Потенциал региональных музеев в преподавании русской родной литературы

 

Ирина ГИМАТУТДИНОВА,

учитель русского языка и литературы

гимназии №141

г. Казани

 

В условиях современного образовательного процесса особое внимание уделяется интеграции культурных и научных ресурсов в преподавании гуманитарных дисциплин. Одним из ключевых аспектов этой интеграции является использование региональных музеев как платформ для изучения литературы, в частности, русской литературы. Музеи обладают уникальным потенциалом, позволяющим не только обогатить учебный процесс, но и углубить понимание литературного наследия через призму местной культуры и истории.

Республика Татарстан, с её богатым культурным наследием и многообразием этнических групп, представляет собой уникальную площадку для изучения русской литературы. Город Казань, будучи центром татарской и русской культуры, располагает множеством музеев, которые могут служить важными ресурсами для педагогов и учащихся. Культурные учреждения не только хранят произведения искусства и литературные артефакты, но и активно участвуют в образовательных инициативах, способствуя формированию культурной идентичности и литературного сознания у молодого поколения.

Данная статья посвящена исследованию потенциала региональных музеев Республики Татарстан в контексте преподавания русской родной литературы. Мы рассмотрим, каким образом музейные коллекции и выставочные программы могут быть интегрированы в образовательный процесс.

 ЛИТЕРАТУРНЫЕ МУЗЕИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

Татарстан – это регион с богатым культурным наследием, где переплетаются традиции русской и татарской литературы. Литературные музеи Татарстана предоставляют уникальные возможности для изучения как татарской, так и русской литературы. Эти учреждения могут стать важными ресурсами для преподавания уроков родной русской литературы, обогащая образовательный процесс и расширяя горизонты учащихся.

Литературные музеи Татарстана могут стать центрами для проведения уроков русской литературы, предлагая следующие возможности:

  1. Тематические экскурсии: Уроки могут начинаться с экскурсии по музею, где учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством писателей и поэтов.
  2. Литературные мастер-классы. После изучения произведений можно проводить мастер-классы по написанию стихотворений или прозы. Учащиеся смогут экспериментировать с формой и содержанием, вдохновляясь работами великих авторов.
  3. Круглые столы. Обсуждение тем, поднятых в произведениях русских писателей, может стать основой для круглых столов.
  4. Интерактивные занятия. Создание презентаций о жизни и творчестве писателей поможет сделать уроки более увлекательными. Ученики могут создавать видеоролики или презентации на основе материалов музея.
  5. Проектная деятельность. Учащиеся могут работать над проектами, связанными с изучением влияния русских писателей на татарскую литературу или наоборот. Это может включать создание буклетов, выставок или театральных постановок.
  6. Творческие конкурсы. В музеях можно организовать конкурсы на лучшее стихотворение или эссе на тему, связанную с творчеством писателей. Это развивает творческие способности учащихся и способствует более глубокому пониманию литературы.
  7. Чтение и анализ произведений. Уроки могут включать чтение стихотворений и отрывков из прозы в контексте исторического фона и биографии авторов. Это помогает учащимся осознать глубину их творчества.

 

1.1 Литературный музей  М.И. Цветаевой

 

Литературный музей  Марины Цветаевой был открыт в Елабуге в доме на улице Казанской, 61 в 2004 году. Его экспозиция рассказывает о семье поэтессы – матери Александре Мейн, талантливой пианистке, и отце – Иване Цветаеве, профессоре Московского университета и основателе Музея изящных искусств (сегодня – Государственный музей изобразительных искусств им. Александра Пушкина).

Музей Марины Цветаевой – это не просто хранилище воспоминаний о великой поэтессе, но и уникальное пространство для изучения русской литературы. Экспозиция музея, основанная на личных вещах, письмах, фотографиях и рукописях Цветаевой, создает атмосферу, погружающую посетителей в мир её творчества и жизни. Здесь можно узнать историю самых важных событий в жизни Марины Цветаевой: знакомстве с Сергеем Эфроном, первых сборниках, эмиграции и возвращении в СССР. Здесь также представлены прижизненные издания произведений Марины Ивановны и ее современников.

