Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию
№40
9 декабря – День героев Отечества в России
(Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в IV классе с использованием структур сингапурской методики)
Зульфия МУЛЛАГАЛИЕВА,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории Большеменгерской средней школы Атнинского района
9 декабря в России отмечают День героев Отечества. Это праздник настоящих героев, тех, кто порой ценой собственной жизни боролся за наше счастливое будущее. Имена этих людей должен знать каждый, об их подвигах должны говорить, вспоминать и чтить!
Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться к теме патриотизма, то это позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию, прежде всего, проводится на уроках окружающего мира, русского языка и литературы. Такие уроки прививают любовь и уважение к русскому языку, литературе, культуре, природе, людям, живущим на этой земле, необходимость беречь и украшать родную землю.
Предлагаю вашему вниманию один из таких уроков.
Тема. Повторение темы «Текст. Типы текстов». Патриоты России.
Технологическая карта
Учебный предмет | Русский язык и окружающий мир | |||
Учебник | Учебник «Русский язык» 4 класс, часть 2. Автор: Т.Г.Рамзаева.Учебник «Окружающий мир» 4 класс, часть 2. Автор: А.А.Плешаков | |||
Класс | IV | |||
Тип урока | Интегрированный урок русского языка и окружающего мира; урок повторения и закрепления | |||
Технология построения урока | Проблемно-диалогическая | |||
Тема урока | Повторение по теме «Текст. Типы текстов. Патриоты России» | |||
Цели и задачи урока | 1. Закрепление понятий «текст», «типы текстов», развитие умения распознавать разные типы текстов2. Развитие грамотной речи учащихся, пополнение их словарного запаса3. Развитие умения работать в паре4. Создание условий для развития внимания, памяти, логического мышления, творческих способностей учащихся5. Создание условий для самореализации каждого ученика
6. Формирование мотивации к познавательному процессу 7. Представить жизнь и деятельность А.В.Суворова как образец для подражания 8. Воспитывать нравственные качества, прививать любовь к Отечеству
|
|||
Основные термины, понятия | Текст, типы текстов, патриот | |||
Планируемые результаты |
||||
Предметные — учащиеся закрепят знания понятий «текст», «типы текстов»; определять цель учебной деятельности с помощью учителя, выбирать и использовать основания для классификации объектов | МетапредметныеЛичностные УУД:— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;— оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);- определять правила работы в парах, в группах;
— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: — нацеливание на успешную деятельность. — определять и формулировать цель деятельности на уроке; формулировать учебные задачи; — учить планировать свою деятельность на уроке; — высказывать свое предположение на основе учебного материала; Познавательные УУД: — ориентироваться в учебнике, тетради; — развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; — строить речевое высказывание в устной форме; — выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; Коммуникативные УУД: — слушать и понимать речь других; — формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
|
|||
Организация пространства |
||||
Формы работы |
Средства обучения |
|||
Методы обученияПо характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковыеПо способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические | Технологии исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные | |||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
Самоопределение к деятельности
Постановка учебной задачи Мотивация учебной деятельности учащихся
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Затруднения в индивидуальной деятельности
Работа над материалом урока Творческое добывание и применение знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Самопроверка
Физминутка
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Контролирующее задание
Заключительный этап и рефлексия. КОД (контрольно-оценочная деятельность)
|
Добрый день, ребята! Поприветствуйте друг друга, гостей, учительницу.– Поздоровайтесь со своим партнером по лицу и по плечу (действия: кулачками прикасаются друг с другом с партнёрами по лицу, а по плечу – руками «дай пять»).Великолепно!Теперь у нас сформирована команда и мы готовы продолжить.– Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок русского языка и окружающего мира. Мы с вами окажемся в редакции школьной газеты, и вы сами выпустите патриотическую газету, выступив в роли корреспондентов. В ходе работы мы повторим и закрепим знания по теме «Текст. Типы текстов» и продолжим работу по теме «Патриоты России»
Сегодня мы с вами должны выпустить патриотическую газету. Давайте вспомним, а кто такой патриот? Рассматривая тему «Патриоты России», мы давали определение этому понятию. А, давайте, посмотрим, что говорится об этом в словаре. (Зачитывается статья из словаря.) На экране: Патриот – происходит от греческого слова «патрис», что означает «родина». Человек, преданный своему народу, любящий своё отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины. Слайд 1 – А кто такие корреспонденты? На экране: Корреспондент – сотрудник газеты, радио, телевидения, посылающий в них сообщения с мест. Слайд 2 – Очень нелегка профессия корреспондента. Ему нужно везде и всюду успеть. Он оказывается в самых неожиданных местах, чтобы написать статью. Его часто подстерегают опасности, но они ему не страшны, потому, что он любит свою профессию, ведь не зря он её когда-то выбрал. Многие наши российские корреспонденты бывают в горячих точках нашей страны. Именно от них мы узнаём все новости. – Сегодня вы корреспонденты, а я – главный редактор газеты. Уважаемые коллеги, откройте ваши деловые блокноты и запишите число. Результативность вашей работы будет зависеть от того, как вы активно будете участвовать в обсуждении всех вопросов. — Итак, начнем. Дорогие коллеги, какую бы работу мы с вами не делали, все начинается с разминки. Наша разминка необычная, а орфографическая. Для этого проведем структуру ТЭЙК-ОФ-ТАЧ-ДАУН -Если высказывание верное, то вы встаете, если неверное, то сидите Задание 1. В слове пропущена буква А: Ук.рять, к.ра, обв.литься, т.нкист, шт.нгист, стр.на Задание 2. В слово нужно поставить букву С: Уксу. , ска.ки, матро., про.ьба, голо., во.чик
Молодцы, вы справились с заданием. – Сегодня вам, ребята, предстоит сделать еще одно маленькое, но очень важное открытие. Перед вами на карточках слова. Задание: найти лишнее слово в каждом ряду. Попробуйте доказать, почему это слово лишнее. Для этого проведем структуру «ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН». (подумай-запиши-обсуди). Задание 3. Определите, в каких словах все согласные твердые. Горлышко, луковка, вазочка, мордочка, саранча, зверолов Задание 4. Укажите существительные 2-го склонения. О пекаре, от пенки, из-за места, к комете, на ключике, около деревни. На обдумывание вам дается 2 мин. Время пошло. На запись слов дается 30 с. На обсуждение –1 мин. Время прошло. Отвечают участники под № 1. Как вы определили? Какие слова остались, что можно о них сказать? (Работа со второй строкой ведётся аналогично.)
