Из опыта внедрения веб-квеста в образовательный процесс английского языка в условиях СОШ

Кристина ЕРЕМИНА,

Юлия ЛАВРУХИНА,

учителя английского языка

гимназии №10

г.Зеленолольск РТ

Аннотация. В статье анализируется опыт внедрения веб-квеста в процесс обучения английскому языку на примере созданного для учащихся 8-го класса квеста под названием «Путешествие в Лондон». Также рассматривается проблематика использования информационных технологий в процессе обучения иностранных языков. В числе проблем, связанных с внедрением веб- квеста могут выступать системность веб-квеста, превращение квеста в простой набор задач. Немало важным риском является неконтролируемость источников информации в пространстве Интернет. В свою очередь мы предлагаем пути решения данных проблем.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, веб- квест, средняя общеобразовательная школа, английский язык, универсально учебные действия.

 

Урок, созданный с помощью веб-квест технологии представляет собой формат урока, в котором учащиеся получают всю необходимую для изучения информации посредством сети Интернет. Понятие веб-квест впервые использовал в своих научных исследованиях Берни Додж в 1995 году в Калифорнийском Университете (1).

На данный момент модель урока по формату веб-квеста широко распространяется в современном мире. Все больше стран используют этот формат проведения урока, в частности Австралия, Испания, Голландия и так далее (2). Актуальным вопросом образования в Российской Федерации на сегодняшний день является необходимость использований веб-квеста в обучении иностранных языков, так как посредством сети Интернет можно ознакомиться с современными аутентичными ресурсами, что в свою очередь позволяет сформировать компетенции учащихся, которые необходимы для иноязычной коммуникации.

Целью данной статьи является проанализировать опыт внедрения веб-квеста в образовательный процесс для развития иноязычной коммуникативной компетенции учащихся.

Метод веб-квеста является эффективным инструментом преподавателя в инновационном обществе. Так, к примеру, преподаватель английского языка О.Г.Мытищи в статье, посвященной данной тематики отмечает, что мир Интернета для учащихся намного заманчивей и интересный, чем получение знаний с помощью учебников. В своей статье О.Г.Мытищи отмечает следующие преимущества использования веб-квеста:

  • Все задания могут представлять собой зашифрованные ребусы и таинственные послания;
  • Распределение ролей между учащимися создают ситуацию рассмотрения определенной проблемы с разных точек зрения (2).

Исследователь И.В.Литовкина отмечает, что в результате внедрения в образовательный процесс веб-квеста на тему «Путешествие по Великобритании» повышается уровень формирования познавательных УУД учащихся (3).

По мнению Е.В.Наконечной введение веб-квеста в учебный процесс является эффективным способом внедрения игровой технологии, с помощью которой повышается мотивация к изучению английского языка (4).

Проанализировав огромное количество исследований, связанных с веб- квестами, отмечено положительное влияние данной технологии в образовательном процессе. Однако следует отметить, что не все веб-квесты могут быть полезными. Веб-квест является технологией, которая предполагает четкого осознания, с какой целью и каким образом он будет осуществлен в учебном процессе. Необходимым условием осуществления веб-квеста является анализ результатов прохождения квеста, его структурированность и список веб-ресурсов, которые могут быть использованы в квесте.

В гимназии №10 была проведена серия уроков в формате веб-квеста. Так, для проведения данной серии уроков в 8А классе был разработан веб-квест на тему «Путешествие в Лондон».

Планируемыми метапредметными результатами данного веб-квеста являются:

  1. Повышения уровня познавательных УУД: способность выборки полезных ресурсов и ее переработки в более сжатый вид.
  2. Повышения уровня коммуникативных УУД: способность выражать свои мысли в устной форме, согласовывать свои действия с другими учащимися.

