Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с помощью игровых технологий
Рания ХАСАНОВА,
воспитатель детского сада №402
г.Казани
Формирование элементарных математических представлений начинается в дошкольном возрасте. В XXI веке это становится особенно актуальным в силу повсеместной цифровизации общества. Математические представления становятся той базой, на которой строится цифровая грамотность населения. С учетом развития общества на человека обрушивается огромный пласт информации, которую необходимо переработать и использовать в повседневной жизни. Все это обуславливает усиление внимания на развитие ребенка уже в раннем детстве.
В настоящее время дошкольные образовательные учреждения осуществляют педагогическую деятельность по формированию элементарных математических представлений. Перед педагогами встает вопрос о эффективности занятий, их результативности, о подготовке детей к школе. С учетом того, что основной деятельностью ребенка является игровая, то основным инструментом для педагога становится игра.
Игра позволяет заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, с доступной игровой форме донести информацию.
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них учёба, игра – для них труд, игра – для них серьёзная форма воспитания. Через игры ребенок знакомится с окружающим миром. Игра становится средством обучения, если ее целенаправленно использовать.
С помощью игры можно повлиять на развитие мышления, памяти, на чувства и сознание ребенка.
Дидактические игры являются самыми популярным и эффективным игровым средством. В настоящее время существует большое количество дидактических игр, направленных на знакомство детей с математическими понятиями. Так, среди популярных это пазлы, математические танграмы, геоборды, домино, игра в десятку и др. Разработанные из различных материалов их применение актуально на индивидуальных и групповых занятиях. С их помощью можно познакомить детей, с формами, счетом, фигурами и пространственными понятиями. Их главное преимущество это яркость, тактильность и доступность. Педагоги и родители могут самостоятельно повторить занятия, и даже воссоздать их подручных материалов. Что особенно актуально, при необходимости включения игры в занятие.
Театрализованную деятельность также можно использовать для формирования элементарных представлений. Так, например, порядковый счет можно закрепить с помощью сказки «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Репка», «Три медведя», «Теремок». С помощью сказки «Теремок» можно закрепить понятия «внизу», «вверху», «в середине». С помощью сказки «Три медведя» можно закрепить понятие «большой, маленький, средний». Здесь можно использовать кукольный, пальчиковый театр. Можно сделать постановку спектакля. Театрализованная деятельность может использоваться на групповых занятиях неограниченного количества детей. Театр – это воплощение в предметную живую форму сказок, что чрезвычайно легко привлекает детей. Как правило, интенсивность занятий растет, а внимание детей остается практически неизменным.
Спортивные мероприятия позволяют детям повторить счет и закрепить пространственные представления. Можно подготовить и провести комбинированные занятия. Так, например, можно сделать эстафету с различными формами, где дети прыгают по предметам, или же собирают их в корзину разделившись на команды.
Подвижные игры можно провести с использованием цифр, передвигаться по сетке на полу с использованием пространственных команд (вправо/лево/назад/вперед).
Расширяется возможности использования игр в старшем и дошкольном возрасте. Здесь можно включить цифровые ресурсы, и созданные на их основе дидактические упражнения, и игры. Реальность такова, что в настоящее время некоторые дошкольники разбираются в цифровых ресурсах гораздо лучше, чем взрослые. Доступность, яркость за счет звуко-видео эффектов привлекает детей в цифровой мир. Для них он понятен и интересен. Математические игры и упражнения в цифровом формате можно сопровождать призом (например, мини мультиком, фото какого-либо сказочного или мульт персонажа) в конце их выполнения, что способствует азарту и желанию выполнять все задания. Возможности цифровых игр очень многообразны. Одно и то же задание можно переиграть в разных вариациях. Можно познакомится, повторить и порядковый счет, форму и величину, пространственные величины и т.д. В структуре занятий можно использовать также практически на каждом этапе. Ограничивается только время использования в силу необходимости соблюдения здоровье сберегающих принципов.
Мы провели лишь некоторые возможные варианты игр. Информационные ресурсы содержат большую базу всевозможных игр. Педагогический опыт воспитателей позволяет создавать авторские игры для воспитанников.
Опыт проведения игр позволяет достичь максимально эффективных результатов обучения и воспитания по формированию элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. На занятиях с включением игры дети демонстрируют стабильную познавательную активность, устойчивый интерес и как правило, высокие результаты по формированию элементарных математических представлений.
