Особенности музыки в мультфильмах

 

Юлдуз ЮСУПОВА,

учитель начальных классов

АНОШ №4

Арского района  РТ

 

 

 

Класс: 4

Тип: урок «открытия» нового знания

Цель урока: организация деятельности учащихся по формированию умений выявлять особенности музыки в мультфильмах

Задачи:

– образовательная: создать условия для ознакомления с историей появления мультфильмов; формировать умение выявлять особенности музыки в мультфильмах

– развивающая: содействовать развитию умения различать мультфильмы по песням; способствовать развитию образного мышления, слуховой памяти учащихся; развивать коммуникативные навыки: умение слышать и слушать других;

– воспитательная: создать условия для воспитания уважительного отношения к произведениям музыки; содействовать воспитанию интереса к предмету; воспитывать потребность к объективному самооцениванию.

Планируемые результаты

Личностные: проявляют уважительное отношение к произведениям музыки; проявляют интерес к предмету; объективно оценивают собственные достижения на уроке;

Метапредметные:

– регулятивные: показывают развитость образного мышления и слуховой памяти;

– познавательные: умеют выявлять особенности музыки в мультфильмах;

– коммуникативные: вступают в беседу с учителем на уроке, слушают и понимают речь других;

Предметные: знают об истории появления мультфильмов; знают роль музыки в мультфильмах.                        

Ресурсы урока: раздаточный материал, презентация, ноутбук, аудиоматериалы

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, парная.

Ход урока

I.Организационный этап

1.Приветствие

– Здравствуйте, ребята. Давайте для начала музыкально поприветствуем друг друга. Я пропою вам: «Здравствуйте, ребята. Рада видеть вас», а вы мне отвечаете: «Здравствуйте, учитель. Добрый день наш класс».

2.Эмоциональный настрой к уроку.

– Как ваше настроение? А чтобы сделать его ещё лучше и зарядиться позитивным настроем, прикоснитесь друг другу ладошками и подарите своему товарищу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой, улыбнитесь друг другу от всей души! Мы с новыми силами можем начать наш урок.

  1. Проверка готовности к уроку.

– Проверьте, пожалуйста, своё рабочее место. Тетради, письменные принадлежности – всё есть? Тогда начинаем наш урок и не забываем про позитивный настрой. У вас на партах лежат конверты, я прошу не трогать их, пока я вам не скажу об этом.

  1. Проверка усвоения материала прошлого урока

– проверка д/з

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

  1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации)

– Ребята, взгляните на экран. Что вы увидели?

– А теперь посмотрите еще раз.

– Ребята, заметили ли вы какую либо разницу?

– В чем разница?

– А какой из вариантов вам понравился?

– А почему вам понравился отрывок с музыкой?

– Сопровождение музыки в мультфильмах нам что-то дает?

(просмотр отрывка  из мультфильма « Как Львенок и Черепаха пели песню» без звука) Просмотр со звуковом

  1. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с обучающимися).

– Как вы думаете, как звучит наша тема?

– Да, и тема нашего урока: «Особенности музыки в мультфильмах».

Откройте ваши тетради и запишите сегодняшнее число и тему урока.

– Какова цель урока?

– Выявить роль музыки в мультфильмах.

– А чтобы добиться поставленной цели, нужно составить план наших действий на уроке, но он перепутан, и нам следует это исправить:

1.Узнаем историю возникновения мультфильмов»

  1. Узнаем роль музыки в мультфильмах
  2. Разучим новую песню
  3. Реализация музыкально-исполнительской деятельности. Восприятие музыки

Объяснение темы урока

– Ребята, а вы любите смотреть мультфильмы?

– А хотите узнать, какой герой мультфильма к нам пришел?

– Чтобы узнать, вам необходимо разгадать загадку

Не мог «ушастик» поладить никак

Со злой старушкой Шапокляк!

Ведь той абсолютно чуждо,

Чувство настоящей дружбы!

– Ребята, вы догадались, о ком идет речь?

– Ребята, Чебурашка просит вас о помощи. Ему нужно встретиться с Геной, но для этого нужно выполнить задания.

– И первое задание от Чебурашки. Познакомиться с историей мультфильмов.

–Ребята, а как вы думаете, нужна ли музыка в мультфильмах?

–А для чего? Какую роль она играет?

– Ребята, а кто как считает, какие были мультфильмы раньше?

– Ребята, вы знаете, какие были первые мультфильмы?

– Можете предположить?

– Хорошо, ребята, сейчас мы узнаем, какие были первые мультфильмы.

–Слушаем внимательно, будет тест.

Текст

Первый мультфильм появился на кинопленке в начале 20 века в 1908 году. Назывался он «Фантасмагория». Этот мультик был совершенно, черно-белый и немой. Ведь в то время еще не было звуковой дорожки на киноленте.  Создателем данного мультфильма был французский  режиссер Эмиль Коль. Этот мультфильм показали в кинотеатрах в 1908 году, в нем уже было минимальное развитие сюжета и свой герой, по действиям которого можно составить мнение о характере. Двухминутная лента произвела впечатление на зрителей, анимация начала свой длинный путь.

– Значит, какой вывод мы можем сделать?

– Верно ребята, музыка, сопровождающая киноленту, имеет огромную ценность, так как способна погрузить зрителя в размышления, заставить его переживать. Без музыки к фильму, мультфильму, кино, передающей настроение, кинолента стала бы сухой и бесчувственной.

