Особенности музыки в мультфильмах
Юлдуз ЮСУПОВА,
учитель начальных классов
АНОШ №4
Арского района РТ
Класс: 4
Тип: урок «открытия» нового знания
Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию умений выявлять особенности музыки в мультфильмах
Задачи:
– образовательная: создать условия для ознакомления с историей появления мультфильмов; формировать умение выявлять особенности музыки в мультфильмах
– развивающая: содействовать развитию умения различать мультфильмы по песням; способствовать развитию образного мышления, слуховой памяти учащихся; развивать коммуникативные навыки: умение слышать и слушать других;
– воспитательная: создать условия для воспитания уважительного отношения к произведениям музыки; содействовать воспитанию интереса к предмету; воспитывать потребность к объективному самооцениванию.
Планируемые результаты
Личностные: проявляют уважительное отношение к произведениям музыки; проявляют интерес к предмету; объективно оценивают собственные достижения на уроке;
Метапредметные:
– регулятивные: показывают развитость образного мышления и слуховой памяти;
– познавательные: умеют выявлять особенности музыки в мультфильмах;
– коммуникативные: вступают в беседу с учителем на уроке, слушают и понимают речь других;
Предметные: знают об истории появления мультфильмов; знают роль музыки в мультфильмах.
Ресурсы урока: раздаточный материал, презентация, ноутбук, аудиоматериалы
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход урока
I.Организационный этап
1.Приветствие
– Здравствуйте, ребята. Давайте для начала музыкально поприветствуем друг друга. Я пропою вам: «Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас», а вы мне отвечаете: «Здравствуйте, учитель. Добрый день наш класс».
2.Эмоциональный настрой к уроку.
– Как ваше настроение? А чтобы сделать его ещё лучше и зарядиться позитивным настроем, прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души! Мы с новыми силами можем начать наш урок.
- Проверка готовности к уроку.
– Проверьте, пожалуйста, своё рабочее место. Тетради, письменные принадлежности – всё есть? Тогда начинаем наш урок и не забываем про позитивный настрой. У вас на партах лежат конверты, я прошу не трогать их, пока я вам не скажу об этом.
- Проверка усвоения материала прошлого урока
– проверка д/з
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.
- Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)
– Ребята, взгляните на экран. Что вы увидели?
– А теперь посмотрите еще раз.
– Ребята, заметили ли вы какую либо разницу?
– В чем разница?
– А какой из вариантов вам понравился?
– А почему вам понравился отрывок с музыкой?
– Сопровождение музыки в мультфильмах нам что-то дает?
(просмотр отрывка из мультфильма « Как Львенок и Черепаха пели песню» без звука) Просмотр со звуковом
- Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с обучающимися).
– Как вы думаете, как звучит наша тема?
– Да, и тема нашего урока: «Особенности музыки в мультфильмах».
Откройте ваши тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока.
– Какова цель урока?
– Выявить роль музыки в мультфильмах.
– А чтобы добиться поставленной цели, нужно составить план наших действий на уроке, но он перепутан, и нам следует это исправить:
1.Узнаем историю возникновения мультфильмов»
- Узнаем роль музыки в мультфильмах
- Разучим новую песню
- Реализация музыкально-исполнительской деятельности. Восприятие музыки
Объяснение темы урока
– Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы?
– А хотите узнать, какой герой мультфильма к нам пришел?
– Чтобы узнать, вам необходимо разгадать загадку
Не мог «ушастик» поладить никак
Со злой старушкой Шапокляк!
Ведь той абсолютно чуждо,
Чувство настоящей дружбы!
– Ребята, вы догадались, о ком идет речь?
– Ребята, Чебурашка просит вас о помощи. Ему нужно встретиться с Геной, но для этого нужно выполнить задания.
– И первое задание от Чебурашки. Познакомиться с историей мультфильмов.
–Ребята, а как вы думаете, нужна ли музыка в мультфильмах?
–А для чего? Какую роль она играет?
– Ребята, а кто как считает, какие были мультфильмы раньше?
– Ребята, вы знаете, какие были первые мультфильмы?
– Можете предположить?
– Хорошо, ребята, сейчас мы узнаем, какие были первые мультфильмы.
–Слушаем внимательно, будет тест.
– Текст
Первый мультфильм появился на кинопленке в начале 20 века в 1908 году. Назывался он «Фантасмагория». Этот мультик был совершенно, черно-белый и немой. Ведь в то время еще не было звуковой дорожки на киноленте. Создателем данного мультфильма был французский режиссер Эмиль Коль. Этот мультфильм показали в кинотеатрах в 1908 году, в нем уже было минимальное развитие сюжета и свой герой, по действиям которого можно составить мнение о характере. Двухминутная лента произвела впечатление на зрителей, анимация начала свой длинный путь.
– Значит, какой вывод мы можем сделать?
– Верно ребята, музыка, сопровождающая киноленту, имеет огромную ценность, так как способна погрузить зрителя в размышления, заставить его переживать. Без музыки к фильму, мультфильму, кино, передающей настроение, кинолента стала бы сухой и бесчувственной.
Самая главная задача музыкального сопровождения в мультфильмах — это вызывать определенные эмоции у зрителя в определенные моменты: печаль, грусть, радость, восторг, удивление, недоумение или страх.
