В мире профессии

(Внеклассное занятие  для учащихся 3 класса)

 

Ляйсина ГАЙНУЛЛИНА,

учитель начальных классов

гимназии №10

г.Зеленодольск РТ

 

                                   «Если вы удачно выберите труд

и вложите в него свою душу,

то счастье само вас отыщет.»

К.Д. Ушинский

 

Цель: формирование познавательного интереса к людям труда и их профессиям.

Задачи:

– расширить знания и представление детей о профессиях;

– показать многообразие профессий и их важность;

– воспитать уважительное отношение к людям разных профессий.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Я вижу, что настроение у вас замечательное. У нас сегодня будет интересный классный час, на котором вы узнаете много нового! Итак, улыбнитесь друг другу. Мы начинаем.

  1. Целеполагание.

Представьте себе такую ситуацию:

Все люди на планете оставили свою работу и стали только отдыхать. Не работают водители и строители, не вышли на работу врачи, учителя, повара, дворники перестали подметать дворы.

– Как вы думаете, что произойдёт?

Да, ребята, не работая, не выполняя каждый свои обязанности, мы просто не сможем выжить. А, чтобы хорошо их выполнять, каждый человек должен уметь делать своё дело грамотно и профессионально.

– Так, может, вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить?

Конечно, о профессиях.

– Как вы считаете, какие задачи мы сегодня должны решить?

(Расширить своё представление о многообразии мира профессий, узнать, что обозначает слово «профессия», обобщить знания о важности профессий)

  1. Актуализация знаний

Ещё в древности люди поняли, что одному человеку трудно жить в этом мире, ему не справиться со всеми трудностями и опасностями. Поэтому уже тогда появился многообразный мир профессий.

– Может, кто–нибудь из вас может сказать, что же такое «профессия»?

Профессия – это вид труда, который требует от человека определённой подготовки, знаний и умений. В переводе с латинского «professio» означает «объявляю своим делом».

– Скажите, а для кого трудиться человек?

(На благо семьи, своей страны, окружающих, для себя)

– Может ли человек получить профессию сразу, после школы, без подготовки? Почему?

(Нет. Чтобы хорошо работать, чтобы тебя уважали, ценили, ты должен быть профессионалом. А чтобы им стать, необходимо хорошо учиться, получить прочные знания)

– Где человек может получить профессию?

(В колледжах, техникумах, университетах)

– Какие профессии вы знаете?

Вы назвали только крошечную часть профессий, существующих на Земле. Их насчитывается более 100 тысяч.

  1. Основная часть.

И сегодня мы отправимся с вами в путешествие в мир профессий.

Конечно, сейчас вы ещё маленькие, чтобы задумываться о своей будущей профессии. За вас сейчас всё решают и думают родители. Они работают, чтобы вы смогли учиться и получать знания, которые в будущем пригодятся при выборе вашей профессии.

– Все знают, кем работают родители?

И первая наша станция так и называется «Профессии моих родителей».

Ну, давайте, расскажите о некоторых профессиях ваших родителей.

И сейчас мы отправимся с вами на вторую станцию «Бюро находок». У каждой профессии есть свои атрибуты.

Вам нужно узнать профессию человека, рассмотрев изображённые на слайде предметы

– Скажите,  в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов?

Кисть и краски (художник)

Кастрюля (повар)

письма (почтальон)

книги (библиотекарь)

шприц (врач)

Профессия врача очень важная и ответственная. От его работы зависит наше здоровье и жизнь.

– Как называют детского врача? (педиатр)

– Зубного врача? (стоматолог)

– Врач, который видит пациентов насквозь? (рентгенолог)

– Лечит животных? (ветеринар)

Животных лечить гораздо труднее, чем людей. Ведь они не могут рассказать о своей болезни. Для этого ветеринару нужны крепкие знания биологии, зоологии, химии.

Ученик.       

Я мечтаю вот о чём:

Хорошо бы стать врачом

Но не детским, а кошачьим.

Детям больно – мы заплачем,

Разревёмся сгоряча

Мама вызовет врача.

А бродячему коту

Если вдруг невмоготу?

Кто зовёт к нему врачей?

Он бродячий, он ничей.

– У кого есть домашние животные?

– Болели ли ваши питомцы?

– Обращались ли к ветеринару?

(Ножницы–парикмахер)

– Что делает парикмахер? (стрижки, причёски)

Ученик.       

Ты – повелитель ножниц и расчёски!

Искусный маг и добрый чародей.

Легко любые делаешь причёски!

И каждый день ты радуешь людей!

Парикмахер не только может делать причёску и стрижку, но и проконсультировать пациента по вопросам ухода за волосами, посоветовать средство для оздоровления волос и кожи головы.

Профессия парикмахера популярна во все времена. По причёске можно было сказать о происхождении человека, о роде его деятельности. Каждая эпоха привносила в парикмахерское искусство своё:

– вельможи Древнего Египта носили несколько париков сразу;

– в Средневековье мужчины стриглись под «горшок», а женщины прятали голову под накидкой;

– в 17 веке причёски представляли собой «башни» высотой более полуметра.

