Здравствуй, матушка Волга
№42
(Оздоровительный досуг с детьми старшей группы)
Наталья АНИСИМОВА,
инструктор по физической культуре детского сада №314 г. Казани
Задачи:
– совершенствовать двигательные умения и навыки в ритмической гимнастике, эстафетах;
– развивать умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности;
– развивать физические качества: быстроту, ловкость, силу;
– учить снимать напряжение с помощью релаксации и массажа;
– расширять знания детей об экологии, родном крае, прививать любовь к Родине, народному творчеству;
– обогащать опыт совместной деятельности детей с различными образовательными областями, используя информационные технологии.
Оборудование: интерактивная доска, слайды с изображением рек, бумажный кораблик, ведерки для танца по количеству девочек, национальные костюмы (украинский, татарский, русский, африканский), костюм для реки Волги, 4 обруча разных цветов, малые мячи (30–40 штук), диск Е.Железновой № 3 «Песенки–инсценировки», аудиозапись релаксационной музыки, песня о Волге Л.Г.Зыкиной, магнитола, 2 голубых газовых платочка.
Ход мероприятия
Воспитатель (в руках бумажный кораблик). Может быть, кто-то из вас запускал бумажные кораблики по быстрому ручейку и мечтал уплыть вместе с ним в сказочное путешествие.
Сегодня эта мечта сбудется. Нас ждут увлекательное путешествие, интересная информация, игры, эстафеты и вполне серьезная работа. На бумажном кораблике отправимся к Черному морю.
Cлайд № 1 – изображение Черного моря. Звучит шум волн.
Воспитатель. Было это на Черном море, в «Артеке», в лагере, куда съезжаются дети со всей нашей страны и даже других стран.
Девочка-украинка. Бумага!
Мальчик-сибиряк. Да это же письмо!
Девочка-татарка. Здорово! Само море принесло нам весточку.
Воспитатель. Наверное, кто-то зазевался, а ветер подхватил, унес и бросил в море. Многие строчки оказались размытыми, но кое-что можно прочесть. (Читает текст.) …очень по тебе скучаем, и в доме без тебя как-то пусто и в саду грустно. Выйду на реку, услышу, как вдали перекликаются теплоходы – и тебя вспоминаю. Ты все Черное море расхваливаешь, а по мне так лучше нашей красавицы-реки ничего на свете нет…
На этом письмо оборвалось. Кто написал это письмо, и кому оно адресовано?
Девочка-украинка. Это же мне письмо, а написала его моя бабушка. В письме же ясно сказано: «самая лучшая река». А раз лучшая, значит, это мой родной Днепр. Он такой могучий – отдает свою силу шести громадным электростанциям. Нет, лучше Днепра, реки не найдешь!
Мальчик-сибиряк. Ты так говоришь потому, что ни разу не бывала у нас в Сибири. Енисея не видела. Вот уж богатырь-река! Самые могучие электростанции на нашем Енисее и на его притоке – красавице Ангаре. Так что письмо мне.
Африканец. А вот и не тебе. Я живу на берегу великой африканской реки – Нил. Это самая крупная река земного шара.
Девочка-татарочка. Юк, юк. Моя красавица – Кама – лучше всех рек. Она впадает в самую протяженную реку в Европе – Волгу.
Воспитатель. До самого вечера спорили ребята, но так ни до чего не договорились.
Нет на свете какой-нибудь одной лучшей реки. Есть реки большие и малые, судоходные и несудоходные, важные для хозяйства страны и не очень. А вот самой лучшей реки на свете нет. Потому что даже маленькая речушка для кого-то самая прекрасная, самая дорогая и родная. А вот если бы меня спросили о самой лучшей реке в мире, я бы без раздумий ответила: «Мне дороже всего Волга!». С Волгой связана не только моя жизнь, но и жизнь всей России, в том числе и нашей республики. Сегодня мы отправимся в путешествие по рекам Татарстана.
