Столетняя война
(Конспект урока истории в 6 классе)
Наталья ФРАНК,
учитель истории и обществознания
гимназии №21 г. Казани
Урок разработан с учетом нового Федерального Государственного образовательного стандарта, где серьезное внимание уделено вопросу формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных, а также деятельностному подходу к обучению.
Тип урока. Урок открытия новых знаний и первичного закрепления.
Форма урока: проблемный урок
Цели урока.
Образовательные:
– ознакомить учащихся с политической историей Столетней войны в Европе и ее последствиях, влиянии на дальнейшие судьбы Англии и Франции; выявить причины победы Франции в долгой борьбе за континентальное господство;
Развивающие:
– продолжить формирование исторического мышления, умения работать в группе, анализировать учебный материал;
Воспитательные:
– способствовать формированию у учащихся таких качеств как мужество и стремление к независимости.
Формируемые универсальные учебные действия:
Личностные УУД: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки
Познавательные УУД: развитие умений работать с учебником, овладение новыми понятиями
Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)
Коммуникативные УУН: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.
Образовательные ресурсы
Стрелова О. Ю. История. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. Методическое пособие. Под ред. В. Р. Мединского. – М.: Просвещение, 2023 г.
Мединский В. Р., Чубарьян А. О. История. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. – М.: Просвещение, 2025 г.
Презентации: «Столетняя война»
План урока.
- Причины войны и повод к ней.
- Готовность стран к войне.
- Ход военных действий.
- Итоги и последствия войны.
Личностно значимая проблема: почему в Столетней войне смогли победить именно французы, хотя история политического развития Англии и Франции XIII–XIV веков тесно связана между собой?
Формы и методы обучения:
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, доска.
Ход урока
- Организационный момент. Мотивация. (2 мин)
Дежурный сообщает о готовности детей к уроку.
Настрой на успешную работу, включение в урок.
Закон хорошей учебы:
С малой удачи начинается большой успех
- Актуализация знаний обучающихся (10 мин):
Учитель. Ребята, с историей развития какой страны, какого периода мы познакомились с вами на прошлом уроке?
Дети. Со страной Англия, периода XIII–XIV веков.
Учитель. Давайте повторим, что мы изучили на прошлом уроке.
Группы получают задания:
1–я группа. Составить рассказ (устно) об общих чертах и отличиях укрепления королевской власти в Англии и Франции, подумав над следующими вопросами:
–как развивалось хозяйство Англии в XI – XII веках?
–почему купцам и горожанам нужна была сильная власть короля?
–почему король ведет острую борьбу с крупными феодалами?
–почему Вильгельм получил прозвище Завоеватель?
2–я группа. Составить 5 вопросов, с ответами к таблице «Короли Англии. Централизация власти и объединение страны».
3–я группа. Решить задачу. В Англии в XIV веке существовал следующий закон: «Ни один крепостной или крепостная не должны посылать своих детей в школу или давать им образование и делать из них священников».
Каковы, по вашему мнению, причины такого закона? Почему запрещали крепостным доступ в духовенство – ведь оно защищало феодалов?
Группы справляются со своими заданиями неплохо.
Разрыв между знанием и незнанием, обсуждение проблемной ситуации. (5 мин)
Ребята получают задание-тест, где им необходимо на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложения:
Государство, имеющее единую власть короля, единые законы, налоги, армию, называется… (централизованным)
Завоевание Англии нормандским герцогом Вильгельмом привело к… (усилению королевской власти)
«Щитовые деньги» в Англии ввел… (Генрих 2)
В «Книге Страшного суда» было… (перепись всех земель и всего населения Англии)
Столетняя война между Англией и Францией проходила с … по … год (1337–1453)
Учитель. Смогли ли вы полностью выполнить задание?
Дети. Нет.
Учитель. Какое предложение осталось незаполненным?
Дети. Столетняя война между Англией и Францией проходила с … по … год
Учитель. Почему не смогли заполнить?
Дети. Мы не знаем, когда и почему англичане и французы стали воевать между собой.
III. Постановка цели урока (целеполагание) (20 мин)
Учитель. И что нам делать?
Дети. Узнать, когда и почему началась война, к каким последствия она привела.
Учитель. А как мы это узнаем?
Дети. Может быть, прочитаем в учебнике.
(Оформление записей в тетради по теме урока, домашнему заданию и плану урока.)
- Открытие нового знания
Учитель. Начнем с того, что отметим на ленте времени годы Столетней войны (1337–1453).
(Работаем в тетрадях, один человек у доски.)
Ребята, работающий у доски, правильно справился с заданием? Верно отметил даты на ленте времени?
Дети. Да.
Учитель. Ребята, ответьте на вопросы (хронологические задачи):
Подсчитайте, точно ли ровно сто лет она продолжалась?
Дети. 1453–1337=116 лет продолжалась Столетняя война.
Учитель. Как вы считаете, почему тогда ее назвали Столетней?
Дети. Наверно, приблизительно, округлили.
Учитель. Верно. Продолжим.
Сколько лет назад началась история войны между Францией и Англией?
Дети. 2025–1337=688 лет назад началась история Столетней войны.