Ценные экспонаты литературного музея – личные вещи Цветаевой и ее семьи. Это серебряные чайные ложечки, бумага для записей, камея, которую Марине Цветаевой подарил отец, блюдо, купленное поэтессой в Германии, пудреница дочери Ариадны, рукописи и документы. В музее хранится небольшая прядь волос Цветаевой.

Идеи для проведения уроков родной русской литературы по творчеству М.И. Цветаевой представлены в Таблице 1.1.

Таблица 1.1 Проведение уроков родной русской литературы в литературном музее  М.И. Цветаевой

Класс Раздел Содержание урока Изучаемые произведения
5 класс Москва
в произведениях писателей
Изучение биографии М.И. Цветаевой, цикла стихотворений о Москве, анализ стихотворений. «Домики старой Москвы», «Тверская» и др.
6 класс Зима
в русской поэзии
Мастер-класс по написанию стихотворений, изучение и анализ стихотворений о зиме М.Цветаевой. «Зимой», «Каток растаял» и др.
7 класс Пасха Изучение биографии М.И. Цветаевой, изучение пасхальных традиций, работа с заметками, анализ стихотворения. Воспоминания А.Цветаевой о Пасхе, стихотворение «Пасха в апреле».
9 класс Отечественная война
1812 года
Изучение биографии М.И. Цветаевой, стихотворений об Отечественной войне 1812 года, анализ стихотворений. «Генералам двенадцатого года».

 

1.2 Музей Лаишевского края им. Г.Р. Державина

Музей Лаишевского края имени Г.Р. Державина расположен в здании детской школы искусств на цокольном этаже. Фонды насчитывают 10 777 единиц. Отличительная особенность музея – все предметы, хранящиеся здесь, найдены только на территории бывшего Лаишевского уезда и Лаишевского района.

Музей живет творческой жизнью. Организуются экскурсии, событийный туризм, проводятся мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству. Театрализованное представление времен императрицы Екатерины II с Е.Р. Дашковой и Г.Р. Державиным позволит окунуться в самобытность русской провинции XVIII столетия. В Лаишевском музее можно познакомиться с жизнью и творчеством, увековечением памяти великого поэта Г.Р. Державина.

Идеи для проведения уроков родной русской литературы по творчеству Г.Р. Державина представлены в Таблице 1.2.

Таблица 1.2 Проведение уроков родной русской литературы в Музее Лаишевского края им. Г.Р. Державина

Класс Раздел Содержание урока Изучаемые произведения
7 класс Такого языка на свете не бывало Изучение биографии Г.Р.Державина, анализ стихотворений, анализ отрывков произведений поэта. «Послание к великой княгине Екатерине Павловне о покровительстве отечественного слова», «Рассуждение о лирической поэзии», «К читателям».
8 класс Лишь слову жизнь дана Изучение биографии Г.Р.Державина, его стихотворений о поэзии, анализ стихотворений. «Лебедь», «Соловей» и др.

 

1.3 Музей Е.А. Боратынского (филиал Национального музея Республики Татарстан)

Музей располагается в старинном фамильном доме с многовековой историей, принадлежавшем потомкам поэта Евгения Боратынского.

В экспозиции представлена часть семейного собрания Боратынских, переданная потомками поэта, а также экспонаты, подаренные музею друзьями потомков поэта: мемориальные вещи Евгения и Анастасии Боратынских, прижизненные издания поэта, предметы из дома Дельвигов, офорты В.А. Жуковского, живописные произведения Н.И. Фешина, Н.М. Сапожниковой, А.И. Фомина, рукописи О.А. Ильиной-Боратынской и др.

Музей был открыт как школьный музей в 1977 году в средней школе № 34 г. Казани. В связи с ценностью собранной коллекции в 1981 году музей получил статус государственного. В 1991 году переехал в реконструированный флигель усадьбы Боратынских на улице М. Горького. К 2015 году был отреставрирован и музеефицирован главный усадебный дом.

Сегодня музей, продолжая духовные традиции семьи Боратынских, проводит большую и интересную культурно-образовательную работу. Действует «Клуб любителей казанской старины», привлекающий тех, кого интересует прошлое Казани и родного края. Осуществляются проекты «Поэтический театр Алексея Гомазкова» и «Музыка Белого зала», проводятся Рождественский и Пушкинский балы, детский праздник «Рождество в доме Боратынских».

