Математика в жизни: решаем ситуации для учащихся 5 – 6 классов
Гулюса ПЕТРОВА,
учитель математики
Евлаштауская СОШ
Сабинского района РТ
В этой тетради тебя ждут не просто примеры и уравнения, а настоящие жизненные ситуации, в которых математика поможет найти лучшее решение. Ты будешь планировать, рассчитывать, сравнивать и даже принимать решения, как настоящий эксперт!
Что такое ситуационные задания? Это задачи, которые имитируют реальные ситуации из жизни – поход в магазин, планирование праздника, путешествие или обустройство комнаты. Для их решения тебе понадобятся не только математические знания, но и умение рассуждать, выбирать нужную информацию и предлагать свои идеи.
Какие навыки ты будешь развивать?
- Умение планировать: Как распределить время или бюджет.
- Критическое мышление: Как выбрать лучшее из нескольких вариантов.
- Анализ информации: Как найти главное в большой задаче.
- Коммуникация: Как объяснить свое решение.
- Самостоятельность: Как справиться с задачей без подсказок.
Как работать с тетрадью?
- Внимательно прочитай описание ситуации и исходные данные.
- Изучи поставленные задачи.
- Запиши все свои расчеты и рассуждения в отведенных местах.
- Сформулируй свой вывод или решение.
- Подумай, что нового ты узнал(а) или понял(а), выполняя задание.
Удачи в твоих математических приключениях!
Задание 1. «Планируем день рождения»
Ситуация: Настя готовится к своему дню рождения. Она хочет пригласить 5 друзей и организовать небольшой праздник. Мама выделила на продукты и украшения 1500 рублей.
Исходные данные:
- Продукты:
-
- Торт: 500 г, стоит 700 руб. за 1 кг.
- Сок: 2 литра, стоит 80 руб. за 1 литр.
- Чипсы: 2 пачки, 60 руб. за пачку.
- Фрукты: 500 г яблок (90 руб./кг) и 500 г бананов (110 руб./кг).
- Украшения:
-
- Воздушные шарики: 15 руб./шт. (Настя хочет 10 шариков).
- Гирлянда «С Днём рождения»: 120 руб.
Задачи:
- Рассчитай общую стоимость всех продуктов, которые хочет купить Настя.
- Рассчитай общую стоимость всех украшений.
- Уложится ли Настя в выделенный бюджет (1500 руб.), если купит всё, что запланировала?
- Если Настя не укладывается в бюджет, что бы ты посоветовал(а) ей купить, чтобы максимально сэкономить, но праздник всё равно получился веселым? Предложи 2 варианта.
Место для решений и расчетов:
Вывод/Решение:
Рефлексия: Что помогло мне спланировать бюджет?
Задание 2. «Ремонт комнаты»
Ситуация: Папа решил обновить стену в твоей комнате и покрасить её. Он попросил тебя помочь рассчитать, сколько краски нужно купить. Стена, которую нужно покрасить, имеет прямоугольную форму.
Исходные данные:
- Длина стены: 4 метра.
- Высота стены: 2,5 метра.
- Окно на стене: ширина 1,5 м, высота 1,2 м (его красить не нужно).
- Дверной проем: ширина 0,9 м, высота 2,1 м (его тоже красить не нужно).
- Расход краски: 1 литр на 10 квадратных метров (в один слой).
- Папа хочет покрасить стену в два слоя.
- Краска продается в банках по 2,5 литра.
Задачи:
- Найди площадь всей стены.
- Найди площадь окна и дверного проема.
- Вычисли площадь, которую нужно покрасить.
- Сколько литров краски потребуется, чтобы покрасить стену в один слой? А в два слоя?
- Сколько банок краски нужно купить?
Место для решений и расчетов:
Вывод/Решение:
Рефлексия: Какие геометрические понятия я использовал(а) для решения задачи?
Задание 3. «Школьная экскурсия»
Ситуация: Твой класс (25 человек + 2 учителя) собирается на экскурсию в музей. Нужно рассчитать расходы и время.
Исходные данные:
- Стоимость билета в музей: для взрослого – 300 руб., для школьника – 150 руб.
- Аренда автобуса: 3000 руб. (за весь автобус, независимо от количества пассажиров).
- Продолжительность экскурсии в музее: 1 час 30 минут.
- Время в пути до музея: 45 минут в одну сторону.
