Работа с карточками
Ильгамия Галимуллина,
учитель русского языка и литературы
гимназия №102 им.М.С.Устиновой
г. Казани
Основной задачей обучения русскому языку в школе является развитие устной речи учащихся. На уроках важно не только раскрыть основное содержание текстового материала,но и обеспечить правильное, точное понимание значений слов, словосочетаний, предложений. Этому способствуют словарная работа, грамматические упражнения, работа над произношением.
На уроках языка я формирую у школьников доброе отношение к природе, животным, воспитываю уважение к людям, любовь к своей стране, родному краю.
Так, учащимся 5 класса при изучении раздела «Морфология» предлагаю специальные карточки с текстами, к каждому из которых разработаны задания, направленные на уяснение содержания текста, развитие речи учащихся и закрепление грамматических знаний и навыков.
Образцы карточек.
Карточка №1
Синички-хлопотуньи
Холодно, голодно сейчас синичкам. Из разговоров взрослых я узнал, что за зиму очень много синичек умирает от голода.
Мне стало жаль этих маленьких красивых птичек, и я решил устроить для них столовую. Взял стеклянную банку и закрыл ее пластмассовой крышкой. В крышке проделал дырку диаметром в 30 миллиметров.
Как синички обрадовались! Кормушку они обнаружили очень быстро. С утра до вечера они суетятся на нашем балконе. Одна заскочет в кормушку, схватит семечко и тут же улетает, за ней влетает в банку другая, за второй – третья. И так они «работают» весь зимний день.
И вот учу ли я русский язык или решаю задачку, с удовольствием наблюдаю, как на балконе хлопочут веселые гостьи-синички.
Задания.
- Прочитать текст и пересказать его содержание.
- Выяснить по «Школьному толковому словарю» значение слов суетятся, хлопочут и придумать с ними предложения.
- Выписать глаголы из данного текста и определить их время и вид.
4.Сделать морфологический разбор выделенных глаголов по образцу: улетает – глагол, начальная форма – улетать, настоящего времени, несовершенного вида, 3-го лица, единственного числа, 1 спряжения.
Карточка № 2
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
– Прочти, пожалуйста! Прочти!
Не надо умолять сестрицу:
– Ну прочитай еще страницу! –
Не надо звать.
Не надо ждать.
А можно взять и почитать!
(Валентин Берестов.)
Задания.
- Прочитать выразительно стихотворение.
2.Объяснить значение слов приставать, умолять. Составить с ними предложения.
- Выписать из стихотворения глаголы в неопределенной форме и поставить к ним вопросы.
Карточка № 3
Солнце и радуга
Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная луга-радуга. Кто ни глянет на радугу, всяк ею любуется.
Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца, Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива – это правда, но ведь без меня и радуги не бывает». А радуга только смеется да пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало. (К.Ушинский.)
Задания.
- Сколько частей можно выделить в тексте?
- Пересказать текст или написать по нему изложение.
- Назвать семь цветов радуги.
- Выяснить по «Школьному толковому словарю» значение слов: всяк, загордиться, пуще, как не бывало.
- Выписать глаголы на -ся -сь и объяснить их правописание. Как называются такие глаголы?
Карточка № 4
Родина
Что такое Родина наша?
Солнце, лес, дыхание пашен,
сад в цвету, где не молкнут пчелы,
и твой дом, и огни твоей школы.
Наша Родина – труд и праздник,
сто дорог для тебя, самых разных,
и любовь твоя к папе и маме,
и ты сам – не один, а с друзьями.
Наша Родина – день этот новый,
смелость, твердое честное слово,
флаг, который славой овеян,
наш Октябрь, и Мир, и Ленин.
(Анатолий Костецкий.)
Задания.
- Выразительно прочитать стихотворение.
2.Объяснить значение слов не молкнут, дыхание пашен, используя «Школьный русско-татарский словарь».
- С чем сравнивается Родина?
- Какие произведения на русском и родном языках ты знаешь о Родине?
- Выписать существительные женского, мужского и среднего рода в три столбика и подобрать к ним имена прилагательные.
- Составить предложения со словами
Мир, смелость, Родина.
Карточка № 5
Память навсегда
…В подмосковной деревне Дедово-Талызино фашисты хозяйничали девять дней. Не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей. Отступая, заминировали поля, чтобы не могли жители деревни по весне посеять хлеб.
Помочь сельчанам решили мальчишки: Вася Никитин, Алеша Храбров, Витя и Коля Комаровы, Володя Шербачев и Коля Николаев.
Им удалось обезвредить двадцать мин. Но двадцать первая мина взорвалась. В живых по счастливой случайности остались только Володя Щербачев и Коля Николаев.
Погибших ребят похоронили в братской могиле, рядом с бойцами, павшими при освобождении деревни от врагов. На могиле поставили скромный памятник. Трудное было время.
Четыре десятилетия прошло. Ребята из лагеря решили заработать деньги и построить новый, красивый памятник. В течение пяти лет во время лагерных смен трудились подростки. И памятник четырем мальчишкам-саперам был построен.
Задания.
1.Прочитать текст и сказать, на сколько частей можно его разделить.
- Составить план к этому тексту.
3.Выписать прилагательные с существительными, к которым они относятся.Определить род имен существительных. Каким членом предложения является прилагательное?
- Вставить вместо точек подходящие по смыслу прилагательные в нужной форме:
…деревня, …могила, …памятник, …мальчишки.
Слова для справок: подмосковный, мужественный, новый, красивый, братский.
- Перевести на татарский язык следующие словосочетания: по счастливой случайности; фашисты хозяйничали; не щадили; павшими при освобождении деревни.
Подобные карточки можно составлять при изучении любой грамматической темы. Карточки применяются при закреплении новой темы, при повторении ранее изученного материала, на уроках-зачетах, и, как я убедилась на практике, они очень помогают в проверке знаний учащихся по многим темам.
