Рабочая программа внеурочного дополнительного кружка «Функциональная грамотность»

 

Гелфруз ЗАЛЯЛИЕВА,

учитель начальных классов

Алабердинской средней школы

Тетюшского района РТ

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 2 а класса разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года №1599 (ред. от 08.11.2022).
  • Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 года № 1026 (с изменениями).
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 1 февраля 2024 года № 67 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ».
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17 июля 2024 года №495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ».
  • Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями).
  • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 (с изменениями и дополнениями).
  • СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2 (с изменениями).

В соответствии с Учебным планом программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 2 «А» классе рассчитана на 34 часа (1 час в неделю при 34 учебных неделях).

Цель курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»: создание условий для развития функциональной грамотности.

Основные задачи реализации содержания курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»:

  • формировать умение читать тексты с использованием трех этапов работы с текстом;
  • совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
  • развивать способность учащихся осмысливать письменные тексты;
  • использовать содержание текстов для достижения собственных целей;
  • развивать знания и возможности для активного участия в жизни общества;
  • формировать у обучающихся способность определять и понимать роль математики в окружающем мире;
  • высказывать хорошо обоснованные математические суждения;
  • использовать математику для удовлетворения настоящих и будущих потребностей, присущих созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину;
  • развивать экономическое образ мышления;
  • воспитывать ответственность и нравственное поведение в экономических отношениях в семье;
  • формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных экономических вопросов в сфере семьи.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Читательская грамотность (занятия 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29): анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.

Математическая грамотность (занятия 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30): счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.

Финансовая грамотность (занятия 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 33, 34): деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.

Естественно-научная грамотность (занятия 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(1 занятие по 40 минут 1 раз в неделю, 34 часа в год)

№ п/п Раздел программы Кол-во часов
1 Читательская грамотность 8
2 Математическая грамотность 8
3 Финансовая грамотность 10
4 Естественно-научная грамотность 8
Итого 34

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • способность к осмыслению картины мира, её временно-пространственной организации; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
  • проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты: 

  • понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
  • различать тексты различных жанров и типов;
  • понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
  • формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
  • проводить математические рассуждения;
  • использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
  • понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку;
  • понимать и правильно использовать экономические термины;
  • иметь представление о роли денег в семье и обществе;
  • характеризовать виды и функции денег;
  • знать источники доходов и направлений расходов семьи;
  • рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
  • определять элементарные проблемы в области семейных финансов и пути их решения;
  • проводить элементарные финансовые расчёты;
  • осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
  • понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Система оценки достижений

Личностные результаты освоения АООП обучающимся с легкой умственной отсталостью оценивает экспертная группа.

Для оценки сформированности личностных результатов используется бальная система оценки:

0 баллов – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, помощь педагогического работника не принимает.

1 балл – не сформировано, понятие или действие отсутствует, обучающийся включается в процесс выполнения только вместе с педагогическим работником, помощь использует с трудом.

2 балла – находится в стадии формирования, выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, обучающийся способен действовать при активной помощи педагогического работника.

3 балла – частично сформировано, обучающийся смысл действия понимает, в отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно или обратиться за помощью к взрослому.

4 балла – сформировано, обучающийся выполняет действие осознанно и самостоятельно, хорошо использует незначительную помощь педагогического работника.

5 баллов – полностью сформировано, самостоятельно применяет действие в любой ситуации, способен к саморазвитию и самосовершенствованию, в помощи педагогического работника почти не нуждается.

Показатель уровня достижения личностных результатов вычисляется по формуле:

У = Ф : И,

где У – уровень достижения личностных результатов,

Ф – фактическое количество баллов по критерию,

И – количество индикаторов по критерию.

Уровень достижения личностных результатов

Оптимальный уровень 4 – 5 баллов
Достаточный уровень 2,5 – 3,9 баллов
Низкий уровень 0 – 2,4 баллов

Результаты оценки личностных достижений позволяют представить полную картину динамики целостного развития обучающегося и отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям по следующей шкале:

0 баллов – нет фиксируемой динамики или регресс;

1 балл – минимальная динамика;

2 балла – удовлетворительная динамика;

3 балла – значительная динамика.

Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности определяются на основе методов педагогического наблюдения и выполнения обучающимися работ.

Критерии освоения курса внеурочной деятельности:

  • интерес к деятельности по направлению (посещаемость);
  • социальная активность (взаимодействие);
  • навыки самостоятельной деятельности.

