Развитие речевой активности через экологическое воспитание

№43

Светлана   МАКСИМОВА,

старший воспитатель детского сада № 33  г. Казани

Программное содержание. Развивать у детей творческое воображение, продолжать учить дифференцировать  звуки «ж – ш», закреплять умение отгадывать загадки, продолжать совершенствовать  двигательные умения и навыки (в том числе умение легко ходить и бегать), продолжать работу над правильным дыханием.

Предварительная работа. Подготовка и проведение выставки книг в книжном уголке: «Три медведя», «Зимовье», «Колобок», «Волк и козлята»,  «Заюшкина избушка», «Кот, петух, и лиса», «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Золушка», «Муха-цокотуха»,  татарские сказки «Лиса и цапля», «Бес, медведь и портной», «Водяная»,   «Шурале»,  «Соловей»;   конверты с заданиями, «ковер-самолет», шнурочки, скамейки, обручи, «Волшебный фонарик».

Ход   деятельности

Воспитатель. Дорогие друзья, ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие и отправится в волшебный лес – «Лес сказок». Вы согласны? (Ответы детей.) Предлагаю вам удобно устроиться на ковре, кому как удобно, закрыть глаза и (звучит завораживающая музыка) полететь на ковре-самолете.

Предлагаю вам пофантазировать, рассказать над чем мы пролетаем, что видим внизу. ети высказывают предположения, воспитатель поддерживает разговор в зависимости от рассказа детей.)

Вы так здорово описали все, что хотели бы увидеть. И мы прилетели с вами на сказочную поляну. Что вы видите на поляне? (Ответы детей.)

(На поляне стоит дерево.)

Воспитатель.  Посмотрите, на поляне растет волшебное дерево. Давайте посмотрим, в чем состоит его волшебство.

(Дети находят на дереве волшебный конверт, в котором задание: «Спойте так, как поет в лесу ветерок».)

Как вы это будете делать? (Ответы детей.)

Воспитатель. Для этого надо сделать глубокий вдох и на выдохе произнести «шшшшшш». Сначала воспитатель предлагает каждому ребенку сделать самостоятельно, имитируя легкий ветерок, а потом всем вместе – сильный ветерок.

(Далее воспитатель предлагает детям показать, как ветер раскачивает  ветви деревьев.)

Подул несильный, слабый ветерок – закачались только верхушки деревьев (дети делают соответствующие движения руками), а когда подул сильный ветер, стали раскачиваться стволы деревьев (дети имитируют, производя наклоны в стороны, руки вверху).

Воспитатель. И вдруг сильный ветер потревожил жука: жук возмущенно зажужжал.

(Воспитатель предлагает детям показать как жужжит жук: вдох, на выдохе – дети произносят «жжжжжжж». Воспитатель предлагает каждому ребенку превратиться в жука и с имитировать жужжание.)

Воспитатель. Опять подул сильный ветер  «шшшшшш», жук упал на спинку и пытается перевернуться. (Воспитатель предлагает детям показать, как жук делает движения лапками, лежа на спине. Далее воспитатель предлагает с имитировать легкий ветерок «шшшш», который поможет жуку перевернуться. Путешествие продолжается, дети находят на волшебном дереве второй конверт.)

Воспитатель. А что в нем? (Воспитатель выслушивает предположения детей.)

Воспитатель. А в конверте – загадки.

(Воспитатель обращается к детям с вопросом: «Любят ли они отгадывать загадки?»)

(Ответы детей.)

Воспитатель. Тогда отгадывайте.

 На горе шумит, под горой молчит.

Дети.  Лес.

 Воспитатель. А как вы думаете, почему так происходит? (Ответы детей.)

(Воспитатель задает наводящие вопросы, если дети не могут сразу сказать, что на горе всегда ветрено, деревья раскачиваются и шумят, а под горой ветра нет – тихо.)

Воспитатель.  Вот вам вторая загадка: «Посреди деревьев кузнецы куют. Кто это?».  (Дятлы)

– Серый, зубастый, по полю рыщет, телят да ягнят ищет. (Волк)

– Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

– Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост – пушистая краса, а зовут ее … (Лиса).

