Мини – музей как средство патриотического воспитания младших школьников
(Методическая разработка
сценария мероприятия)
Эндзе НАСИБУЛЛИН,
Эндзе ШАЙХЛИСЛАМОВА,
Римма ИМАЕВА,
учителя начальных классов
гимназии №8 г. Казани
Аннотация: патриотическое воспитание детей – актуальная проблема
современности. В разработке рассмотрено формирование патриотических чувств через мини-музеи, которые являются одной из эффективных форм наглядной демонстрации предметов в школьной педагогике.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, мини-музей в МБОУ, формирование любви к Родине у младших школьников.
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и
басни, документа и романа, которая посылает нам
через многие годы луч света и доносит уникальные по
ценности опыт и знания.
Ф.Дзери.
Гимназия № 8 находится на улице прославленного разведчика Рихарда Зорге. Руководители провели большую работу по увековечиванию памяти легендарного разведчика. Администрация гимназии оказала содействие музею в обновлении экспозиции, посвященной Р. Зорге. В музее появилось современное оборудование для новой экспозиции. За стеклами витрин можно увидеть письма от бывших соратников Р. Зорге, подборки старых писем, фотографий Рихарда Зорге, альбомы и стенды с информацией о боевом и жизненном пути героя СССР. Особое место занимает коллекция книг о разведчике, медалей, которые подарены музею ветеранами.
В ходе встречи школьники рассказали о непростой судьбе Рихарда Зорге и провели экскурсию по новой экспозиции. Завершилось мероприятие возложением цветов к бюсту Р. Зорге, который находится на территории гимназии.
1-ый учитель.
Уважаемые гости, мы находимся на территории музея.
Есть место, где всегда живет история,
Предметы, вещи и дела минувших лет.
И мы, входя на эту территорию,
Стараемся на все найти ответ.
Нам в этом месте каждый экспонат
Расскажет об истории эпохи.
2 -ой учитель.
Наш школьный музей носит имя Героя Советского Союза Р. Зорге и музей оказывает большую помощь в учебно–воспитательной работе.
3 -ий учитель.
Наряду с уроками и музейной деятельностью большое значение для патриотического воспитания имеют классные часы, беседы, внеурочные мероприятия в школе.
1 -ый ученик.
Ценность музея для нас учащихся и преподавателей огромна. Многие из нас живут на улице Р.Зорге. Это имя вызывает у нас чувство гордости, уважения к Родине, родной Земле, любви и патриотизма.
2 -ой ученик.
Рихард Зорге родился в 1895 году в пригороде Баку в семье немецкого техника –нефтяника и русской женщины. В 1899 году уехал с отцом в Германию. В Германии окончил повышенную среднюю школу. В1914 году добровольцем ушел на фронт, был там ранен .
3 – ей ученик.
Мать русская, отец был немец,
Родился рядом он с Баку,
Октябрь, рождения был месяц,
И жизнь с тех пор, как на скаку.
4 -ый ученик.
С трёх лет в Германию уехал,
А в девятнадцать — на войне,
И в добровольческих доспехах,
Артиллеристом на коне.
5 – ый ученик.
Выдающийся разведчик вошёл в историю как человек, предупредивший СССР о готовящемся нападении Германии. Благодаря профессиональной работе Рихарда Зорге удалось спасти нашу страну от войны на два фронта – с Японией и Германией.
6 -ой ученик.
В тиши работает разведчик,
Наград не слышит он фанфар,
Велик, когда он не замечен,
Но информацию собрал.
7 -ой ученик.
15 февраля 1906 года в деревне Мустафино, Оренбургской области.родился узник фашисткого лагеря поэт Муса Джалиль .Сегодня ему исполняется 118 лет со дня рождения.
Учился в Оренбургском медресе «Хусаиния»
Участник Гражданской войны .В этот период появились первые его стихи. По окончании университета его направили в Казань. 1939 году был избран председателем Союза писателей.
8 -ой ученик.
Когда началась Великая Отечественная война, поэт был призван в армию. Воевал на Ленинградском и Волховском фронтах. Был корреспондентом армейской газеты «Отвага». 26 июня 1942 года Джалиль с группой солдат и офицеров, попал в засаду гитлеровцев. В бою был тяжело ранен в грудь и в бессознательном состоянии попал в плен.
9 -ый ученик.
Находясь в концлагере он организовал группу, которая должна была готовить побег. Вёл политическую работу среди пленных, выпускал листовки, писал свои стихи. Он был схвачен и заключён в одиночную камеру берлинской тюрьмы Моабит.Был приговорён к смерти, и казнён 25 августа 1944 года.
10 -ый ученик.
Кичер мине, илем, синең бөек
Исмең белән килеп сугышка,
Данлы үлем белән күмәлмәдем
Бу тәнемне соңгы сулышта.
Прости меня, твоего рядового,
Самую малую часть твою,
Прости за то, что я не умер
Смертью солдата в жарком бою. (М.Джалиль)
11 -ый ученик.
26 июня 1941 года советский летчик Николай Гастелло совершил подвиг, являющийся одним из самых известных примеров героизма в истории. Николай Гастелло родился 6 мая 1907 года в Москве. Николай начал работать с 16 лет, трудился в столярной мастерской. В Муроме, куда затем переехала семья Гастелло, он работал слесарем на заводе.
12 -ый ученик.
В 1932 году Николая призвали в Красную армию и отправили учиться в Луганскую авиашколу.
Накануне Великой Отечественной войны, в мае 1941 года, Николай Гастелло стал командиром эскадрильи 207-го авиаполка.
«Огненный таран» – так назвали подвиг Гастелло, когда летчик, сидя за штурвалом подбитого немцами самолета, направил его прямо на колонну фашистской техники. Гастелло взорвал машины и цистерны врага, но сам он и весь его экипаж погибли.
13 – ый ученик.
Зоя Космодемьянская юная комсомолка, партизанка, совершившая героический подвиг во время Великой Отечественной войны. Стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза.
Зоя Космодемьянская в октябре 1941 года, будучи ученицей 10-го класса, добровольно вступила в Красную Армию. Она дважды выполняла задания в тылу врага: участвовала в минировании дорог, подрыве мостов и переправ, разрушении линий проводной связи.
14 -ый ученик.
29 ноября, выполняя боевое задание Зоя была схвачена фашистами. Девушка была подвержена жестоким пыткам и издевательствам, но несмотря ни на что, она не выдала врагу цели задания и своих товарищей, молчала, и лишь сказала, что ее зовут «Таня».
После продолжительных пыток Зоя Космодемьянская была повешена на Петрищевской площади.
15 -ый ученик.
Стих
О войне далёких дней
Мы пришли узнать в музей.
В залах тихо и спокойно,
Здесь в объятьях тишины,
Мы увидели сегодня
Доказательства войны.
Вот пропитан алой кровью
Опалённый партбилет.
Отозвалось сердце болью:
Может, ранен был мой дед?
Может, он, на смертный бой,
Звал в атаку за собой?
Где сраженье это было?
Где война его накрыла?
Вот сержантские погоны,
Рядом с ними медальоны.
И за каждым медальоном
Чья-то боль и чьи-то стоны.
Это было так давно…
Но мне больно всё равно!