- Отправление от школы запланировано на 9:00.
Задачи:
- Рассчитай общую стоимость билетов в музей для всего класса и учителей.
- Определи общую стоимость всей поездки (билеты + автобус).
- Сколько денег должен сдать каждый ученик, чтобы покрыть расходы (считай, что учителя едут бесплатно за счет класса)?
- В котором часу класс вернется в школу, если после экскурсии они сразу отправятся обратно?
Место для решений и расчетов:
Вывод/Решение:
Рефлексия: Как умение работать со временем и деньгами пригодится в будущих поездках?
Задание 4. «Покупка подарков: скидки и акции»
Ситуация: Твой друг празднует день рождения, и ты хочешь купить ему в подарок настольную игру. Ты знаешь, что в двух магазинах на неё сейчас скидки.
Исходные данные:
- Магазин А: Обычная цена игры – 1200 руб. Скидка 25%.
- Магазин Б: Обычная цена игры – 1300 руб. Скидка 30%.
- Дорога до магазина А стоит 50 руб.
- Дорога до магазина Б стоит 100 руб.
Задачи:
- Рассчитай цену игры в магазине А со скидкой.
- Рассчитай цену игры в магазине Б со скидкой.
- В каком магазине игра будет стоить дешевле с учетом стоимости дороги?
- Какой магазин ты выберешь и почему?
Место для решений и расчетов:
Вывод/Решение:
Рефлексия: Чему я научился(лась), решая задачу со скидками?
Задание 5. «Приготовление печенья»
Ситуация: Ты решил(а) испечь печенье по рецепту, но исходный рецепт рассчитан на 20 штук, а тебе нужно 30.
Исходные данные (рецепт на 20 штук):
- Мука: 2 стакана
- Сахар: 1/2 стакана
- Масло сливочное: 100 г
- Яйца: 1 шт.
- Разрыхлитель: 1 чайная ложка
Задачи:
- Во сколько раз нужно увеличить количество ингредиентов, чтобы получить 30 штук печенья? (Вырази это дробью или десятичной дробью).
- Рассчитай новое количество муки, сахара, масла, яиц и разрыхлителя, необходимое для 30 штук печенья.
- Если 1 стакан муки – это примерно 160 г, сколько граммов муки тебе понадобится?
Место для решений и расчетов:
Вывод/Решение:
Рефлексия: Как математика помогает быть хорошим кулинаром?
Задание 6. «План школьного двора»
Ситуация: Твой класс участвует в конкурсе на лучший проект благоустройства школьного двора. Двор имеет форму прямоугольника. Нужно рассчитать, сколько места займут клумбы и дорожки.
Исходные данные:
- Длина школьного двора: 30 м.
- Ширина школьного двора: 20 м.
- Вы хотите сделать 4 клумбы квадратной формы со стороной 3 м каждая.
- А также проложить дорожку шириной 1,5 м по периметру двора.
Задачи:
- Найди общую площадь школьного двора.
- Вычисли площадь одной клумбы и общую площадь всех клумб.
- Представь, что дорожка идет вдоль внешнего края двора. Какова её площадь? (Подсказка: сначала найди площадь всего двора, затем представь, что дорожка «забирает» часть площади, или рассчитай внешний периметр дорожки, если она снаружи). Для простоты: посчитаем, что дорожка расположена по периметру внутри двора, отнимая место у газона. Какова её площадь?
- Сколько квадратных метров останется для газона и спортивных площадок?
- Предложи, как можно рациональнее использовать оставшуюся площадь.
Место для решений и расчетов:
Вывод/Решение:
Рефлексия: Как математические расчеты помогают создавать красивые и функциональные пространства?
Задание 7. «Путешествие на велосипедах»
Ситуация: Твоя семья планирует велосипедный поход. Маршрут разделен на три части.
Исходные данные:
- Первая часть маршрута: 15 км.
- Вторая часть маршрута: на 1/3 длиннее первой.
- Третья часть маршрута: 2/5 от общей длины первых двух частей.
- Средняя скорость движения: 10 км/ч.
- Семья планирует делать остановки по 30 минут после каждой части маршрута.
Задачи:
- Рассчитай длину второй части маршрута.
- Рассчитай длину третьей части маршрута.
- Найди общую длину всего маршрута.
- Сколько времени семья проведет в пути (только на движение, без остановок)?