(Кирпич – строитель, каменщик.)

С древнейших времён одной из самых нужных в нашем мире является профессия «строитель».

Для того, чтобы хорошо жить, работать, учиться, людям нужна крыша над головой. И не только крыша, но ещё и стены, окна, двери и многие другие вещи, которые делают для нас настоящие мастера, объединённые общей профессией «строитель».

Ученик.       

Кто знает, как построить дом?

Чтоб было нам уютно в нём.

Чтобы он тёплым был и прочным.

Строитель это знает точно.

Он строит школы и больницы,

Многоэтажек вереницы.

Кирпич кладёт за кирпичём

И вырастает новый дом!

– Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома?

(Сначала архитекторы и проектировщики придумывают, каким будет новое здание и рисуют чертежи. Затем приходят геодезисты и делают разметку под будущее строение. Бульдозеристы и экскаваторщики готовят место под фундамент здания. Каменщики и бетонщики заливают фундамент, сварщики, крановщики и другие мастера возводят стены, кладут перекрытия, строят лестницы. Кровельщики делают крышу. Водители вывозят лишний мусор, а взамен привозят различные строительные материалы. Когда стены и крыша дома готовы, к работе приступают штукатуры, маляры, которые выравнивают и красят стены и потолки. Плотники устанавливают в доме окна и двери.)

Физкультминутка «Если нравится тебе»

Хочешь стать ты гитаристом, делай так.

Хочешь стать пианистом, делай так.

Хочешь стать ты маляром, то делай так.

Хочешь поваром ты быть, то делай так.

Если хочешь стать спортсменом, делай так.

Если хочешь стать барменом, делай так.

Если хочешь стать шофёром, делай так.

Если хочешь стать актёром, делай так.

Хочешь делать всем причёски, делай так.

Полететь ты хочешь в космос, делай так.

Если нравится тебе, то и другим ты покажи.

Если нравится тебе, то делай всё.

Станция третья «Весёлые вопросы».

Предлагаю вам ответить на шуточные вопросы, вспомнить и назвать профессию.

– Какой водитель смотрит на землю с высока и парит в облаках? (пилот, лётчик, космонавт)

– Кто выносит сор из избы? (уборщица, техничка)

– Кто стружку снимает? (столяр, плотник)

– Звёздный бухгалтер – это кто? (астроном)

– Ухажер за деревьями? (садовник, садовод)

– Преобразователь ткани в одежду? (портной, швея)

– «Сумчатый профессионал»? (почтальон)

– Кто работает играючи? (актёры, музыканты, исполнители)

– Кто собирает «урожай» с минных полей? (сапёр)

– Когда была востребована эта профессия? (в годы ВОВ сапёры спасли жизни многих людей)

Пятая станция «Узнай профессию» (кроссворд) (слайд 15)

 

п о в а р
в р а ч
с т р о и т е л ь
ш о ф ё р
у ч и т е л ь
п и с а т е л ь
п а с т у х
б и б л и о т е к а р ь
п и л о т

 

Чтобы узнать профессию, надо отгадать загадки и составить кроссворд.

1.Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты? (Повар)

2.Кто в дни болезней

Всех полезней? (Врач)

3.Кто построил этот дом,

Дом, в котором мы живём? (Строитель)

  1. Ежедневно спозаранку

В руки он берёт баранку?

Крутит, вертит так и сяк,

Но не съест её никак? (Шофёр)

5.Мы учим детишек

Читать и писать,

Природу любить,

Стариков уважать. (Учитель)

  1. С книжкой кто в руке – читатель,

Книги пишет кто? (Писатель)

7.Зарю поёт селу петух –

Коров на луг ведёт… (пастух).

8.Хозяин книг и книжный лекарь.

Так кто же он? (Библиотекарь)

9.В небе синем самолёт,

Управляет им…(пилот).

Станция шестая «Доскажи пословицу о труде».

Немало пословиц сложено о труде. Отгадайте некоторые из них.

Кто не работает, тот…(не ест).

Хочешь есть калачи, не лежи…(на печи).

Труд человека кормит, а лень…(портит).

Терпение и труд (всё перетрут).

Дело мастера…(боится).

Кто любит трудиться, тому без…(дела не сидится).

Больше дела – …(меньше слов).

К большому терпению придёт…(и умение).

Делу – время…, (потехе – час).

Кончил дело – …(гуляй смело).

– Что нужно человеку, чтобы стать мастером своего дела?

(Умение, терпение, старание и трудолюбие)

  1. Рефлексия. Подведение итогов занятия

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни! Недаром великий педагог К.И. Ушинский сказал: «Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет». Подводя итог классного часа, хочу, чтобы каждый из вас правильно выбрал профессию, с которой хотел бы связать свою жизнь. Сегодня я думаю, мы пришли к выводу, что: «Все профессии важны, все профессии нужны.»
И в заключении я хочу прочитать вам стихотворение:

«Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.»

Я желаю вам удачи в выборе будущей профессии!