– Продолжим нашу разминку минуткой чистописания. Ученье – свет, а неученье – тьма. Дело мастера боится. – Что это за выражения? Эти выражения превратились в крылатые выражения. Люди часто используют их в своей речи. А, знаете, кому принадлежат эти фразы? Принадлежат они великому русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову. (На экране: портрет А.В.Суворова. Слайд 3) В истории нашего государства было немало великих людей: ученых, писателей, полководцев. Сегодня на уроке мы познакомимся с личностью А.В.Суворова, его жизнью и военными победами. – Вернемся к нашим выражениям. Обратите внимание на первое предложение. Что общего между словами этого предложения? Повторение сведений об имени существительном Найти грамматическую основу второго предложения. Чем выражен каждый член предложения? – Мы поработали с вами со словами, с предложением. Как вы думаете, с какой языковой единицей можно продолжить работу? (С текстом)
Работа с текстом (в паре) 1. Каждая пара учеников получает карточки.
Текст – это ____________________________________________________. Тексты бывают трех типов: ___________, _____________, _____________. Каждый тип текста отвечает на свой вопрос: ________________ на вопрос ____________________? ________________ на вопрос ____________________? ________________ на вопрос ____________________? Текст имеет свою тему. Тема – ___________________________________. Основная мысль текста – это ______________________________________ _______________________________________________________________. Проверка задания. Если задание выполнено верно, то можно на карточке поставить себе «5». Физкультминутка ФОЛОУЗЕ ЛИДЕР – Мы уже разделились с вами на пары. Каждая пара познакомится с одним эпизодом из жизни Суворова. А затем мы объединим ваши сведения и выберем то, что вы сочтете наиболее важным, определите качества Суворова и те из них, которые вы хотели бы развивать у себя. – Перед вами тексты, у каждой пары свой текст. Прочтите и определите, к какому виду относится данный текст. Выделите самое основное в нем и подготовьтесь рассказать о прочитанном. 1-я группа. Детство А.В.Суворова 2-я группа. Текст упр. 369 (стр.47). 3-я группа. Текст упр.502 (стр.110). 4-я группа (сильный ученик работает индивидуально). Завещание А.В.Суворова. Рассказ о прочитанном – С каким видом текста вы сейчас работали? – Суворов был образованным человеком и многие сказанные им фразы стали крылатыми. Давайте, прочитаем некоторые из них. На экране: Дисциплина – мать победы. Сам погибай, а товарища выручай. Тяжело в учении, легко в бою. Горжусь, что я – россиянин. (Слайд 4) – Военную службу Суворов начал солдатом. После он стал офицером. Звание генерала Суворов получил в 40 лет. И дослужился до генераллисимуса. Генераллисимус Суворов участвовал почти в 60 боях и не проиграл ни одного сражения. Но не только победами прославил он себя. Он никогда не убивал мирное население тех стран, с которыми воевала Россия. Суворов – патриот России. Думаю, что нам с вами есть чему поучиться у Суворова. (Рассказ учителя о взятии крепости Измаил.) (Слайд 5 – 8) Составление текста – Возвращаемся в редакцию газеты. Как корреспонденты вы добывали новую информацию и сейчас на её основе вы напишете заметку на тему «Я – патриот своего Отечества» в виде текста – рассуждения. – Чем текст-рассуждение отличается от других типов текста? – Давайте охарактеризуем личность А.В.Суворова. Каким он был? Перечислим черты характера этого человека. (Дети отвечают, а учитель записывает слова на доске) На доске: смелый, целеустремленный, храбрый, хитрый, требовательный, скромный, смекалистый, готовый прийти на помощь. – А теперь, используя эти слова, напишите заметку в газету. Ответьте на вопрос «Почему я хочу быть патриотом своей Родины?»
– Ваши заметки надо поместить в газету. Приклейте их на лист ватмана Итог урока – Кем мы были на уроке? – Чему мы научились на уроке? – С какими текстами работали? Выставление оценок. Комментируется домашнее .задание. Домашнее задание. Используя иллюстрацию портрета А.В.Суворова на стр. 109, составить текст-описание
|
Приветствуют друг друга
(Ответы детей)
Работа со словарем
Чтение определений с экрана
(Ответы детей. Чтение статьи из словаря)
Пишут число, классная работа
Если дети согласны с утверждением, то встают
Работа нал каллиграфией
(Все слова имена существительные)
Выполняют самостоятельно
Дети работают с текстами по вариантам
(С повествованием. Он рассказывал о жизни Суворова)
Ответы детей
Работа по репродукции картины в учебнике «Окружающий мир» стр.110.
(Ответы детей)
Самостоятельная работа Чтение заметок Выпуск газеты
Ответы детей
|
||