- Какова общая продолжительность похода, включая остановки?
Место для решений и расчетов:
Вывод/Решение:
Рефлексия: Как умение работать с дробями и скоростью помогает в планировании путешествий?
Задание 8. «Сбор данных о любимых книгах»
Ситуация: В твоем классе решили выяснить, какие жанры книг самые популярные. Ты провел(а) опрос среди 20 одноклассников.
Исходные данные (результаты опроса):
- Фантастика: 6 человек
- Приключения: 8 человек
- Детективы: 4 человека
- Исторические: 2 человека
Задачи:
- Проверь, все ли одноклассники ответили (сумма всех ответов должна быть равна количеству опрошенных).
- Представь эти данные в виде столбчатой диаграммы (нарисуй её ниже).
- Какой жанр книг самый популярный? Какой наименее популярный?
- Вычисли, какую часть (в процентах) от общего числа одноклассников предпочитает каждый жанр.
- Предложи, как можно использовать эти данные для пополнения классной библиотеки.
Место для решений и расчетов и построения диаграммы:
[Место для диаграммы, можно нарисовать прямоугольник для ориентира]
Вывод/Решение:
Рефлексия: Зачем нужно уметь собирать и представлять данные?
Задание 9. «Экономия воды»
Ситуация: Твоя семья решила начать экономить воду, чтобы уменьшить счета за коммунальные услуги и беречь природу.
Исходные данные:
- Средний расход воды в душе: 10 литров в минуту.
- Средний расход воды при чистке зубов с открытым краном: 5 литров в минуту.
- Один член семьи принимает душ в среднем 10 минут каждый день.
- Каждый член семьи чистит зубы 2 раза в день по 2 минуты.
- В семье 4 человека.
Задачи:
- Сколько литров воды тратит один человек на душ за один раз? За день? За месяц (30 дней)?
- Сколько литров воды тратит один человек на чистку зубов с открытым краном за один раз? За день? За месяц?
- Сколько литров воды тратит вся семья на душ и чистку зубов за месяц?
- Если закрывать кран при чистке зубов (экономия 90% воды), сколько литров воды сэкономит семья за месяц?
- Предложи другие способы экономии воды в повседневной жизни.
Место для решений и расчетов:
Вывод/Решение:
Рефлексия: Как математические расчеты помогают нам принимать решения об экономии ресурсов?
Задание 10. «Строим кормушку для птиц»
Ситуация: Ты решил(а) сделать кормушку для птиц. У тебя есть деревянные дощечки разной длины и ширины.
Исходные данные:
- Ты планируешь сделать кормушку с дном размером 20 см на 15 см.
- Стенки кормушки должны быть высотой 10 см.
- Нужны 4 стенки: 2 длинные (20 см) и 2 короткие (15 см).
- Крыша должна выступать по 2 см с каждой стороны от дна кормушки.
- Материал для крыши нужно будет вырезать из прямоугольного куска фанеры.
- Цена фанеры: 10 руб. за 100 кв. см.
Задачи:
- Начерти эскиз дна кормушки и укажи размеры.
- Какова общая длина деревянных дощечек, необходимых для стенок кормушки?
- Какого размера должен быть прямоугольный кусок фанеры для крыши?
- Вычисли площадь крыши.
- Сколько будет стоить фанера для крыши?
- Какие математические инструменты ты использовал(а) для планирования?
Место для решений и расчетов и эскиза:
[Место для эскиза дна кормушки]
Вывод/Решение:
Рефлексия: Как геометрия и измерения помогают в практических делах?
Заключение и Мои открытия
Мои математические открытия!
Поздравляем! Ты успешно справился(ась) со всеми ситуационными заданиями. Это значит, что ты не только хорошо знаешь математику, но и умеешь применять её в жизни, мыслить логически и находить решения даже в сложных ситуациях.
Вспомни и запиши:
- Какое задание показалось тебе самым интересным и почему?
- Какое задание вызвало наибольшие трудности? Как ты с ними справился(ась)?
- Какие новые математические навыки ты приобрел(а) или улучшил(а), выполняя эти задания?
- Где еще в твоей повседневной жизни ты замечал(а) применение математики? Приведи 2-3 примера.
- Что для тебя стало самым важным открытием в этой рабочей тетради?
Ты молодец! Продолжай развивать свои математические способности и применять их в реальной жизни!
