Водоемы родного края.  Беседа “Что мы знаем о воде”

(Занятие-игра с изучением новой темы по проекту  «Стань природе другом»)

Нина ПАВЕЛЬЕВА,

воспитатель детского сада №5

г. Лениногорск РТ

 

   Цель: сформировать и обобщить знания, умения и навыки детей старшей группы по теме проекта «Стань природе другом».

Задачи:

Образовательные:

– Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы.

–  Формировать у детей представление о воде, как о самом важном и нужном веществе на планете, которое необходимо для жизни всему живому.

–   Расширить и уточнить знания об обитателях рек.

– Дать представление о значении чистых рек и водоемов в жизни их обитателей.

–    Познакомить с основными правилами поведения в природе.

    Развивающие:

–  Развивать умения детей отвечать на вопросы полным ответом, слушать других, не перебивать и не повторяться.

–   Развивать умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

–   Развивать: речь, логическое мышление, память, мелкую моторику.

Воспитательные:

– Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

–   Воспитывать бережное отношение к воде, природе родного края.

 

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная,  продуктивная, трудовая.

Форма реализации детских видов деятельности: разговор, беседа, просмотр презентации, дидактические игры и игровые упражнения, ответы на вопросы, обобщение, физкультминутка, подведение итога.

Предварительная работа: беседы о водных ресурсах, рассматривание иллюстраций с изображением обитателей пресных водоемов, беседы о родном крае и реке Волге, просмотр мультфильма «Беги ручеек», д/и по ознакомлению с животными водоемов, подвижные игры «Ручеек», «Караси и щука», чтение рассказов о наших водных ресурсах, просмотр презентаций.

Оборудование: сундучок с буквами «В», «О», «Д», «А»; доска; мультимедийная система, микрофон; аквариум с загрязненной водой, масло, баночки с водой, стаканчики, фильтры, салфетки, сачки, шарики Су джок, плакат «Береги воду», запрещающие знаки.

Ход занятия.   Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, у меня есть необычный сундучок – в нем находятся загадки и буквы. За каждую правильно отгаданную загадку я буду давать вам по одной букве.  Если вы правильно отгадаете все загадки, то из букв получится нужное  слово, и вы узнаете, о чем мы сегодня с вами будем  беседовать.

Загадка первая: «Быстро убегает прямо из-под ног, брызгами играя, прохладный ….» (ручеек)..

Дети получают букву «В» и прикрепляют ее на доску.

Воспитатель: Загадка вторая: «А за поворотом, тиха и глубока, течет, качая лодки, широкая….». (река).

Дети получают букву «О» и прикрепляют ее на доску.

Воспитатель: Загадка третья: «Облака нахмурятся, соберутся в кучу, ты увидишь черную грозовую…» (тучу).

Дети получают букву «Д» и прикрепляют ее на доску.

Воспитатель: Загадка четвертая:  «Облака  и тучи рисовал художник. На него из тучи проливался…» (дождик).

Дети получают букву «А» и прикрепляют ее на доску.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово мы собрали из букв?   Дети: Вода.

Воспитатель: А что вы знаете о воде?

Дети: Вода течет она жидкая, она прозрачная, без запаха, вкуса, чистая,  вода есть в реках, морях и океанах, в кране…..

Воспитатель: Вы все правы, но сегодня мы поговорим не о той воде, которая течет из крана,  а о речной воде. Я предлагаю  вам пройти к доске и сесть на стульчики.

Основная часть.

Воспитатель:  Перед вами карта нашего края (показывает слайд). Кто знает, как он называется?    Дети: Карта Республики Татарстан.

Воспитатель: Обратите внимание: всю территорию нашего края пронизывают голубые нити. Как вы думаете, что могут они обозначать?  (они обозначают реки).

Воспитатель: Как называется главная большая река нашего края?   Дети: Волга

(показывает слайд).

Воспитатель: Совершенно верно, Волга. Скорее всего, вы вместе с папами и мамами часто бывали на ее берегах, отдыхали и даже ловили рыбу. Какая рыба водится в реке Волга?  Дети:  судак, окунь, щука, лещ, плотва, сом налим, берш, чехонь, плотва. (Воспитатель демонстрирует слайд).

Воспитатель:  Как вы считаете, какие условия должны быть для рыбы, чтобы им было хорошо, комфортно?   (чистая вода, без мусора…..)

Воспитатель: Правильно, молодцы! Я предлагаю вам поиграть в игру «Что не так и почему?»     Воспитатель демонстрирует слайды – изображение того, что нельзя делать у рек, озер. Дети объясняют, почему это нельзя делать.

Воспитатель: Молодцы, проходим на коврик и немного отдохнем.

Проводится физкультминутка с массажным шариком Су Джок.  «На реке»

–Посмотри скорей вокруг!

Что ты видишь,  милый друг

(шарик катают между ладонями).

Здесь прозрачная вода,

Плывет морской конек сюда

Вот медуза, вот кальмар,

А вот эта рыба шар.

А вот, расправив 8 ног,

Гостей встречает осьминог.

 Воспитатель: Отдохнули – отправляемся в лабораторию (дети надевают фартуки/белые халаты). Ребята, посмотрите на аквариум и представьте себе, что это озеро. Вы видите, что с озером произошло?  (Дети: в воде плавает мусор….). Да засорили, замутили всю водицу. Разве будет в речке кто водиться? На дне её бутылки и рваные ботинки, бумага, тряпки, склянки, консервные банки….

