планетам металлы. (Электронный учебник. Рисунок 12.)

Использую ТАЙМД-ПЭА-ШЭА. Задаю вопрос:  «Какой вид моделирования использовали алхимики?» Дается 30 с для размышления.  Время засекается, затем  второй в течение 30 с.  Таким образом, обмениваются между собой. Фраза на завершение. (Мне понравилось слушать о …)

Физические свойства металлов и области их применения.

3. Какими физическими свойствами обладают металлы?

Физические свойства металлов.

IV. Лабораторная работа  «Ознакомление с коллекцией металлов». (Электронный учебник, с. 53, ссылка 88.)

  Агрегатное состояние  некоторых металлов.

Демонстрация: алюминий: порошок и фольга, галлий: в твердом виде и расплавленный; медь: порошок и проволока; ртуть: жидкий.

• Жидкое агрегатное состояние позволяет использовать ртуть для измерения температуры.

• Высокая прочность стали обусловлена одного из наиболее твердых металлов – хрома.

Задание  группам. Ознакомтесь с коллекцией металлов и инструкцией “Физические свойства металлов». Сначало вместе в группе используя инструктивные карточки и электронного учебника изучите  физические свойства металлов. Каждой группе дается одно физическое свойство. За одну  минуты кажлый ученик думает и  занесет данные на  соответсвующую строку в таблице. Подпишите свою фамилию.  Затем вместе объясняют этот материал в виде схем или рисунков вместе в формате А3. Дается 3 минуты. Один ученик  из группы объясняет материал.

 Задание 1 группе. Температура плавления.

Задание 2-й группе. Плотность.

Задание 3-й  группе. Твердость.

Задание 4-й  группе. Теплопроводность.

Задание 5-й  группе. Электропроводность.

Задание 6-й  группе. Металлический блеск.

Отчет о лабораторном опыте «Ознакомление с коллекцией металлов»

Физические свойства Последовательность металлов (в порядке возрастания свойств)
Пластичность  
Температура плавления  
Плотность  
Твердость  
Теплопроводность  
Электропроводность  
Металлический блеск  

 

Сформулируйте вывод, вписав пропущенные слова и словосочетания: «Для большинства металлов характерны следующие … свойства: … однако металлы различаются …)

V. Закрепление знаний. ЭЙ АР ГАЙД. У Вас на столах имеется тестовое задание.  Каждый индивидуально заполняет графу ответ, за одну минуту.

Тест «Общие физические свойства металлов».

Вопросы Ответ Проверьте
I. Выберите вид химической связи, характерной для металлов

1. Ковалентная

2. Ионная

3. Металлическая

  1. II.      Укажите наиболее тугоплавкий металл:

1. Алюминий

2. Медь

3. Свинец

4. Вольфрам

  1. III.    Лучшим проводником электрического тока является:

1.Серебро

2. Цинк

3. Медь

4. Железо

  1. IV.    Укажите, какие физические свойства меди и алюминия используется в электротехнике: (2 ответа)

1. Теплопроводность

2. Легкость

3. Металлический блеск

4. Электропроводность

  1. V.       Укажите, какие физические свойства алюминия используются при изготовлении фольги:
  2. Теплопроводность
  3. Легкость
  4. Пластичность
  5. Металлический блеск

 

  А теперь проверяем вместе. Если правильно вставьте +, если нет –  в графу после проверки. Листочки сдаем мне. На оценку.

  1. VI.             Домашнее задание. Прочитать параграф 12. Упр. 1.2 стр. 56. Рабочая тетрадь с. 53 № 2.