Идеи для проведения уроков родной русской литературы по творчеству семьи Боратынских представлены в Таблице 1.3. Презентация к фрагменту урока по разделу «Преданья старины глубокой» представлена в Приложении 1.

Таблица 1.3 Проведение уроков родной русской литературы в музее
Е.А. Боратынского

Класс Раздел Содержание урока Изучаемые произведения
5 класс Рождество Реконструкция рождественских дворянских елок конца XIX века, изучение рождественских традиций.  Изучение святочных рассказов (на выбор), колядок, рождественских песен.
7 класс Долюшка женская Музыкально-поэтический вечер, посвященнный В.М. Тушновой, изучение её биографии и стихотворений. В.М. Тушнова «Вот говорят: Россия».
8 класс Преданья старины глубокой Экскурсия «Сумерки и рассветы Дома Боратынских», изучение биографии О.Ильиной-Боратынской Стихотворение О.Ильиной-Боратынской «Во время грозного и злого поединка».

 

1.4 Музей М. Горького и Ф.И. Шаляпина

Один из старейших литературных музеев России, открытый 12 марта 1940 года, посвящён жизни и творчеству Алексея Максимовича Горького (1868–1936), выдающегося русского писателя и общественного деятеля.

Музей размещается в бывшем доме мещанина М.И. Беляева (2-ая пол. XIX века), где в 1886 –1887 годах подручным в пекарне А.С. Деренкова работал А.М. Пешков (Максим Горький).

В фондах музея  более 60 тысяч единиц хранения. Особую ценность коллекции представляет собрание мемориальных предметов А.М. Горького, переданное Е.П. и Н.А. Пешковыми (женой и невесткой А.М. Горького). Это – письма, стол и кресло Горького из подмосковной дачи в Горках; одежда, в которой писатель приехал в Казань в 1928 году; более 2 958 книг из его библиотеки; подлинные фотографии писателя, сделанные в начале ХХ века в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ялте, Сорренто, Финляндии, на Капри.

Особую ценность для музея представляет шаляпинская коллекция, отражающая жизнь и творчество Ф.И. Шаляпина, друга М. Горького. Коллекция насчитывает около 4 тыс. подлинных предметов эпохи (программ, открыток с иконографией певца, клавиров, изданий, фотоматериалов, граммофонных пластинок, картин и т. д.).

Идеи для проведения уроков родной русской литературы по творчеству М. Горького и Ф.И.Шаляпина представлены в Таблице 1.4.

Таблица 1.4 Проведение уроков родной русской литературы в музее М. Горького и Ф.И. Шаляпина

Класс Раздел Содержание урока Изучаемые произведения
7 класс Песни русские – душа народная Изучение русских народных песен,изучение биографии Ф.И.Шаляпина, знакомство с исполнителями народных песен. Русские народные песни «На заре то было братцы, на утренней», «Ах вы ветры, ветры мои буйные» и др.
7 класс Взрослые детские проблемы Изучение биографии М.Горького, анализ отрывков из произведений. Отрывки из произведений «Детство», «В людях», «Мои университеты».
8 класс Волга – русская река Изучение биографии М.Горького, анализ отрывков из произведений, сочинений писателя. Отрывок из произведения «Детство»

 

1.5 Музей Л.Н. Толстого

Решение о создании в Казани Музея Льва Толстого было принято Кабинетом министров РТ 27 октября 2001 года. Открытие состоялось 29 августа 2015 года после многолетней реконструкции исторического здания — бывшей городской усадьбы Горталовых, где Лев Толстой жил с 1841 по 1845 год. Усадьба является центром духовного культурного пространства, окружавшего великого писателя в казанский период его жизни.

В главном доме по автобиографическим произведениям самого писателя воссозданы интерьеры комнат братьев Толстых и тетушки Пелагеи Ильиничны Юшковой, которые знакомят с предметно-бытовым миром дворянской усадебной культуры Казани первой половины XIX века.

