Здоровьесберегающие методы в работе с дошкольниками с нарушением речи: из опыта работы
Алсу САДРИЕВА,
Верхнеиндырчинский
детский сад «Ромашка»
Апастовского района РТ
Актуальность представленного педагогического опыта обоснована модернизацией российской системы образования. Одна из задач модернизации – в обеспечении доступности и равных возможностей получения полноценного образования.
Современных специалистов, работающих в дошкольных учреждениях компенсирующей направленности, волнует проблема создания условий для обеспечения равных стартовых возможностей дошкольников, которые далее поступают в общеобразовательную школу – базовое звено образования.
Как правило, у детей с тяжелым нарушением речи ослабленно и общее физическое здоровье: у многих уже есть хронические заболевания, снижен иммунитет, большой процент часто болеющих детей.
Вот сколько проблем нам педагогам, детям, родителям, медикам предстоит преодолеть по пути к школе. Все вместе мы добиваемся того, чтобы в школе никто не смеялся над ребенком из-за неправильно произнесенного слова, неуслышанного звука, непонятой задачи.
Ответ на вопрос «Как этого добиться?» знает наука логопедия. Каждый логопед, опираясь на фундаментальные знания, методики разработанные и годами проверенные, достигает поставленной цели. При этом использует свой набор приемов, технологий, как бы, имеет свой почерк.
Для нас в коррекционной работе с детьми очень важным является позитивное настроение. Почему? Представьте себе маленького ослабленного человека, которому предстоит получить все программные знания и умения, да еще и преодолеть свои речевые нарушения, а сил для это не простой работы не много. Что же делать? Как создать ребенку хорошее настроение? Как сделать так, чтобы он стремился заниматься?
Мы находим ответы на эти вопросы в использовании здоровьесберегающих технологий (приемов). Они разнообразны. В качестве примера приведем одну из классификаций:
Технологии (приемы) сохранения и стимулирования здоровья.
Артикуляционная гимнастика – совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и координации движений данного органа.
Пальчиковая гимнастика – тренировка тонких, координированных движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму.
Дыхательная гимнастика стимулирует работу мозга, регулирует нервно-психические процессы, корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность силу, правильное распределение выдоха. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Выполнение гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка, дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью.
Упражнения на релаксацию снимают напряжение с области шеи и мышц артикуляционного аппарата.
Упражнения на координацию речи с движением вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность, обеспечивает активный отдых, повышает, работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создает у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.
Гимнастика для глаз снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации, способствует развитию концентрации внимания.
Упражнения на ориентацию в пространстве и собственном теле активизирует нервные процессы, обостряют внимание, кинетическую память. Эти гимнастики и упражнения мы выполняем ежедневно. Чтобы они не надоели детям, используем стихи, рифмовки, сказочные сюжеты и музыкальное сопровождение.
Технологии (приемы) обучения здоровому образу жизни
Самомассаж стимулирует деятельность нервных центров. Под влиянием самомассажа в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые достигают коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья воспитанников:
Проблемно – игровые: игротренинги и игротерапия. Могут быть организованы незаметно для ребенка посредством включения педагога в процесс игровой деятельности;
Коммуникативные игры.
Совместная деятельность строится по определенной схеме и состоит из нескольких частей. В нее входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. Приемы обучения здоровому образу жизни хороши тем, что дети не догадываются о том, что педагоги ставят дидактические задачи. Малыши просто играют, решают проблемы и незаметно для себя учатся.
Коррекционные технологии (приемы).
Арттерапия. Лечение искусством, творчеством. Увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций, подключает эмоциональные резервы организма. Работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками. Арттерапевтические техники, помогают снять нервное напряжение и подключить внутренние резервы организма ребенка.
Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Представляют собой регулярное проведение музыкальных пауз на занятиях.
Сказкотерапия. Сказка – любимый детьми жанр. Она несет в себе важное психологическое содержание: «любовь, добро и счастье», переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты.
Технология воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.
Психогимнастика. Направлена на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств и на приобретение навыков в саморасслаблении. Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понять себя и других, снимать психическое напряжение, дает возможность самовыражения.
Существуют и другие приемы или технологии, которые, на наш взгляд, помогут педагогам сделать процесс коррекционного образования приятным и неутомительным для воспитанников. Как правило, приемы здоровье сбережения комбинируются по-разному, чтобы детям всегда было интересно и не возникало ощущения повтора.
Лучшей оценкой правильно организованной совместной образовательной деятельности являются слова детей: «А мы заниматься сегодня будем?», «Возьмите меня первым!» или сказанные с сожалением слова «Что уже все закончилось? Так мало».