Воспитатель:  Откуда   же в озерах, в реках появляется мусор?(ответы детей).  Воспитатель:  К чему может привести  загрязнение воды в реках/озерах?

Воспитатель: Может ли в такой воде обитать рыба и почему?

Дети: Нет, не может, потому что в воде много мусора.

Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы вода стала чище? (Дети: убрать мусор).

Воспитатель: С помощью чего можно собрать мусор? (Дети: с помощью сачка).

Воспитатель:  Я предлагаю вам взять сачки и очистить наше «озеро» (дети выполняют задание). С этим заданием  вы справились легко, потому что наше озеро маленькое. А как можно собрать мусор в настоящем озере или реке? (Ответы детей).

Воспитатель: На больших реках,  водоемах работает специальная техника по сбору мусора. Посмотрите  на экран на слайде  мы видим такую машину (показываю слайд).

– Я предлагаю вам пройти к следующему нашему «озеру» и провести  еще  один эксперимент. Мы с вами живем в нефтяном крае, где добывают и перерабатывают нефть в нефтепродукты, такие, например, как машинное масло. Такие нефтепродукты можно перевозить в другие  регионы по реке Волга, на специальных танкерах. Иногда при перевозке происходит  утечка масла с цистерн и часть масла попадает в реку. Давайте посмотрим, что  произойдет, если капнуть немного масла в воду (капаем  масло в емкость с водой). Растворилось  масло в воде или нет?

Дети: Нет, оно так и осталось плавать на поверхности воды.

Воспитатель:  Могут ли в такой воде обитать  рыба и почему?

Дети: Нет, вода пахнет маслом, рыбам будет нечем дышать.

Воспитатель:  Верно, такая вода не пригодна для речных обитателей. А что нужно сделать, чтобы она стала чистой?  (Дети: её нужно очистить от масла.)   – А как?   (ответы детей)

Дети встают за лабораторные  столы.

Воспитатель:  Это можно сделать с помощью фильтра. Самый простой фильтр для очистки  воды мы можем сделать  с вами  из обычной салфетки.  Посмотрите, как это сделаю я (делает фильтр и устанавливает его в стаканчик). А теперь попробуйте сделать фильтр самостоятельно.  (дети делают фильтры).

Воспитатель:  Молодцы, у всех  все правильно получилось. Давайте испробуем наши фильтры. Возьмите пластиковые баночки с масляной водой и очень осторожно перелейте эту  воду в стаканчик с фильтром. (Дети выполняют задание).  Аккуратно уберите фильтр и посмотрите на воду. Какая она стала? (вода стала чистой).

Воспитатель: Куда же делось масло?   (Дети: все масло осталось на фильтре).

Воспитатель: Вот так мы с вами узнали самый простой способ очистки воды. Если нефтепродукты попадут в реку, то на помощь приходит специальная техника. Посмотрите на слайд : на фотографии видно, какой техникой убирают  нефтяные пленки с участков рек. Как вы думаете, что случится, если люди  и дальше будут загрязнять Волгу и другие реки?

Дети:  Погибнуть рыбы, растения, животные, …..

Воспитатель: Чтобы этого не произошло, нужно соблюдать  правила поведения у рек, озер… На берегу  рек, озер располагают специальные  запрещающие знаки. Я предлагаю вам подойти к столу и среди разнообразных знаков выбрать только запрещающие знаки рек, озер и  расположить готовые запрещающие знаки на плакате «Береги воду».

Молодцы! К каждому знаку можно рассказать стихотворение – призыв…

  1. У озера – свои зверюшки: улитки, рыбки и лягушки… И хоть их водится тут много, ты их, пожалуйста не трогай!
  2. Зачем велосипеду грязным быть? Его скорее следует помыть!                     Но, даже если речка рядом пред тобой – ты у реки и в ней велосипед не мой!   На нём и смазка, масло грязь мазут – речные обитатели умрут!
  3. На берегу реки такая благодать! Скорей сюда беги купаться загорать! Но только разный сор в траве не оставляй, не зарывай в песок и в воду не бросай.
  4. В воде растут волшебные цветы и нет вокруг нежнее красоты….. Ребята не пытайтесь нас срывать – для всех мы будем землю украшать,  а без воды – завянем сей же час… Не надо. Люди не губите нас!
  5. Не бросай ты в пруд бумажку и бутылку не кидай. Пожалей в пруду лягушку, рыбкам жить спокойно дай!
  6. Трудно стало жить в реке.        Каждый норовит завод
  7. сбросить мусор в бездну вод.
  8. Берегите воду! Не губите природу…

Человек, запомни навсегда: Символ жизни на Земле вода!                                             Экономь её и береги мы ведь на планете не одни!

Заключительная часть (интервью).

Воспитатель предлагает детям (по очереди) отвечать в микрофон на вопросы:

– Что вам сегодня показалось особенно интересным?                                                             – Что нового вы узнали?                                                                                                                                                                                                                                                                   – Кто  помнит, с помощью чего можно очистить воду в емкости? А воду в реке?

– Что людям важно помнить, когда они приходят отдохнуть на реки?

Воспитатель: Спасибо за вашу активность на занятии. Мне было приятно с вами общаться.  Я предлагаю повесить плакат «Берегите воду» в приемной, чтобы с ним могли ознакомиться ваши родители.