Усадьба включает в себя главный дом – двухэтажное кирпичное здание с мезонином – и флигели. Экспозиция музея располагается на первом и втором этажах здания, во флигелях проводятся занятия, мастер-классы, лектории, связанные с историей рода Толстых, творчеством Льва Николаевича и русской культурой.

Идеи для проведения уроков родной русской литературы по творчеству Л.Н.Толстого представлены в Таблице 1.5.

Таблица 1.5 Проведение уроков родной русской литературы в музее Л.Н.Толстого

Класс Раздел Содержание урока Изучаемые произведения
5 класс Рождество Знакомство с биографией семьи Толстых, изучение рождественских традиций, чтение и анализ произведений. С.А. Толстая «Куколки-скелетцы и другие рассказы».
6 класс Города земли русской. Севастополь Знакомство с биографией Л.Н. Толстого, изучение отрывков «Севастопольских рассказов».

Виртуальная экскурсия, телемост с музеем Севастополя.

Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы».
7 класс Взрослые детские проблемы Изучение биографии Л.Н. Толстого, анализ отрывков из произведений. Отрывки из произведений «Детство», «Отрочество», «Юность».
8 класс Волга – русская река Изучение биографии Л.Н. Толстого, анализ произведений, сочинений писателя, изучение и анализ сказок, мифов и преданий народов Поволжья о Волге. Л.Н. Толстой, сказка «Волга и Вазуза»; легенда «Волга, Рав и Каспий», чувашская сказка «Как река Волга началась».

 

1.6 Мемориальный музей Б. Пастернака

Мемориальный музей Б. Пастернака открыт в Чистополе в 1990 году в доме, где в эвакуации в годы Великой Отечественной войны жил писатель, переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе Борис Леонидович Пастернак.

Новая экспозиция музея создана в Год литературы в Российской Федерации (2015 г.) и состоит из шести залов, в которых рассказывается о жизни и творчестве писателя. Особая смысловая нагрузка – на мемориальной части музея. Комната, которую снимал писатель у чистопольской семьи Вавиловых, примыкающая к ней хозяйская кухня сохранили обстановку 1941–1943 годов и содержат ряд мемориальных предметов. В музее широко представлено литературное наследие Бориса Пастернака: прижизненные издания произведений, фрагменты дневниковых записей, писем и рукописей.

Идеи для проведения уроков родной русской литературы по творчеству Б.Пастернака представлены в Таблице 1.6.

Таблица 1.6. Проведение уроков родной русской литературы в музее Б.Пастернака

Класс Раздел Содержание урока Изучаемые произведения
5 класс Рождество Изучение биографии Б.Пастернака, анализ стихотворений поэта «Рождественская звезда».
6 класс Зима в русской поэзии Изучение биографии Б.Пастернака, анализ стихотворений поэта «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме…», «Зазимки», «Зима приближается».

 

 

 

1.7 Музей В.П. Аксёнова

Музей Василия Павловича Аксёнова – мемориальный музей, посвященный казанскому периоду жизни писателя Василия Аксёнова. Расположен в старинном особняке на одной из центральных улиц Казани.

В 30-е годы ХХ века дом был приспособлен под «коммуналку». Здесь, в семье своих родственников Аксёновых-Котельниковых, Василий Аксёнов провел 10 лет своей жизни (с 1938 по 1948 гг.)

Дом-музей Василия Аксёнова был открыт в 2009 г, как общественный музей по инициативе мэрии Казани. В экспозиции музея представлены личные вещи писателя: печатная машинка «Колибри», радио – подарок студенческого друга, фотографии и личные письма, предметы, принадлежавшие семье Аксёновых. В музее воссоздана мемориальная квартира писателя, организуются выставки художников, скульпторов, проводятся презентации книг, творческие вечера, дискуссии.

Музей В.П. Аксёнова входит в состав МБУК «Музейный комплекс города Казани». Идеи для проведения уроков родной русской литературы по творчеству В.П. Аксёнова представлены в Таблице 1.7.

 

Таблица 1.7. Проведение уроков родной русской литературы в музее В.П. Аксёнова

Класс Раздел Содержание урока Изучаемые произведения
9 класс О ваших ровесниках Изучение биографии В.П.Аксёнова, анализ фрагмента произведения «Звёздный билет».