Театр в школе: Эхо военных лет – к 80 –летию Великой Победы

(Сценарий мастеркласса)

 Алсу ЗИГАНШИНА,

педагог-организатор

Тюлячинской

средней школы РТ

 

 Цель: Показать педагогам возможности театрального искусства в школе для эмоционального и глубокого осмысления темы Великой Отечественной войны, развития патриотизма и уважения к истории.

Целевая аудитория: педагоги-организаторы.

Продолжительность: 25 минут

Материалы: • Презентация с теоретической частью, фотографиями военных лет.

Небольшой реквизит: пилотки, платки, письма-треугольники, свечи. • Аудиозаписи песен военных лет (тихая фоновая музыка, песни для разучивания).

  • Видеофрагменты (желательно, школьных) театральных постановок на военную тематику, отрывков из известных фильмов.

Декорация: дерево, ширма.

План мастеркласса:

  1. Приветствие и погружение в тему (1 мин)

2.Теоретическая часть: Почему тема войны важна для современных школьников? (2 мин)

  1. Практическая часть 1: Эмоции и память – актерские техники для передачи чувств (3 мин)
  2. Практическая часть. От текста к сцене – создание небольшого театрального этюда (15 минут)
  3. Подведение итогов, вопросы и ответы (5 мин)

Подробный сценарий:

  1. Приветствие и погружение в тему ( 1 мин)

– Здравствуйте, уважаемые члены жюри,  дорогие мои коллеги.  Я буду говорить на двух государственных языках, так как я работаю с татароязычними детьми. Если будут проскальзывать татарские выражения, думаю все поймут. Сегодня на мастер–классе по актерскому мастерству  поговорим о важном – о памяти, о войне, о Победе.   Вместе с вами окунемся в атмосферу военных лет. В юбилейный год Великой Победы тема сохранения исторической памяти особенно актуальна. Как донести до современных школьников всю трагедию и героизм тех лет? Как пробудить в них чувство уважения к подвигу предков?

– Сейчас я попрошу каждого из вас поделиться одной ассоциацией, которая возникает у вас при словах «Великая Отечественная война».» (Собираю ответы участников, создаю атмосферу сопричастности).

  1. Теоретическая часть: Почему тема войны важна для современных школьников? (2 минуты)

– «Почему так важно говорить с детьми о войне? Ведь это тяжелая и болезненная тема. Но, к сожалению, забывать ее нельзя.

  • Включаю презентацию

Слайд 1: Название «Театр в школе: Эхо военных лет – к 80–летию Великой Победы»

Слайд 2: Сохранение исторической памяти: «Театр помогает передать правду о войне, сохранить память о героях и жертвах, не допустить искажения истории.»

Слайд 3: Формирование патриотизма: «Театр воспитывает чувство любви к Родине, гордости за свой народ, готовность защищать свою страну.»

Слайд 4: Воспитание нравственных ценностей: «Театр помогает детям осознать ценность мира, добра, сострадания, справедливости, человечности.»

Слайд 5: Развитие эмоционального интеллекта: «Театр позволяет детям прочувствовать трагедию войны, понять чувства людей, переживших ее, развить эмпатию и сострадание.»

Слайд 6: Альтернатива сухим фактам: «Театр делает изучение истории более живым и эмоциональным, помогает детям лучше усваивать информацию.»

– Театр – это уникальный инструмент, который позволяет говорить о войне не только с помощью фактов и цифр, но и с помощью образов, эмоций, чувств. Это помогает детям пропустить историю через себя, сделать ее личной и значимой.»

– Итак, перейдем к практической части нашего мастер класса. Представим себе, что мы артисты. И перед тем, как выйти на сцену и сыграть какую–то, хоть небольшую роль, мы должны наладить контакт между собой. Для этого начнем разминку, заодно и познакомимся друг с другом поближе.