Ходьба по массажным, корригирующим коврикам; дети останавливаются и поворачиваются в центр круга.
Инструктор. Ребята, хотите посмотреть, откуда берет начало великая река Волга?
Слайд № 2 – исток Волги.
Воспитатель.
Меж болот из малого колодца
Ручеёк, не умолкая, льётся.
Неприметен чистый ручеёк,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдёшь его через дощечку.
А глядишь – ручей разлился в речку,
Хоть местами речку эту вброд
И цыплёнок летом перейдёт.
Инструктор.
Но поят её ключи, потоки,
И снега, и ливни летних гроз, –
И течёт она рекой широкой,
Разливается в спокойный плёс,
Пенится под спицами колёс.
Перед нею путь большой и долгий –
Из лесного края в край степной.
И зовут её рекою Волгой –
Матушкой, кормилицей родной. (С.Я.Маршак)
Из маленького родника, тоненького ручейка отправляется Волга в дальний путь. Вспомните, как поется в детской песне «С голубого ручейка начинается река…»
Ритмическая гимнастика «Улыбка».
1 куплет: дети маршируют.
Припев:
1 строка – покачивают поднятыми над головой руками;
2 строка – имитируют игру на скрипке;
3 строка – волнообразные движения руками перед собой;
4 строка – «пружинка», протягивая руки вперед;
2 куплет:
1 строка – идут на носках;
2 строка – руки в стороны, встряхивать кистями рук;
3 строка – руки вверх, покачивания вправо – влево;
4 строка – хлопки над головой;
Припев: движения те же.
Дети перестраиваются в 3 колонны.
Инструктор. А для чего, с какой целью люди селились около рек? (Ответы детей.) Наверное, по этим причинам наши предки поселились на территории Татарстана. Недаром нашу республику называют республикой четырех рек. По ее поверхности протекают крупные реки – Волга, Кама и две реки, впадающие в Каму, Белая и Вятка.
Слайд № 3 – карта Татарстана.
Представим, что средняя колонна – это река Кама, справа по течению – река Вятка, слева по течению – река Белая. Будем переплывать эти реки.
Эстафета «Поплыли».
Дети тремя колоннами встают около скамеек, поочередно занимая положение лежа на скамейках, выполняют ползание по гимнастической скамейке (хват рук с боков) и обратно возвращаются в конец своей колонны, передав эстафету следующему участнику.
Инструктор. Посмотрите, все три реки, сливаясь в Волгу, делают ее могучей и великой.
Слайд №4 – широкая Волга. Выходит под музыку Река – Волга.
Река Волга.
Как я рада – вновь весна!
Оживает вся Земля.
Я оттаяла, согрелась –
Долго, долго я спала
Подо льдом вся истомилась –
Лето жаркое ждала!
Зимний, ледяной наряд
Мною снят, и вот,
Расскажите мне, ручьи,
Кама, Вятка, Белая, реченьки мои.
Как живёт народ мой волжский?
Так же мил, приветлив,
Так же любит труд, гостей,
Так же ценит честь, друзей.
Река Волга. Скажите мне, ребята, какие народности, национальности проживают на моих берегах? (Татары, русские, чуваши, марийцы.)
Татарский танец с ведерками.
Река Волга.
Душа моя поёт от ваших песен,
И волны танцевать бегут за вами вслед.
На моих берегах стоят заводы и фабрики: делают машины, строят корабли, шьют одежду и обувь. И везде используют мою воду. Тружусь я и день, и ночь для людей, но вода стала грязной, потому что заводы и фабрики сливают в меня использованную, с вредными веществами воду. Рыба от этого вымерла или ушла в другие воды. Помогите очистить мои воды.
Слайд №5 – грязные берега Волги.
Инструктор. Попробуем собрать мусор необычным способом – ногами.
Эстафета «Собери мусор».
Инструктор раскладывает малые мячи по залу, а дети двумя командами собирают в обручи мячи, удерживая их внешними сторонами стоп. У обруча дети садятся и ногами кладут мяч, руки в упоре сзади. После сбора мячей команды подсчитывают количество.