Для оценивания результатов используется уровневая система (оформляется в виде зачета/незачета):

Высокий уровень – означает, что обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой курса внеурочной деятельности, а также способен самостоятельно выполнять задания в рамках изученного по программе материала;

Средний уровень – означает, что обучающийся овладел, в целом, требуемыми умениями и навыками, предусмотренными программой курса внеурочной деятельности, однако выполняет задания на основе образца, почти не прибегая к помощи извне.

Низкий уровень – означает, что обучающийся недостаточно овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой курса внеурочной деятельности, поэтому он в состоянии выполнить лишь простейшие практические задания, однако прибегает к помощи достаточно часто.

Критический уровень – означает, что обучающийся не овладел умениями и навыками, предусмотренными программой курса внеурочной деятельности.

Высокий уровень «Зачёт»
Средний уровень
Низкий уровень
Критический уровень «Незачёт»

 

 

Дата проведения Содержание

(раздел, темы)

Кол-во часов Элементы содержания Основные

виды деятельности

обучающихся

по плану по факту
 
    Читательская грамотность
1     Виталий Бианки «Лис и мышонок». 1 Чтение рассказа Виталий Бианки «Лис и мышонок». Выполнение заданий по прочитанному рассказу. Ответы на вопросы. Придумывание вопросов к содержанию. Раскраска Лис и Мышонок Слушание отрывка о Лисе и Мышонке из энциклопедии. Определять жанр произведения; называть героев сказки; давать характеристику героям; определять последовательность событий и рассказывать сказку; определять, чему учит сказка.

 

    Математическая грамотность
2     «Про Курочку Рябу, золотые и простые яйца». 1 Чтение сказки «Курочка Ряба». Счет предметов наглядно. Составление и решение простых выражений и задач с ответом 5. Игровое задание «Посчитай яйца». Изучение многоугольников: соединение точек линейкой, определение фигур. Определять количество предметов при счёте; составлять и решать выражения с ответом 5; решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц; соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники.
    Финансовая грамотность  

 

 

 

3     За покупками. 1 Знакомство с понятиями: цена, товар, спрос; показ слайдами и картинками с магазинами и товарами. Обсуждение простых покупок. Игра «Магазин»: выбор товара по цене, арифметика денег. Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос.

 

    Естественно-научная грамотность
4     Сказка «Репка». 1 Чтение сказки «Репка» с акцентом на корнеплоды. Описание овощей, их признаков, внешнего вида. Игра «Угадай овощ» по описанию. Рассмотрение реальных образцов овощей. Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды; называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида.

 

    Читательская грамотность
5     Сказка «Мороз и заяц». Чтение сказки «Мороз и заяц». Выделение качеств персонажей (выносливость, упорство). Работа со синонимами (вспоминание похожих по значению слов). Объяснение устойчивых выражений (фразеологизмов). Игра «Найди синоним». Отвечать на вопросы по содержанию сказки; давать характеристику героям сказки; наблюдать над синонимами как близкими по значению словами; объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов).

 

    Математическая грамотность
6     Сказка «Волк, коза и капуста». 1 Чтение сказки «Волк, коза и капуста». Счет предметов, построение и решение выражений, задач. Изучение ломаной линии: соединять точки, называть геометрическую фигуру – ломаную. Игра «Построй ломаную». Определять количество предметов при счёте; образовывать число 8; составлять и решать выражения с ответом 9; находить остаток числа; соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.
    Финансовая грамотность
7     Сказка «Колобок». 1 Чтение сказки «Колобок». Обсуждение понятий: деньги, цена, услуги, товар. Работа в группах: составление списка необходимых продуктов, расчет стоимости. Практическое задание: подбор товара по бюджету. Наблюдать над понятиями: товар и услуга; определять необходимые продукты и их цены; работать в группе.
    Естественно-научная грамотность
8     Самуил Маршак «Плывёт, плывёт кораблик». 1 Чтение стихотворения Самуила Маршака «Плывёт, плывёт кораблик». Опыт на плавучесть разных предметов (металлических и пластмассовых). Объяснение зависимости плавучести от формы и наличия воздуха внутри. Беседа о ватерлинии, причин кораблекрушений. Определение направления ветра с помощью флажков. Определять плавучесть металлических предметов; объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы; понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух; объяснять, почему случаются кораблекрушения; объяснять, что такое ватерлиния; определять направление ветра.
2 четверть
Дата проведения Содержание