– И следующее задание от Чебурашки – работа в парах. Вам необходимо соединить название мультфильма с названием песни, которая там звучит.
1) «Расскажи, Снегурочка» из м/ф «Ну, погоди!»
2) «Голубой вагон» из м/ф «Чебурашка и крокодил Гена»
3) «Песенка мамонтёнка» из м/ф «Мама для мамонтенка»
4) «Антошка, пошли копать картошку» из м/ф «Антошка»
5) «Песни Винни Пуха» из м/ф « Винни Пух идет в гости»
6) «Солнечные зайчики» из мф « Маша и медведь»
– Ребята, давайте проверим.
– Ребята, мы сегодня с вами познакомимся с музыкантами, а чтобы узнать с какими, Чебурашка дал кроссворд. (решают кроссворда)
– Ребята, с какими музыкантами познакомимся?
–Верно, с бременскими музыкантами
– Вы знаете кто такие бременские музыканты?
– Смотрели мультфильм? О ком он?
– Верно, ребята.«Бременские музыканты» – советский музыкальный рисованный мультфильм 1969 года, музыкальная фантазия на темы одноимённой сказки братьев Гримм, ставшая популярной в СССР благодаря музыке, написанной Геннадием Гладковым с элементами рок-н-ролла.Олег Анофриев озвучил и спел песни практически всех героев мультфильма, кроме Принцессы и Осла. Авторами сценария данного мультфильма являются Василий Ливанов и Юрий Энтин.
– Ребята, а вы знаете какие-либо песни Бременских музыкантов?
– А теперь просмотрим одну из известных песен этого мультфильма. «Песня друзей»
– Сейчас мы с вами прослушаем произведение ваша задача, определить характер, темп, как звучит эта песня, какое настроение она создает.
– Ребята, давайте проанализируем. (Дают определения новым музыкальным терминам и понятиям, извлекают нужную информацию, работают в парах, группах.)
- Первичное закрепление
– Ребята, а чтобы узнать насколько хорошо вы слушали меня, мы с вами выполним тест.
Тест
1.В каком году появился первый мультфильм на кинопленке?
1) 1888г
2) 1925г
3) 1908г
- Как назывался первый мультфильм?
1) Морозка
2) Фантасмагория
3) Фанмастагория
3.Каким был первый мультфильм?
1) черно-белый, немой
2) черно-белый, со звуковым сопровождением
3) цветной, с музыкальным сопровождением
- Кто создал первый мультфильм?
1) Джон Стюарт Блэктон
2) Владислав Александрович Старевич
3) Эмиль Коль
- Сколько минут длился мультфильм?
1) 2 минуты
2) 5 минут
3) 10 минут
- Кто является авторами сценария мультфильма «Бременские музыканты»?
1) Олег Анофриев
2) Геннадий Гладков
3) Василий Ливанов и Юрий Энтин
– А теперь поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте по экрану. (проверка )
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под песню «ХокиПоки»)
– Ребята, я вижу, что вы немного устали. Аккуратно встаньте со своих мест и повторяйте за мной. Молодцы! Садитесь на свои места. (Выполняют движения в соответствии с характером, темпом и ритмом музыкального произведения.)
- Распевание
– Давайте мы с вами перед разучиванием новой песни немного распоёмся. Все примите правильную певческую посадку: спину надо выпрямить, голову приподнять, плечи распрямить, руки на колени. Вот теперь все готовы распеться. У нас с вами распевание называется «Горошина» (по видео).
– Не забываем про правильное дыхание во время пения: дышим животом, вдох выполняем через нос, выдох – через рот.
- Разучивание на мотив песни «Где водятся волшебники» слова – Ю. Энтин, музыка – М. Минков. из мультфильма «Незнайка». (Песня рассказывает о значении мечты в жизни человека.)
1) беседа к песне
2) показ песни
– Давайте сначала послушаем её. Слушайте внимательно.
В каком характере она прозвучала? Какие чувства вызвала у вас эта песня?
4) разучивание песни
– Сейчас я предлагаю нам прочитать текст песни. У вас в конвертах лежат карточки №2 – это текст песни.
– Давайте теперь попробуем спеть песню под минус
- Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Соотнесение результатов урока с поставленной целью.
– Итак, дети, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Смогли ли мы с вами достичь её? Какие действия для этого совершили?
– Давайте посмотрим на наш план действий. Выполнили ли мы все пункты?
А сейчас придумайте предложение о своей деятельности на уроке, выбрав одну фразу, из предложенных на экране: я узнал, я научился, я у меня получилось, у меня не получилось, мне было интересно, мне было трудно.
– Ребята, поднимите одну руку вверх. Если вам все было понятно и интересно, раскройте ладонь, а если вам не все было понятно, сожмите руку в кулак. Вижу, что многим было интересно. Я этому рада, ведь эти знания несомненно пригодятся вам в жизни.
2.Выставление отметок.
– Ребята, вы большие молодцы. Все сегодня активно участвовали на уроке, но мне хотелось бы отметить активных учеников за хорошую работу.
- Домашнее задание
- Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
– Мальчики и девочки, домашним заданием у вас будет повторение песни. Спасибо за урок. До свидания!