Учитель. Какой год предшествует 1337 году, и какой идет за ним?
Дети. 1336 г. – предшествует; 1338 г. – следующий за 1337 г.
Учитель. Молодцы! Вы верно справились с заданиями. А теперь давайте все подумаем и ответим на вопрос: из–за чего в истории чаще всего начинались войны?
Дети. Территориальные претензии стран друг к другу.
Учитель. Хорошо, давайте вспомним, чем причины отличаются от повода к войне?
Дети. Причин, как правило, бывает много, они накапливаются какое-то количество времени, а повод – это конкретное событие, из-за которого начинается конфликт.
Учитель. Отлично. Рассмотрите карту на доске и скажите, какие территориальные претензии были у этих стран друг другу к началу войны?
Дети. Англии принадлежала небольшая область на юго-западе Франции, которую она не хотела терять, Франции это мешало объединить страну, следовательно, нужно было ее отвоевать у англичан.
Учитель. Хорошо. На с. 113 учебника предлагаю вам найти повод к войне?
Дети. Английский король являлся родственником короля Франции: его мать была дочерью Филиппа IV Красивого. После смерти бездетных сыновей Филиппа IV он заявил о своих правах на французский престол, что и стало поводом к началу Столетней войны.
Здоровье-сберегающие технологии: физкультминутка.
Учитель. Подготовку стран к войне разберем по вариантам. 1 вариант, изучают и анализируют подготовку французов, 2 вариант – англичан. Воспользуйтесь текстом учебника на с. 114–115.
Дети. Рассказывают о готовности стран.
Учитель. Перед вами на экране появляются основные события войны. Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
– на сколько основных этапов можно поделить историю этой войны? (4)
– в каком году начался и закончился каждый этап? (1 этап – 1337–1360, 2 этап–1369–1396, 3 этап – 1415–1424, 4 этап –1428–1453)
– давайте прочитаем основные события и подумаем, кто побеждал и проигрывал на каждом из этапов.
– предлагаю вам к просмотру видео про Жанну Д`арк, обсудим ее подвиг и роль в победе французов в войне.
(Дети работают с вышеназванными заданиями.)
Учитель. Поработаем с картой, обсудим местоположение перечисленных географических объектов, а также действия англичан и французов?
Учитель. Как вы считаете, почему был перерыв в годах между этапами, и вообще война продолжалась столько лет?
Дети. Страны вели подготовку, перевооружались, набирали войско, может быть влияла смена правителей.
Учитель. Как вы думаете, только ли плохие результаты приносит война, а можно ли из нее извлечь какие-то уроки.
Дети. Самый главный печальный итог войны, это огромное количество людских жертв и потерь, но война всегда показывает «дыры» в развитии государство, которые приходится латать после войны.
Учитель. Отлично, давайте обсудим окончание войны, но первоначально, в группах, выполним следующее здание. Посмотрите на таблицу, в которой есть утверждения об окончании войны «до» и «после». Заполните сначала вторую колонку, а третью – после проработки материала. Если вы согласны с утверждением, поставьте плюс, не согласны – минус.
| Утверждения | До | После |
| После гибели Жанны Дарк Столетняя война развернулась с новой силой | ||
| Англии стали сопутствовать еще большие успехи | ||
| Для Франции война становилась еще более разорительной | ||
| В 1453 г. Англичане сдали город Бордо | ||
| Война завершилась полной победой французов, у англичан на землях Франции не осталось никаких владений |
Учитель. откройте учебник на с. 115 и прочитайте текст параграфа; подумайте над заполнением третий колонки таблицы.
Обучающие достаточно хорошо справляются с данной работой и вместе заполняют таблицу.
- Первичное закрепление. (8 мин)
Ребята открывают тетради и самостоятельно выполняют задание, используя данные исторического документа на с. 118 учебника, а именно читают документ о настроении во французском войске после победы под Орлеаном и отвечают на вопросы к нему.
После выполнения работы, дети вслух проговаривают полученные результаты. Взаимопроверка, обсуждение.
- Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Учитель. А сейчас ребята выполните самостоятельно тестирование по изученному материалу. Если согласны с утверждение поставьте знак «+», не согласны «–
Тест:
1) Столетняя война продолжалась больше 100 лет (+)
2) В ней участвовало 4 страны: Англия, Германия, Франция, Италия(–)
3) Большинство сражений выигрывали англичане (+)
4) Большую роль в победе Французов сыграл король Артур (–)
5) Война завершилась полным разгромом французов (–)
Дети выполняют работу на листках и затем проверяют в классе методом взаимопроверки.
VII. Информация о домашнем задании.
Дети записывают в дневники: п.11–12 повторить, подготовить сообщения о «Жакерии» и «Восстании У.Тайлера» (в рамках учебника).
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Учитель. Ребята, какую цель мы поставили с вами сегодня на уроке? Достигли мы этой цели? Что узнали на уроке нового?
(Затем обучающиеся вместе с учителем выставляют оценки за работу на уроке с комментированием. Выставление оценок в дневник.)
Рефлексия:
Что понравилось на уроке …
Что было трудно …
Что хотелось бы …
Всем спасибо за работу!