(раздел, темы)

Кол-во часов Элементы содержания Основные

виды деятельности

обучающихся

   
    Читательская грамотность
1(9)     Владимир Сутеев «Живые грибы». 1 Чтение сказки Владимира Сутеева «Живые грибы» с акцентом на трудолюбие. Анализ героев и сюжета. Составление вопросов и ответов по содержанию. Игра «Верно – неверно» на основе научно-познавательного текста. Давать характеристику героям; определять последовательность событий и рассказывать сказку; составлять вопросы по содержанию сказки; на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания.
    Математическая грамотность
2(10)     Сказка «Петух и

Жерновцы».

1 Чтение сказки «Петух и Жерновцы». Анализ героев и сюжета. Разложение числа 9 на два слагаемых. Анализ данных из таблицы. Работа в группе: ответы на вопросы на основе условия. Работа с таблицами и схемами. Раскладывать число 9 на два слагаемых; отвечать на вопросы на основе условия задачи; анализировать данные и отвечать на вопросы; анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы; работать в группе.
    Финансовая грамотность
3(11)     Корней Чуковский «Муха-Цокотуха». 1 Чтение сказки Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха». Анализ героев и сюжета. Изучение терминов: цена, стоимость, сдача, сбережения. Игра «Выбери нужный товар на деньги». Обсуждение пословиц о деньгах. Задачи на вычисление сдачи. Наблюдать над различием цены и стоимости; определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги; определять стоимость покупки; анализировать информацию и делать соответствующие выводы; объяснять смысл пословиц.
    Естественно-научная грамотность
4(12)     Владимир Даль «Девочка Снегурочка». 1 Чтение сказки Владимира Даля «Девочка Снегурочка». Анализ героев и сюжета. Обсуждение трёх состояний воды. Наблюдения за снегом и льдом в природе. Опыт с превращением воды из одного состояния в другое. Рассматривание формы снежинок. Гипотезы о причинах явлений. Объяснять, что такое снег и лёд; объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит; наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое; наблюдать над формой и строением снежинок; проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов; высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.
    Читательская грамотность
5(13)     Геннадий Цыферов  «Петушок и солнышко». 1 Чтение сказки Геннадия Цыферова  «Петушок и солнышко». Анализ сказки, выделение качеств (вежливость, умение признавать ошибки). Определение главного героя, последовательности событий. Обсуждение смыслов пословиц. Создание устного отзыва на сказку. Определять вид сказки; называть героев сказки, находить среди них главного героя; определять последовательность событий сказки; определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста; соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку; объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; определять, чему учит сказка.
    Математическая грамотность
6(14)     Сказка «Петушок и  бобовое зёрнышко». 1 Чтение сказки «Петушок и  бобовое зёрнышко». Анализ героев и сюжета. Разложение числа 10 на два и три слагаемых в разных вариантах (слагаемые равны и неравны). Игровое задание «Разложи зерна на части». Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого; раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны; раскладывать число 10 на три слагаемых.

 

    Финансовая грамотность
7(15)     Алексей Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино». 1 Чтение сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино». Анализ героев и сюжета. Понятия: карманные деньги, необходимые и желаемые покупки. Игра «Выбери подарок для друга по цене». Анализ информации, обсуждение правильности выбора, самооценка решений. Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая покупка; выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен; анализировать информацию и делать соответствующие выводы; рассуждать о правильности принятого решения; проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи.
    Естественно-научная грамотность
8(16)     Людмила Зубкова «Апельсин». 1 Чтение считалочки «Апельсин». Обозначение понятий: апельсин, эфирные масла, плавучесть. Объяснение явления, почему кожура не тонет, почему лопается воздушный шарик под воздействием сока цедры. Проведение опытов и обсуждение результатов. Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина; объяснять, почему не тонет кожура апельсина.

 

3 четверть
Дата проведения Содержание

(раздел, темы)

Кол-во часов Элементы содержания Основные

виды деятельности

обучающихся

по плану по факту
Читательская грамотность
1 (17) Михаил Пляцковский

«Урок дружбы».

