Столетняя война

(Конспект урока истории в 6 классе)

 Наталья ФРАНК,

учитель истории и обществознания

гимназии №21 г. Казани

 

 

Урок разработан с учетом нового Федерального Государственного образовательного стандарта, где серьезное внимание уделено вопросу формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных, а также деятельностному подходу к обучению.

 

Тип урока. Урок открытия новых знаний и первичного закрепления.

Форма урока: проблемный урок

Цели урока.

Образовательные:

– ознакомить учащихся с политической историей Столетней войны  в Европе и ее последствиях, влиянии на дальнейшие судьбы Англии и Франции; выявить причины победы Франции в долгой борьбе за континентальное господство;

Развивающие:

– продолжить формирование исторического мышления, умения работать в группе, анализировать учебный материал;

Воспитательные:

– способствовать формированию у учащихся таких качеств как мужество и стремление к независимости.

 

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные УУД: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки

Познавательные УУД: развитие умений работать с учебником, овладение новыми понятиями

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)

Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

 

Образовательные ресурсы

 

 Стрелова О. Ю. История. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. Методическое пособие. Под ред. В. Р. Мединского. – М.: Просвещение, 2023 г.

Мединский В. Р., Чубарьян А. О. История. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. – М.: Просвещение, 2025 г.

Презентации: «Столетняя война»

 

План урока.

  1. Причины войны и повод к ней.
  2. Готовность стран к войне.
  3. Ход военных действий.
  4. Итоги и последствия войны.

 

Личностно значимая проблема: почему в Столетней войне смогли победить именно французы, хотя история политического развития Англии и Франции XIII–XIV веков тесно связана между собой?

 

Формы и методы обучения:

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

 

Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, доска.

 

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация. (2 мин)

Дежурный сообщает о готовности детей к уроку.

Настрой на успешную работу, включение в урок.

Закон хорошей учебы:

С малой удачи начинается большой успех

  1. Актуализация знаний обучающихся (10 мин):

Учитель. Ребята, с  историей развития какой страны, какого периода мы познакомились с вами на прошлом уроке?

Дети. Со страной Англия, периода XIII–XIV  веков.

Учитель. Давайте повторим, что мы изучили на прошлом уроке.

Группы получают задания:

1–я группа. Составить рассказ (устно) об общих чертах и отличиях укрепления королевской власти в Англии и Франции, подумав над следующими вопросами:

–как развивалось хозяйство Англии в XI – XII веках?

–почему купцам и горожанам нужна была сильная власть короля?

–почему король ведет острую борьбу с крупными феодалами?

–почему Вильгельм получил прозвище Завоеватель?

2–я группа. Составить 5 вопросов, с ответами к таблице «Короли Англии. Централизация власти и объединение страны».

3–я группа. Решить задачу. В Англии в  XIV веке существовал следующий закон: «Ни один крепостной или крепостная не должны посылать своих детей в школу или давать им образование и делать из них священников».

Каковы, по вашему мнению, причины такого закона? Почему запрещали крепостным доступ в духовенство – ведь оно защищало феодалов?

 

Группы справляются со своими заданиями неплохо.

 

Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации. (5 мин)

 

Ребята получают задание-тест, где им необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложения:

 

Государство, имеющее единую власть короля, единые законы, налоги, армию, называется… (централизованным)

Завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом привело к… (усилению королевской власти)

«Щитовые деньги» в Англии ввел… (Генрих 2)

В «Книге Страшного суда» было… (перепись всех земель и всего населения Англии)

Столетняя война между Англией и Францией проходила с … по … год (1337–1453)

Учитель. Смогли ли вы полностью выполнить задание?

Дети. Нет.

Учитель. Какое предложение осталось незаполненным?

Дети. Столетняя война между Англией и Францией проходила с … по … год

Учитель. Почему не смогли заполнить?

Дети. Мы не знаем, когда и почему англичане и французы стали воевать между собой.

 

III. Постановка цели урока (целеполагание) (20 мин)

 

Учитель. И что нам делать?

Дети. Узнать, когда и почему началась война, к каким последствия она привела.

Учитель. А как мы это узнаем?

Дети. Может быть, прочитаем в учебнике.

(Оформление записей в тетради по теме урока, домашнему заданию и плану урока.)

 

  1. Открытие нового знания

 

Учитель. Начнем с того, что отметим на ленте времени годы Столетней войны (1337–1453).

(Работаем в тетрадях, один человек у доски.)

Ребята, работающий у доски, правильно справился с заданием? Верно отметил даты на ленте времени?

Дети. Да.

Учитель. Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи):

Подсчитайте, точно ли ровно сто лет она продолжалась?

Дети. 1453–1337=116 лет продолжалась Столетняя война.

Учитель. Как вы считаете, почему тогда ее назвали Столетней?

Дети. Наверно, приблизительно, округлили.

Учитель. Верно. Продолжим.

Сколько лет назад началась история войны между Францией и Англией?