Река Волга. Спасибо, вам, ребята! Взрослые тоже стараются сохранить уникальную природу реки Волги. Ученые основали Астраханский заповедник, где можно увидеть лебедей, гусей, розовых пеликанов и других птиц. Астраханский заповедник – это место, где растет такое редкое растение, как лотос. Людей издавна изумляла красота лотоса, его крупный цветок с нежными ярко-розовыми лепестками. В России лотос сохранен только в Астраханском заповеднике. Лотос занесен в Красную книгу России.
Слайды № 6,7 – птицы заповедника, цветок лотоса.
Река Волга. А теперь поиграйте с моими волнами.
Эстафета «Речные волны».
Играющие делятся на 2 команды, садятся на корточки в 2 колонны. Река Волга дает первым игрокам по газовому голубому платочку. По сигналу «Прибой, прибой! Беги волной!» игроки по очереди встают и передают платок следующему игроку. Отдав платок, ребенок снова садится на корточки. Выигрывает та команда, чья волна быстрее докатится до последнего игрока и вернется назад. Закончить игру надо командой «Штиль» (Повтор игры).
Инструктор. Спасибо тебе, Волга. Отдохни вместе с ребятами, выполните игровой массаж в паре.
Дети садятся по кругу парами. Ребенок, сидящий сзади, делает массаж другому, а после – меняются местами.
Игровой массаж в паре (под русскую народную песню «Матушка – Волга», диск Е.Железновой №3 «Песенки-инсценировки»), движения – авторские.
Инструктор.
(1) Матушка – Волга, широка и долга.
(2) Она укачала, она уваляла.
(3) Нашей силы, силушки не стало.
(4) Матушка – Вятка, ты легка и гладка.
(2) Она укачала, она уваляла.
(3) Нашей силы, силушки не стало.
(5) Матушка – Кама, ты течешь не прямо.
(2) Она укачала, она уваляла.
(3) Нашей силы, силушки не стало.
(1) Проигрыш
(1) Погладить скользящими движениями пальцами и ладонями сверху – вниз.
(2) Провести ребрами ладоней поперек спины, как пилой.
(3) Тихонько побарабанить всеми пальцами по спине и плечам.
(4) Вверх по спине провести ребрами ладоней, обратно вниз – легко гладя ладонями.
(5) Провести волнообразными движениями сверху – вниз ребрами ладоней.
Дети садятся и ложатся по одному по кругу.
Релаксация «Ласковая река» (муз. Е.Вареника).
Река Волга. Представьте, что вы стоите на моем берегу. Ваших ног легко касаются набегающие волны. Они манят вас окунуться в их прохладу, ощутить их упругость. Но вы не торопитесь, ведь вы знаете, что самое лучшее еще впереди. Еще не хочется двигаться. Песок мягкий, теплый, сыпучий. К нему хочется прижаться всем телом. Происходит чудо из чудес: воздух, песок, вода укутывают вас во что-то теплое, нежное, мягкое. И тревога уходит. Все, что тревожило вас там, в большом городе, уходит прочь, уносится вдаль с легким ветерком. Это все очень далеко. Вы забываете обо всем, вы всецело поддаетесь этому чуду. Вы сами начинаете себя так сильно любить как никогда прежде. Вы достойны любви, потому что вы прекрасны. Все кругом прекрасно! Вы счастливы!
Воспитатель.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянулись, улыбнулись
И совсем уже проснулись.
Дети встают.
Инструктор. Вот и заканчивается наше путешествие. Ребята, а что вам понравилось? Что нового узнали? (Ответы детей.)
Пусть никогда не пересохнет маленький ручеек, с которого начинается Волга-матушка, а вода в ней будет чистой и серебристой.
Река Волга. Предлагаю всем взяться за руки и отправиться со мной в путешествие.
Хоровод «Вместе с Волгой».
Волга змейкой ведет хоровод и выводит детей из спортзала.