  1. Практическая часть 1: Эмоции и память – актерские техники для передачи чувств (3 мин)

 

РАЗМИНКА

–Дорогие мои артисты, я вас так называю, потому что мы педагог–организаторы по сути артисты, при работе с детьми какие только роли не выполняем. Мы расходимся с вами по залу, просто заполняем пространство и ходим. При движении смотрим друг другу глаза, зрительно почувствуем партнера и здороваемся. Пожелаем хорошего настроения. (Показываю)

(Музыка)

– А теперь не прекращая движение, то ускоряемся, то замедляемся. Это упражнение для чувства ритма, что не мало важно при работе с детьми на сцене. Попробуем двигаться быстрее, а теперь помедленнее.

(Музыка меняется)

  1. Практическая часть. От текста к сцене – создание небольшого театрального этюда (15 минут)

 

– Молодцы, а теперь давайте все соберемся в круг, для обсуждения нашей главной темы мастер класса. Как вы понимаете значение фразы «Театр как машина времени»? (ответы)

–Да и мы с вами прямо сейчас перевоплотимся в то время. Представим себя в роли выпускников школы 1941 года, все такие счастливые, собрались после последнего звонка встречать рассвет.

Я вам раздаю по одному высказыванию. А вы должны придумать продолжение, и продолжить мысль. И это у нас упражнение на воображение, что необходимо каждому артисту.

(Раздаю, читают вслух)

1: Какое утро! рассвет! Вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь…..

2: Вот и пролетело детство. Прощай школа, прощай учителя, прощайте, одноклассники! Что нас ждёт впереди?

3: Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто–то даже замуж выскочит.

  1. Я не тороплюсь замуж, хочу стать педагогом в нашей школе.
  2. А я мечтаю стать врачом. хочу приносить людям добро.

5 А я теперь не знаю, что мне делать. Эта тройка по химии мне так мешает!

  1. Да брось ты расстраиваться. Ну, подумаешь, одна тройка. У меня их три. Я мечтаю быть актрисой, главное хорошо выступить перед комиссией.
  2. Ребята, а давайте фотографируемся!
  3. Внимание! Исторический момент. Запомните 21 июня 1941 года. Наш 10 а класс.
  4. Нас всего 9 девочек и 1 мальчик.
  5. Мы мечтаем о будущем, о любви. Через пять лет стать учителями, врачами, артистами…

 

– Молодцы, С воображением у нас отлично. А теперь эти же высказывания попробуем выговорить с карандашами во рту. Поместите карандаш под верхними клыками, так, чтобы вы смогли спокойно и четко сказать звук «Р» Далее произносите свой текст. Упражнения с карандашом помогают укрепить мускулатуру щек, губ, верхнего неба и языка, улучшают дикцию и речь. Я часто применяю это упражнение с детьми.

(Упражнение на дикцию) (Раздаю карандаши, салфетки)

–Дорогие мои друзья, теперь давайте попробуем создать небольшой театральный этюд на военную тему «Последняя счастливая ночь перед войной». Мы только что с вами выучили свой текст, но режиссерская задумка в том, в конце девушки провожают своего одноклассника на войну. Важно передать не только слова, но и не высказанное.

– Какая театральная постановка без реквизитов, я привезла волшебный старинный чемодан, где вы сможете найти все необходимые вещи.  Дается время на перевоплощения 3 минуты.

(участники переодеваются, фартуки, бантики, косынки)

– Уважаемые члены жюри, пока наша творческая группа готовится, предлагаю вам тоже побывать в роли артистов, выполним одно задание «Ожившая фотография»

Я покажу вам фотографию военных лет. Ваша задача – выбрать одного из людей на фотографии и придумать его историю: как его зовут, чем он занимался до войны, о чем он мечтал, что с ним случилось.» (Показываю несколько фотографий, даю время на обдумывание (1 минуты), предлагаю участникам рассказать свои истории)

– Это упражнение помогает развить воображение и эмпатию, почувствовать себя на месте другого человека.»

