Простые вещества – металлы
№44
(Урок химии VIII классе с использованием электронного учебника О.С.Габриеляна «Химия. 8 класc» издательства «Дрофа» и компании «Азбука»)
Эльвира ВАЛИЕВА,
учитель химии Актанышской средней школы №1
Цели урока:
образовательные: совершенствовать знания о химических элементах на примере металлов;
развивающие: описывать физические свойства и объяснять их. Доказывать преимущества применения металлов в различных областях. Развивать умение вести наблюдение, анализировать информацию, выделять главное, способствовать развитию познавательного интереса. Объяснить основные методы «Сингапурского обучения» при изучении данной темы;
воспитательные: воспитывать личностных качеств, работоспособности, коммуникативной компетенции и культуру общения через работу в паре, группе.
Методы и методические приемы: лабораторная работа, самостоятельная работа с текстом учебника и со слайдами презентации, взаимопроверка результатов работы в паре. Технология с использованием «сингапурских» элементов.
Тип урока: изучение нового материала с использованием электронного учебника.
Оборудование: алюминиевые: фольга, ложка, проволока; натрий, медь, медная катушка, серебряная ложка. медная катушка, коллекция «Металлы», градусник, оловянные солдатики, модели атомов и молекул.
Ход урока
- I. Организационный момент. Приветствие друг друга.
II. Проверка знаний по основным понятиям, которые ученики уже изучили.
Разминка. Какой вид химической связи? Какой тип кристаллической решетки? Катионы? Анионы?
Использую ТИК-ТЭК-ТОУ. Крестики-нолики.
Учитель. Я разложила 9 листочков с понятиями в формате 3*3. Каждый участник составляет предложения, используя любые три слова, расположенных в лубом ряду по ветрикали, горизонтали и диагонали (на одной линии слова, за одну минуту). Например, между ионами образуется ионная связь. В узлах кристаллической решетки находятся катионы и аионы. Кислоты имеют коваленную полярную связь.
III. Изучение нового материала.
Учитель. Сколько видов химических элементов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева? Что такое химический элемент? (Определенный вид атома.)
Демонстрация моделей атомов и молекул.
Атомы образуют молекулы, а молекулы – … (вещества).
Какие бывают вещества? Примеры.
Простые вещества состоят из атомов одного вида. Сложные вещества состоят из разных видов атомов.
Простые вещества по свойствам бывают: металлы и неметаллы. По характеру элементы бывают, какие?
Всего 92 элемента-металлов.
Металлы и небесные тела.
Алхимическими металлами «управляют» семь планет классической астрологии. В алхимической практике для обозначения металла чаще всего используется символ управляющей планеты: Золото наши предки связывали с Солнцем. Серебро – с Луной, медь – с Венерой, железо – с Марсом, олово с Юпитером, свинец – с Сатурном. Ртуть – с меркурием. Каждая планета издревле обозначалась особым знаком. Этими же знаками обозначали и «родственные» этим планетам металлы. (Электронный учебник. Рисунок 12.)
Использую ТАЙМД-ПЭА-ШЭА. Задаю вопрос: «Какой вид моделирования использовали алхимики?» Дается 30 с для размышления. Время засекается, затем второй в течение 30 с. Таким образом, обмениваются между собой. Фраза на завершение. (Мне понравилось слушать о …)
Физические свойства металлов и области их применения.
3. Какими физическими свойствами обладают металлы?
Физические свойства металлов.
IV. Лабораторная работа «Ознакомление с коллекцией металлов». (Электронный учебник, с. 53, ссылка 88.)
Агрегатное состояние некоторых металлов.
Демонстрация: алюминий: порошок и фольга, галлий: в твердом виде и расплавленный; медь: порошок и проволока; ртуть: жидкий.
• Жидкое агрегатное состояние позволяет использовать ртуть для измерения температуры.
• Высокая прочность стали обусловлена одного из наиболее твердых металлов – хрома.
Задание группам. Ознакомтесь с коллекцией металлов и инструкцией “Физические свойства металлов». Сначало вместе в группе используя инструктивные карточки и электронного учебника изучите физические свойства металлов. Каждой группе дается одно физическое свойство. За одну минуты кажлый ученик думает и занесет данные на соответсвующую строку в таблице. Подпишите свою фамилию. Затем вместе объясняют этот материал в виде схем или рисунков вместе в формате А3. Дается 3 минуты. Один ученик из группы объясняет материал.
Задание 1-й группе. Температура плавления.
Задание 2-й группе. Плотность.
Задание 3-й группе. Твердость.
Задание 4-й группе. Теплопроводность.
Задание 5-й группе. Электропроводность.
Задание 6-й группе. Металлический блеск.
Отчет о лабораторном опыте «Ознакомление с коллекцией металлов»
Физические свойства | Последовательность металлов (в порядке возрастания свойств) |
Пластичность | |
Температура плавления | |
Плотность | |
Твердость | |
Теплопроводность | |
Электропроводность | |
Металлический блеск |
Сформулируйте вывод, вписав пропущенные слова и словосочетания: «Для большинства металлов характерны следующие … свойства: … однако металлы различаются …)
V. Закрепление знаний. ЭЙ АР ГАЙД. У Вас на столах имеется тестовое задание. Каждый индивидуально заполняет графу ответ, за одну минуту.
Тест «Общие физические свойства металлов».
Вопросы | Ответ | Проверьте |
I. Выберите вид химической связи, характерной для металлов |
1. Ковалентная
2. Ионная
3. Металлическая
- II. Укажите наиболее тугоплавкий металл:
1. Алюминий
2. Медь
3. Свинец
4. Вольфрам
- III. Лучшим проводником электрического тока является:
1.Серебро
2. Цинк
3. Медь
4. Железо
- IV. Укажите, какие физические свойства меди и алюминия используется в электротехнике: (2 ответа)
1. Теплопроводность
2. Легкость
3. Металлический блеск
4. Электропроводность
- V. Укажите, какие физические свойства алюминия используются при изготовлении фольги:
- Теплопроводность
- Легкость
- Пластичность
- Металлический блеск
А теперь проверяем вместе. Если правильно вставьте +, если нет – в графу после проверки. Листочки сдаем мне. На оценку.
- VI. Домашнее задание. Прочитать параграф 12. Упр. 1.2 стр. 56. Рабочая тетрадь с. 53 № 2.