Веб-квест под названием «Путешествие в Лондон» рассчитан на три урока в классе и самостоятельную подготовку учащихся к отчету во внеурочное время. Во внеурочные часы учащиеся работают посредством общения в социальных сетях, а также в Google формах, доступ к которым предоставляется каждому учащемуся. Веб-квест был создан на платформе wix и состоял из следующего ряда веб-страниц:

  1. Introduction, где располагалось название веб-квеста и краткая информация по квесту;
  2. Task, где располагались задачи учащихся, определялись их роли;
  3. Process, где описывался сам процесс выполнения квеста, его этапы выполнения, рекомендуемые учащимся;
  4. Resources, где располагались полезные ссылки для выполнения заданий;
  5. Results, где располагалась ссылка на таблицу в Google форме для того чтобы учащиеся контролировали свою деятельность самостоятельно;
  6. Сonclusion, где располагалась ссылка на итоговое анкетирование учащихся.

В разделе «Introduction» сначала учащимся предлагалась ссылка на тест, созданный с помощью Google формы. Целью теста являлась актуализация лексики на тему «достопримечательности Лондона», а также проанализировать межкультурную компетенцию учащихся.

В процессе выполнения веб-квеста учащиеся заполняли подготовленную преподавателем таблицу в Google формах. Доступ к таблице был доступен каждому учащемуся. Всех учащихся преподаватель разделил на группы по 4 человека.

Конечным результатом нашего веб – квеста стала творческое выступление учащихся с использованием мультимедийной презентации и устным выступлением.

Оценивание эффективности внедрения технологии веб – квеста проводилось с помощью данных критериев:

  • Время, которое было потрачено на поиск эквивалента на русском языке, который соответствует термину на английском с помощью сети Интернет;
  • Слаженность работы в команде;
  • Умение выступать перед слушателями: отсутствие грубых грамматических ошибок, последовательность и логичность выступления;

Благодаря полученным результатам по первому критерию можно сделать вывод о том, что только один участник веб-квеста значительно улучшил навык поиска перевода, у остальных участников данный показатель и до, и после веб- квеста показал хороший уровень поиска эквивалентов.

Немало важным моментом в проведение веб-квеста является риск бесконтрольного времяпровождения учащихся в сети Интернет и невыполнения заданий. Данную проблему удалось решить с помощью удаленного доступа к компьютерам всех учащихся на время проведения веб- квеста.

На последнем этапе нашего веб-квеста учащимся необходимо было подготовить творческий проект на темы, которые были предложены учащимся во вкладке «Task». Причем учащимся предлагалась свобода в выборе конечного продукта, что способствует выражения собственной индивидуальности каждого участника, работающего над квестом.

Методика веб-квеста является одним из эффективных и актуальных средств развития познавательных и коммуникативных УУД.  Стоит отметить, что внедрение веб-квеста в образовательный процесс улучшает навыки работы учащихся с информационно–коммуникативными технологиями. Также благодаря использованию веб-квест технологий у учащихся улучшаются навыки выступления перед аудиторией.

 

Список литературы

  1. Dodge B. Some Thoughts About Web-Quests [Электронный ресурс] 1995–1997 –  Режим доступа: http://webquest .sdsu .edu/about_webquests (дата обращения: 15.02.2025).
  2. Горбунова О. Веб-квест: когда поиск приключений превращается в поиск знаний [Электронный ресурс]. Первое сентября, 2013. №5. – Режим доступа: http://ps.1september.ru/article.php?ID=201300509 (дата обращения: 15.02.2025).
  3. Литовкина И.В. Использование веб-квестов на уроках английского языка для формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся [Электронный ресурс] – Всероссийский электронный журнал работников образования МЕПО – Режим доступа: http://me-po.ru/articles/151-ispolzovanie-veb-kvestov-na-urokah-angliiskogo-jazyka-dlja-formirovanija-poznavatelnyh-universal.html (дата обращения: 15.02.2025).
  4. Наконечная Е.В. Использование веб-квестов на уроках английского языка как средство стимулирования учебной деятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2013/05/19/ispolzovanie-veb-kvestov-na-urokakh (дата обращения: 15.02.2025).