– Итак, наши артисты готовы, декорация и афиша готова! зрители тоже ждут с нетерпением. Начинаем!

Музыка  и голос за кадром ??

Прошло 80 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах, потому что у времени есть своя память – история.

Так давайте же перелистаем несколько страниц той далёкой войны и вспомним, как всё это было… 22 июня…Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году…

 

Громко звучит музыка, на сцене, смеясь, появляются выпускники школы 1941 года,

музыку сделать тихо

 

1: Какое утро! рассвет! Вот бы никогда не кончалась наша последняя школьная ночь….

2: Вот и пролетело детство. Прощай школа, прощай учителя, прощайте, однокашники! Что нас ждёт впереди?

3: Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто–то даже замуж выскочит.

  1. Я не тороплюсь замуж, хочу стать педагогом в нашей школе.
  2. А я мечтаю стать врачом. хочу приносить людям добро.

5 А я теперь не знаю, что мне делать. Эта тройка по химии мне так мешает!

  1. Да брось ты расстраиваться. Ну, подумаешь, одна тройка. У меня их три. Я мечтаю быть актрисой, главное хорошо выступить перед комиссией.
  2. Ребята, а давайте фотографируемся!

Все говорят «Давайте» и начинают строиться для фотографирования

(Можно сфотографироваться с членами жюри, как с учителями)

  1. Внимание! Исторический момент. Запомните 21 июня 1941 года. Наш 10 а класс. Нас всего 9 девочек и 1 мальчик.
  2. Мы мечтаем о будущем, о любви. Через пять лет стать учителями, врачами, артистами…

(замирают на месте) Голос за кадром:

Мечтали, мечтали, мечтали…(ЭХО)

В тот день они ещё смеялись,

Любили зелень и огни.

Ни голос скрипок, ни рояли

Им не пророчили войны.

Ещё вчера эти девчонки и мальчишки списывали контрольные, назначали свидания, примеряли белые выпускные платья, читали Есенина и Грина, мечтали об алых парусах и прекрасных принцах, грезили о счастье, а завтра была война…

 

Звучит голос Левитана, объявляющего о начале войны, звучит песня «Священная война», выпускники уходят к постаменту, юноша надевает гимнастёрку и пилотку, автомат. Девушки провожают парня на войну.

 

  1. Подведение итогов

– Наш мастер-класс подошел к концу. Надеюсь, что вы почувствовали, как театр может помочь нам говорить о войне с детьми – говорить честно, искренне и эмоционально.

«Свеча памяти»

Участники становятся в круг. Передают свечу и говорят:

– Встаньте пожалуйста в круг, передаем свечу памяти и говорим свои мысли о сегодняшнем мастер-классе по актерскому мастерству

–Какие основные выводы вы сделали для себя?

–Что нового вы узнали?

–Какие идеи вы планируете использовать в своей работе?»

 ИТОГ

– Помните, что театр – это не только развлечение, но и мощный инструмент для воспитания, для сохранения памяти и для формирования будущего поколения.

Я благодарю вас за активное участие и творческий подход! Пусть память о Великой Победе всегда живет в наших сердцах!

(Раздаю  участникам  на память георгиевские брошки, список полезных ресурсов: сайты с пьесами, книгами о войне, методическими рекомендациями по организации театральных постановок.

Для буклета

Дополнительные советы:

  • Используйте визуальные материалы: Фотографии военных лет, видеофрагменты документальных фильмов помогут создать атмосферу того времени.
  • Покажите примеры успешных школьных постановок: Это вдохновит участников и даст им представление о том, что можно сделать.
  • Подготовьте музыкальное сопровождение: Песни военных лет помогут создать эмоциональный фон для упражнений и этюдов.
  • Поощряйте эксперименты и творческий подход: Не бойтесь отходить от традиционных форматов, ищите новые способы рассказать о войне.
  • Создайте атмосферу доверия и поддержки: Участники должны чувствовать себя комфортно и свободно выражать свои мысли и чувства.