(Загадывая загадки, воспитатель обсуждает их: почему дятлы сидят на деревьях и стучат клювом по стволу, что они там ищут и т.п.; почему дерево весной веселит – потому что расцветает, становится красивым, летом холодит – потому что в жаркий день под деревом тень, осенью питает – дает плоды, зимой согревает – потому что в деревне из него заготавливают дрова, которые потом кладут в печь – поэтому согревает и т.д.)

Воспитатель предлагает детям показать, как по полю рыщет волк. Дети под музыку изображают волка. Потом предлагает показать как двигается лиса: бесшумно, плавно, легко.

Далее дети находят третий конверт с заданием. А задание такое:  в конверте лежат картинки, на них изображены животные. Нам с вами необходимо найти картинки с изображением тех животных, в названиях которых есть звуки «ж» и «ш».

Воспитатель дает возможность каждому ребенку выбрать картинку, затем каждый ребенок называет, того, кто изображен на картинке, и есть ли в названии тот или иной звук. Воспитатель предлагает детям вспомнить знакомые чистоговорки с этими звуками:

Жа-Жа-Жа, я нашел в лесу ежа.

Жу-Жу-Жу, молока даю ежу.

Ша-Ша-Ша, у меня лапша.

Шу-Шу-Шу, я флажком машу.

Ши-Ши-Ши, все мы очень хороши.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что скороговорки необходимо произносить на выдохе.

Дети делают вдох и на выдохе произносят первую часть чистоговорки, опять делают вдох и на выдохе – вторую часть чистоговорки.

Воспитатель предлагает детям игру на внимание.

Воспитатель. Я прочту вам стихи, а вы скажете, какие звуки вы услышали.

1. Жу-Жу-Жу, я на веточке сижу,

Я на веточке сижу и звук «ж» твержу.

Знаю твердо букву эту, я жужжу зимой и летом.

Дети.  Звук «ж», буква «ж».

2. Мышонку шепче мышю:

«Ты что шумишь, шуршишь?»

Мышонок шепчет мыше:

«Шуршать я буду тише».

Дети. Звук «ш», буква «ш».

Воспитатель. Вы успешно справились со всеми заданиями. Молодцы! И сказочный лес вот-вот откроет нам свои тайны. Нужно только дружно произнести волшебные слова и зажечь волшебный фонарик. А волшебные слова такие: «Огонек, свети, свети, помоги нам в лес пройти…

В глубине леса выставка сказок, но на пути к ней необходимо преодолеть несколько препятствий. Проползти под веточками (натянутый шнурочек),  перепрыгнуть через ручеек,  пройти по поваленным деревьям и спрыгнуть с них (две паралельные скамейки).

(Воспитатель спрашивает у детей, кто хочет первым пройти через препятствия и рассказать всем как правильно это сделать: Когда идем  – голову не опускаем, спинку держим прямо, проползти под веточками необходимо, так, чтобы не задеть их, прогнуть спинку.)

Воспитатель. Вот мы и добрались до сказок.

(Воспитатель дает возможность детям рассмотреть сказки, высказаться о них. Предлагает отгадать загадки про  них):

  1. Сидит в корзине девочка у мишки за спиной, он сам того не ведая, несет ее домой. («Маша и медведь»)
  2. Скорей бы приблизился вечер, и час долгожданный настал, чтоб мне в золоченой карете, поехать на сказочный бал. Никто во дворце не узнает, откуда я, как я зовусь. И лишь только полночь настанет, к себе на чердак я вернусь. («Золушка»)
  3. В этой книжке именины, много было там гостей. И на этих именинах появился вдруг злодей. Погубить хотел хозяйку, и чуть-чуть не погубил, но коварному злодею кто-то смелый отомстил. («Муха-цокотуха»)

Воспитатель предлагает детям найти те сказки, на которые она не загадала загадки, и просит детей дома с родителями придумать загадку об этих сказках.

Воспитатель предлагает детям возвращаться в детский сад, потому что темнеет, и предлагает подуть волшебным ветерком «шшшш», который вернет их в детский сад.

 По возвращении из волшебного путешествия необходимо провести в режимный момент беседу по безопасному поведению в лесу, дома.