Работа с карточками

Ильгамия Галимуллина,

учитель русского языка и литературы

 гимназия №102 им.М.С.Устиновой

г. Казани

 

 

Основной задачей обучения русскому языку в школе является развитие устной речи учащихся. На уроках важно не только раскрыть основное содержание текстового материала,но и обеспечить правильное, точное понимание значений слов, словосочетаний, предложений. Этому способствуют словарная работа, грамматические упражнения, работа над произношением.

На уроках языка я формирую у школьников доброе отношение к природе, животным, воспитываю уважение к людям, любовь к своей стране, родному краю.

Так, учащимся  5 класса при изучении раздела «Морфология» предлагаю специальные карточки с текстами, к каждому из которых разработаны задания, направленные на уяснение содержания текста, развитие речи учащихся и закрепление грамматических знаний и навыков.

Образцы карточек.

 

Карточка №1

Синички-хлопотуньи

Холодно, голодно сейчас синичкам. Из разговоров взрослых я узнал, что за зиму очень много синичек умирает от голода.

Мне стало жаль этих маленьких красивых птичек, и я решил устроить для них столовую. Взял стеклянную банку и закрыл ее пластмассовой крышкой. В крышке проделал дырку диаметром в 30 миллиметров.

Как синички обрадовались! Кормушку они обнаружили очень быстро. С утра до вечера они суетятся на нашем балконе. Одна заскочет в кормушку, схватит семечко и тут же улетает, за ней влетает в банку другая, за второй – третья. И так они «работают» весь зимний день.

И вот учу ли я русский язык или решаю задачку, с удовольствием наблюдаю, как на балконе хлопочут веселые гостьи-синички.

Задания.

  1. Прочитать текст и пересказать его содержание.
  2. Выяснить по «Школьному толковому словарю» значение слов суетятся, хлопочут и придумать с ними предложения.
  3. Выписать глаголы из данного текста и определить их время и вид.

4.Сделать морфологический разбор выделенных глаголов по образцу: улетает – глагол, начальная форма – улетать, настоящего времени, несовершенного вида, 3-го лица, единственного числа, 1 спряжения.

Карточка № 2

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти:

– Прочти, пожалуйста! Прочти!

Не надо умолять сестрицу:

– Ну прочитай еще страницу! –

Не надо звать.

Не надо ждать.

А можно взять и почитать!

(Валентин Берестов.)

Задания.

  1. Прочитать выразительно стихотворение.

2.Объяснить значение слов приставать, умолять. Составить с ними предложения.

  1. Выписать из стихотворения глаголы в неопределенной форме и поставить к ним вопросы.

 

Карточка № 3

Солнце и радуга

Раз после дождя выглянуло солнышко, и появилась семицветная луга-радуга. Кто ни глянет на радугу, всяк ею любуется.

Загордилась радуга, да и стала хвалиться, что она красивее самого солнца, Услышало эти речи солнышко и говорит: «Ты красива – это правда, но ведь без меня и радуги не бывает». А радуга только смеется да пуще хвалится. Тогда солнышко рассердилось и спряталось за тучу – и радуги как не бывало. (К.Ушинский.)

Задания.  

  1. Сколько частей можно выделить в тексте?
  2. Пересказать текст или написать по нему изложение.
  3. Назвать семь цветов радуги.
  4. Выяснить по «Школьному толковому словарю» значение слов: всяк, загордиться, пуще, как не бывало.
  5. Выписать глаголы на -ся -сь и объяснить их правописание. Как называются такие глаголы?

 

Карточка № 4

Родина

Что такое Родина наша?

Солнце, лес, дыхание пашен,

сад в цвету, где не молкнут пчелы,

и твой дом, и огни твоей школы.

Наша Родина – труд и праздник,

сто дорог для тебя, самых разных,

и любовь твоя к папе и маме,

и ты сам – не один, а с друзьями.

Наша Родина – день этот новый,

смелость, твердое честное слово,

флаг, который славой овеян,

наш Октябрь, и Мир, и Ленин.

(Анатолий Костецкий.)

Задания.

  1. Выразительно прочитать стихотворение.

2.Объяснить значение слов не молкнут, дыхание пашен, используя «Школьный русско-татарский словарь».

  1. С чем сравнивается Родина?
  2. Какие произведения на русском и родном языках ты знаешь о Родине?
  3. Выписать существительные женского, мужского и среднего рода в три столбика и подобрать к ним имена прилагательные.
  4. Составить предложения со словами

Мир, смелость, Родина.

 

Карточка № 5

Память навсегда

…В подмосковной деревне Дедово-Талызино фашисты хозяйничали девять дней. Не щадили ни стариков, ни женщин, ни детей. Отступая, заминировали поля, чтобы не могли жители деревни по весне посеять хлеб.

Помочь сельчанам решили мальчишки: Вася Никитин, Алеша Храбров, Витя и Коля Комаровы, Володя Шербачев и Коля Николаев.

Им удалось обезвредить двадцать мин. Но двадцать первая мина взорвалась. В живых по счастливой случайности остались только Володя Щербачев и Коля Николаев.

Погибших ребят похоронили в братской могиле, рядом с бойцами, павшими при освобождении деревни от врагов. На могиле поставили скромный памятник. Трудное было время.

Четыре десятилетия прошло. Ребята из  лагеря  решили заработать деньги и построить новый, красивый памятник. В течение пяти лет во время лагерных смен трудились подростки. И памятник четырем мальчишкам-саперам был построен.

Задания.

1.Прочитать текст и сказать, на сколько частей можно его разделить.

  1. Составить план к этому тексту.

3.Выписать прилагательные с существительными, к которым они относятся.Определить род имен существительных. Каким членом предложения является прилагательное?

  1. Вставить вместо точек подходящие по смыслу прилагательные в нужной форме:

…деревня, …могила, …памятник, …мальчишки.

Слова для справок: подмосковный, мужественный, новый, красивый, братский.

  1. Перевести на татарский язык следующие словосочетания: по счастливой случайности; фашисты хозяйничали; не щадили; павшими при освобождении деревни.

Подобные карточки можно составлять при изучении любой грамматической темы. Карточки применяются при закреплении новой темы, при повторении ранее изученного материала, на уроках-зачетах, и, как я убедилась на практике, они очень помогают в проверке знаний учащихся по многим темам.