Дети. 2025–1337=688 лет назад началась история Столетней войны.

Учитель. Какой год предшествует 1337  году, и какой идет за ним?

Дети. 1336 г. – предшествует; 1338 г. – следующий за 1337 г.

Учитель. Молодцы! Вы верно справились с заданиями. А теперь давайте все подумаем и ответим на вопрос: из–за чего в истории чаще всего начинались войны?

Дети. Территориальные претензии стран друг к другу.

Учитель. Хорошо,  давайте вспомним, чем причины отличаются от повода к войне?

Дети. Причин, как правило, бывает много, они накапливаются какое-то количество времени, а повод – это конкретное событие, из-за которого начинается конфликт.

Учитель. Отлично. Рассмотрите карту на доске и скажите, какие  территориальные претензии были у этих стран друг другу к началу войны?

Дети. Англии принадлежала небольшая область на юго-западе Франции, которую она не хотела терять,  Франции это мешало объединить страну, следовательно, нужно было ее отвоевать у англичан.

Учитель.  Хорошо. На с. 113 учебника предлагаю вам найти повод к войне?

Дети. Английский король являлся родственником короля Франции: его мать была дочерью Филиппа IV Красивого. После смерти бездетных сыновей Филиппа IV  он заявил о своих правах на французский престол, что и стало поводом к началу Столетней войны.

 

Здоровье-сберегающие технологии: физкультминутка.

 

Учитель. Подготовку стран к войне разберем по вариантам. 1 вариант, изучают и анализируют подготовку французов, 2 вариант – англичан. Воспользуйтесь текстом учебника на с. 114–115.

Дети. Рассказывают о готовности стран.

Учитель. Перед вами на экране появляются основные события войны. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

– на сколько основных этапов можно поделить историю этой войны? (4)

– в каком году начался и закончился каждый этап?  (1 этап  – 1337–1360, 2 этап–1369–1396, 3 этап – 1415–1424, 4 этап  –1428–1453)

– давайте прочитаем основные события и подумаем, кто побеждал и проигрывал на каждом из этапов.

– предлагаю вам к просмотру видео про Жанну Д`арк, обсудим ее подвиг и роль в победе французов в войне.

(Дети работают с вышеназванными заданиями.)

 

Учитель. Поработаем с картой, обсудим местоположение перечисленных географических объектов, а также действия англичан и французов?

Учитель. Как вы считаете, почему был перерыв в годах между этапами, и вообще война продолжалась столько лет?

Дети. Страны вели подготовку, перевооружались, набирали войско, может быть влияла смена правителей.

Учитель. Как вы думаете, только ли плохие результаты приносит война, а можно ли из нее извлечь какие-то уроки.

Дети. Самый главный печальный итог войны, это огромное количество людских жертв и потерь, но война всегда показывает «дыры» в развитии государство, которые приходится латать после войны.

Учитель. Отлично, давайте обсудим окончание войны, но первоначально, в группах, выполним следующее здание. Посмотрите на таблицу, в которой есть утверждения об окончании войны «до» и «после». Заполните сначала вторую колонку, а третью – после проработки материала. Если вы согласны с утверждением, поставьте плюс, не согласны  – минус.

 

Утверждения До После
После гибели Жанны Дарк Столетняя война развернулась с новой силой
Англии стали сопутствовать еще большие успехи
Для Франции война становилась еще более разорительной
В 1453 г. Англичане сдали город Бордо
Война завершилась полной победой французов, у англичан на землях Франции не осталось никаких владений

 

Учитель. откройте учебник на с. 115 и прочитайте текст параграфа; подумайте над заполнением третий колонки таблицы.

 

Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и вместе заполняют таблицу.

 

  1. Первичное закрепление. (8 мин)

 

Ребята открывают тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 118  учебника, а именно читают документ о настроении во французском войске после победы под Орлеаном и отвечают на вопросы к нему.

После выполнения работы, дети вслух проговаривают полученные результаты. Взаимопроверка, обсуждение.

 

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

 

Учитель. А сейчас ребята выполните самостоятельно тестирование по изученному материалу. Если согласны с утверждение поставьте знак «+», не согласны «–

 

Тест:

1) Столетняя война продолжалась больше 100 лет (+)

2) В ней участвовало 4 страны: Англия, Германия, Франция, Италия(–)

3) Большинство сражений выигрывали англичане (+)

4) Большую роль в победе Французов сыграл король Артур (–)

5) Война завершилась полным разгромом французов (–)

 

Дети выполняют работу на листках и затем проверяют в классе методом взаимопроверки.

 

VII. Информация о домашнем задании.

 

Дети записывают в дневники: п.11–12 повторить, подготовить сообщения о «Жакерии» и «Восстании У.Тайлера» (в рамках учебника).

 

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

 

Учитель. Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?

(Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.)

 

Рефлексия:

Что понравилось на уроке …

Что было трудно …

Что хотелось бы …

 

Всем спасибо за работу!