Хим-спринт

(Методическая разработка профориентационного внеаудиторного мероприятия)

Гюзяль  ФАТКУЛЬДИНОВА,

учитель гимназии №7

г.Бугульма

Цель – помочь школьникам выбрать направление и место

 дальнейшего обучения, учитывая личные интересы,

индивидуальные особенности

и потребности рынка труда республики

 

        Кратко и ярко: Слово «спринт» передает динамику, быстроту, современность и командный дух. Сразу ясно, что будет не лекция, а активное действие.
Концепция мероприятия (45 минут): Это быстрое, интерактивное командное соревнование-викторина, которое проходит в формате «вертушки» с тремя короткими этапами.

 Цель – за ограниченное время набрать максимальное количество баллов.
Хронометраж:
Введение и разделение на команды: 2,5 мин
Этап 1: Хим-Блиц: 15 мин
Этап 2: Техно Кейс: 15 мин
Этап 3: Умный Ход: 10 мин
Подведение итогов и награждение: 2,5 мин
Итого:45 минут
Подробное описание этапов:
1. Введение (5 минут)
Яркое и энергичное начало.

Ведущий (желательно молодой преподаватель или студент КНИТУ-КХТИ в фирменной одежде): Объявляет название «Хим-Спринт».
Кратко (буквально 2 слайда) показывает крутые факты: «Татарстан – нефтехимический гигант России», «Выпускники-химики создают новые материалы, топливо, лекарства», «Средняя зарплата технолога – …».
Объявляет главный приз и делит аудиторию на 4-6 команд по рядам/цветам бейджей.
2. Этап 1: «Хим-Блиц» (15 минут)
Формат: Интерактивная викторина через платформу Mentimeter или Kahoot. Ссылка/QR-код проецируется на экран.
Задача: Команды сообща отвечают на 15-20 быстрых вопросов с вариантами ответов. Вопросы не скучные, а с «изюминкой»:
«Какой элемент таблицы Менделеева назван в честь русского ученого?» (Курчатовий)
«Что общего у шампуня, бензина и аспирина?» (Все это продукты химической технологии)
«Какой завод в Татарстане производит каучук для шин?»
Цель: Разогреть аудиторию, дать возможность заработать первые баллы, освежить базовые знания.
3. Этап 2: «ТехноКейс» (15 минут)
Формат: Каждая команда получает один одинаковый печатный кейс (заранее подготовленные листы А4).
Задача: Реалистичная, но упрощенная проблема. Например: «На заводе «Казаньоргсинтез» при производстве пластиката партия продукции получилась непрозрачной. Известно, что причина — попадание примеси на стадии синтеза мономера. По предложенным формулам и этапам реакции определите, какое вещество могло стать причиной дефекта?»
Решение: Командам даются подсказки (цепочка превращений, формулы веществ). Им нужно провести мозговой штурм и записать краткий ответ на том же листе (например, название вещества-примеси).
Цель: Показать, что химия — это решение практических задач, а не просто теория.
4. Этап 3: «Умный Ход» (10 минут)
Формат: Быстрая устная викторина от представителя вуза.
Задача: Отвечают капитаны команд или любое поднявшее руку лицо. Вопросы не про химию, а про бонусы поступления:
«Назовите самый крупный химический вуз в Татарстане?»
«Какие дополнительные баллы к ЕГЭ можно получить при поступлении в КНИТУ-КХТИ?»
«В каком городе Татарстана находится завод «Нижнекамскнефтехим»?»
«Какой современный кампус есть у КНИТУ?»
Цель: Закрепить в сознании конкретное направление для поступления и его advantages.
5. Подведение итогов и награждение (5 минут)
Жюри (ведущий и представитель вуза) быстро подсчитывают баллы (баллы за Kahoot автоматически, плюс баллы за кейс и викторину).
Объявляется команда-победитель.
Главный приз: Сертификат на посещение Дня открытых дверей КНИТУ-КХТИ с экскурсией по лабораториям для всей команды. Это ценно и мотивирует.
Все участники получают стильные стикерпаки или брелоки с символикой вуза и надписями типа «Я решил Хим-Спринт» или «Будущий химик Татарстана».
Такой формат укладывается в строгие временные рамки, максимально задействует всех присутствующих и достигает всех поставленных целей.