Самая главная задача музыкального сопровождения в мультфильмах — это вызывать определенные эмоции у зрителя в определенные моменты: печаль, грусть, радость, восторг, удивление, недоумение или страх.

– И следующее задание от  Чебурашки – работа в парах. Вам необходимо соединить название мультфильма с названием песни, которая там звучит.

1) «Расскажи, Снегурочка» из м/ф «Ну, погоди!»

2) «Голубой вагон» из м/ф «Чебурашка и крокодил Гена»

3) «Песенка мамонтёнка» из м/ф «Мама для мамонтенка»

4) «Антошка, пошли копать картошку» из м/ф «Антошка»

5) «Песни Винни Пуха» из м/ф « Винни Пух идет в гости»

6) «Солнечные зайчики» из мф « Маша и медведь»

Ребята, давайте проверим.

– Ребята, мы сегодня с вами познакомимся с музыкантами, а чтобы узнать с какими, Чебурашка дал кроссворд. (решают кроссворда)

– Ребята, с какими музыкантами познакомимся?

–Верно, с бременскими музыкантами

– Вы знаете кто такие бременские музыканты?

– Смотрели мультфильм? О ком он?

– Верно, ребята.«Бременские музыканты» – советский музыкальный рисованный мультфильм 1969 года, музыкальная фантазия на темы одноимённой сказки братьев Гримм, ставшая популярной в СССР благодаря музыке, написанной Геннадием Гладковым с элементами рок-н-ролла.Олег Анофриев озвучил и спел песни практически всех героев мультфильма, кроме Принцессы и Осла. Авторами сценария данного мультфильма являются  Василий Ливанов и Юрий Энтин.

– Ребята, а вы знаете какие-либо песни Бременских музыкантов?

– А теперь просмотрим одну из известных песен этого мультфильма. «Песня друзей»

– Сейчас мы с вами прослушаем произведение ваша задача, определить характер, темп, как звучит эта песня, какое настроение она создает.

– Ребята, давайте проанализируем. (Дают определения новым музыкальным терминам и понятиям, извлекают нужную информацию, работают в парах, группах.)

  1. Первичное закрепление

–  Ребята, а чтобы узнать насколько хорошо вы слушали меня, мы с вами выполним тест.

Тест

1.В каком году появился первый мультфильм на кинопленке?

1) 1888г

2) 1925г

3) 1908г

  1. Как назывался первый мультфильм?

1) Морозка

       2)  Фантасмагория

3)  Фанмастагория

3.Каким был первый мультфильм?

        1) черно-белый, немой

2) черно-белый, со звуковым сопровождением

3) цветной, с музыкальным сопровождением

  1. Кто создал первый мультфильм?

1) Джон Стюарт Блэктон

2) Владислав Александрович Старевич

  3) Эмиль Коль

  1. Сколько минут длился мультфильм?

   1) 2 минуты

2) 5 минут

3) 10 минут

  1. Кто является авторами сценария мультфильма «Бременские музыканты»?

1) Олег Анофриев

2) Геннадий Гладков

  3) Василий Ливанов и Юрий Энтин

– А теперь поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте по экрану. (проверка )

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (под песню «ХокиПоки»)

– Ребята, я вижу, что вы немного устали. Аккуратно встаньте со своих мест и повторяйте за мной. Молодцы! Садитесь на свои места. (Выполняют движения в соответствии с характером, темпом и ритмом музыкального произведения.)

  1. Распевание

– Давайте мы с вами перед разучиванием новой песни немного распоёмся. Все примите правильную певческую посадку: спину надо выпрямить, голову приподнять, плечи распрямить, руки на колени. Вот теперь все готовы распеться. У нас с вами распевание называется «Горошина» (по видео).

– Не забываем про правильное дыхание во время пения: дышим животом, вдох выполняем через нос, выдох – через рот.

  1. Разучивание на мотив песни «Где водятся волшебники» слова – Ю. Энтинмузыка – М. Минков. из мультфильма «Незнайка». (Песня рассказывает о значении мечты в жизни человека.)

1) беседа к песне

2) показ песни

– Давайте сначала послушаем её. Слушайте внимательно.

В каком характере она прозвучала? Какие чувства вызвала у вас эта песня?

4) разучивание песни

– Сейчас я предлагаю нам прочитать текст песни. У вас в конвертах лежат карточки №2 – это текст песни.

– Давайте теперь попробуем спеть песню под минус

  1. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
  2. Соотнесение результатов урока с поставленной целью.

– Итак, дети, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили? Какую цель мы поставили перед собой в начале урока? Смогли ли мы с вами достичь её? Какие действия для этого совершили?

– Давайте посмотрим на наш план действий. Выполнили ли мы все пункты?

А сейчас придумайте предложение о своей деятельности на уроке, выбрав одну фразу, из предложенных на экране: я узнал, я научился, я у меня получилось, у меня не получилось, мне было интересно, мне было трудно.

– Ребята, поднимите одну руку вверх. Если вам все было понятно и интересно, раскройте ладонь, а если вам не все было понятно, сожмите руку в кулак. Вижу, что многим было интересно. Я этому рада, ведь эти знания несомненно пригодятся вам в жизни.

2.Выставление отметок.

– Ребята, вы большие молодцы. Все сегодня активно участвовали на уроке, но мне хотелось бы отметить активных учеников за хорошую работу.

  1. Домашнее задание
  2. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

– Мальчики и девочки, домашним заданием у вас будет повторение песни. Спасибо за урок. До свидания!