1 Чтение сказки Михаила Пляцковского «Урок дружбы». Обсуждение тем дружбы и жадности. Определение лексического значения слов. Определение содержания по рисунку и отрывку текста. Характеристика героев. Понимание морали сказки. Фантазирование и сочинение продолжения сказки. Определять лексическое значение слова; определять по рисунку содержание отрывка из текста; давать характеристику героям; понимать, чему учит сказка; фантазировать и придумывать продолжение сказки.
Математическая грамотность
2 (18) Сказка «Серебряное блюдечко и наливное яблочкио».

 

1 Чтение сказки «Серебряное блюдечко и наливное яблочкио». Анализ героев и сюжета. Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в пределах 20. Преобразование текстовой информации в табличный формат. Поиск недостающих данных задачи. Сложение одинаковых слагаемых в пределах 10. Практическое деление числа на части с использованием наглядных материалов. Конвертация больших единиц измерения в меньшие и обратно. Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; находить недостающие данные при решении задач; складывать одинаковые слагаемые в пределах 10; овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот.

 

Финансовая грамотность
3 (19) Алексей Крылов «Кот Василий». 1 Чтение сказки Алексея Крылова «Кот Василий». Анализ героев и сюжета. Ознакомление с понятием «реклама». Анализ представленной информации, выбор правильной надписи для магазина. Сравнение различных видов рекламы. Игровое задание по выбору рекламы. Наблюдать над понятием «реклама»; анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина; делать выбор на основе предложенной информации; называть различные виды рекламы.
Естественно-научная грамотность
4 (20) Лилиан Мур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». 1 Чтение сказки Лилиан Мур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду». Анализ героев и сюжета. Объяснение, когда виден собственный отражение в воде. Определение предметов с отражающей поверхностью. Наблюдение различий отражения в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах. Проведение простых опытов с отражением, объяснение результатов. Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде; определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение, наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах; проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов.

 

Читательская грамотность
5 (21) Грузинская сказка «Лев и заяц». 1 Чтение сказки «Лев и заяц», обсуждение содержания и жанра. Выделение качеств: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. Определение героев, выбор картинок для иллюстрации персонажей. Характеристика героев, соотнесение иллюстраций с текстом. Ответы на вопросы, объяснение пословиц и их связь со сказкой. Определять жанр произведения;

называть героев сказки; выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; давать характеристику персонажам сказки; соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст; отвечать на вопросы по содержанию сказки; определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.

Математическая грамотность  

 

6(22) Лев Толстой «Три медведя».

 

1 Чтение сказки Льва Толстого «Три медведя». Анализ героев и сюжета. Изучение состава чисел 9, 10, 11. Решение задач на нахождение суммы. Раскладывание чисел на два слагаемых. Решение арифметических задач с использованием наглядных материалов. Раскладывать числа 9, 10, 11 на два слагаемых; решать задачи на нахождение суммы.

 

Финансовая грамотность
7 (23) Татьяна Никитина «Лесной банк». 1 Чтение стихотворения Татьяны Никитиной «Лесной банк». Изучение понятия «банк», обсуждение банковских услуг и профессии работников. Анализ текстовой информации с последующим построением речевого высказывания. Обсуждение функций банка на доступном уровне. Наблюдать над понятием «банк»; объяснять значение понятий на доступном для ребят уровне; анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы; строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
Естественно-научная грамотность
8 (24) Русская народня сказка «Соль». 1 Чтение сказки «Соль». Анализ героев и сюжета. Изучение свойств соли и сравнение с песком. Анализ условий опытов. Проведение и объяснение простых опытов с солью. Строительство связанного речевого высказывания по результатам опыта. Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка; анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов; проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов; строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
Читательская грамотность
9 (25) Русская народная сказка «Как лиса училась летать». 1 Чтение сказки «Как лиса училась летать». Анализ содержания сказки, выделение качеств героев: смекалка, хитрость, хитроумие. Определение по рисунку содержания отрывка. Правильное расположение предложений для составления отзыва. Соединение частей предложений. Создание вопросов к тексту. Объяснение главной мысли сказки. Дополнение устного отзыва. Давать характеристику героям; определять по рисунку содержание отрывка из текста; располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; соединять части предложений; задавать вопросы к тексту сказки; объяснять главную мысль сказки; дополнять отзыв на прочитанное произведение.
Математическая грамотность
10 (26) Сказка «Лисичка-сестричка и волк». 1 Чтение сказки «Лисичка-сестричка и волк». Анализ героев и сюжета. Решение задач на нахождение части числа. Состав числа 12. Раскладывать число на несколько слагаемых. Сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам. Находить прямоугольники на рисунке. Раскладывать число 12 на несколько слагаемых; решать задачи на нахождение части числа; сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам; находить прямоугольники на рисунке.
Финансовая грамотность  
11 (27) Сказка «Вершки и корешки». 1 Чтение сказки «Вершки и корешки». Анализ героев и сюжета. Обсуждение понятий «сделка», «доход», «затраты», «прибыль». Понимание выгод оптовых покупок. Выбор товаров на определённую сумму. Развитие речевого высказывания в соответствии с учебной задачей. Наблюдать над понятием «сделка»; объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль; понимать, почему оптом можно купить дешевле; выбирать товары для покупки на определенную сумму; строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
4 четверть
Дата проведения Содержание

(раздел, темы)

Кол-во часов Элементы содержания Основные

виды деятельности

обучающихся

   
Естественно-научная грамотность  
1 (28) Владимир Сутеев «Яблоко». 1 Чтение сказки Владимира Сутеева «Яблоко». Анализ героев и сюжета. Проведение опытов с яблочным соком (рисование). Объяснение силы притяжения. Связывание текста и рисунков. Название и характеристика героев сказки. Ответы на вопросы после арифметических действий. Создание рекламы-упаковки для яблока. Определение профессии рабочего банка. Объяснение учения сказки. Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать; доказывать, что существует сила притяжения; соединять части текста и рисунки; называть героев сказки; отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий;  давать характеристику герою; придумывать рекламу-упаковку; определять профессию рабочего банка; объяснять, чему учит сказка.
Читательская грамотность  
2 (29) Евгений Пермяк «Четыре брата». 1 Чтение сказки Евгения Пермяка «Четыре брата». Обсуждение содержания сказки, акцент на семейных ценностях. Определение жанра, героев. Анализ образных сравнений. Построение устных и письменных высказываний. Определять жанр произведения; называть героев сказки; находить в тексте образные сравнения; отвечать на вопросы по содержанию сказки; определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему; разгадывать ребусы; объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.
Математическая грамотность  
3 (30) Сказка «Лиса и медведь». 1 Чтение сказки «Лиса и медведь». Анализ героев и сюжета. Решение задач на нахождение суммы и увеличение числа. Состав чисел второго десятка. Чтение таблиц, заполнение недостающих данных. Раскладывание чисел на слагаемые. Чтение простейших чертежей. Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц; читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых; читать простейшие чертежи.

 

Финансовая грамотность  
4 (31) Сказка «Как старик золото обменял». 1 Чтение сказки «Как старик золото обменял». Анализ героев и сюжета. Решение задач на нахождение суммы и увеличение числа. Состав чисел второго десятка. Чтение таблиц, заполнение недостающих данных. Раскладывание чисел на слагаемые. Чтение простейших чертежей. Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»; объяснять, что такое бартер; формулировать правила обмена; строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
Естественно-научная грамотность  
5 (32) Удивительный мир опытов. 1 Проведение различных простых опытов (на выбор педагога). Обсуждение полученных результатов. Формулирование выводов и гипотез. Выполнять опыты под руководством педагога, наблюдать, описывать, делать выводы, обсуждать результаты опытов.
Финансовая грамотность

 

 
6 (33) Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». 1 Чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Анализ героев и сюжета. Изучение свойств воды: прозрачность. Определение воды с добавленным сахаром по вкусу. Объяснение влияния плотности воды на плавучесть яйца. Влияние воды на движение листа бумаги. Делание самостоятельных умозаключений по опытам. Наблюдать над свойством воды – прозрачность; определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром; объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать; определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;  делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
Финансовая грамотность  
7 (34)
Алан Милн «Винни-Пух и все-все-все».
1 Чтение рассказа Алана Милна «Винни-Пух и все-все-все». Анализ героев и сюжета.  Определение, что внутри шарика находится воздух, который легче воды. Демонстрация наполнения шарика водой. Объяснение надутия шарика лимонным соком и содой. Обсуждение плавучести шарика, причины, почему шарик не тонет. Рассказ о случаях, когда шарик может летать. Самостоятельные умозаключения по итогам опытов. Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды; показывать, что шарик можно наполнять водой; объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды; рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды; объяснять, почему шарик не тонет в воде; рассказывать, в каком случае шарик может летать; делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.