Эффективные формы патриотического воспитания на уроках английского языка

Эффективные формы патриотического воспитания на уроках английского языка

Гулия ГИЛЬФАНОВА

учитель английского языка

Старомензелябашской ООШ

 имени А.Тимергалина

 Сармановского района

 

Патриотизм – это не только любовь к своей Родине, но и уважение к ее истории, культуре, традициям [3]. Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период – в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Патриотическое воспитание – это организованный процесс, направленный на формирование у детей общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания общественных и личных интересов, уважительного отношения к Родине и своему народу [4]. Это так же многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].

Огромную роль в патриотическом воспитании человека играет школа. Именно здесь закладываются не только знания, но и формируются моральные качества. Согласно одному известному русскому публицисту и историку Михаилу Меньшикову, будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм. Воспитать патриота – значит развить такие качества личности, как ответственность, чувство долга, уважение к старшему поколению, умение логически мыслить. Задача учителя – найти такие формы работы с учениками, которые позволили бы им самим приобщиться к истории и культуре своей родины [2].

В условиях глобализации, когда английский язык является международным средством общения, его уроки представляют уникальную возможность для формирования патриотических чувств у школьников, не ограничиваясь рамками традиционной пропаганды. Ключ к успеху – интеграция патриотического воспитания в естественный контекст изучения языка, делая его органичной и увлекательной частью учебного процесса [2].  Важно учитывать:

  • возрастные особенности: методы и материалы должны соответствовать возрасту и уровню подготовки учащихся;
  • индивидуальный подход: учитывать индивидуальные интересы и способности учащихся;
  • позитивный контекст: избегать пропаганды и навязывания идей. Формировать патриотизм через понимание, уважение и гордость.

Самыми эффективными формами и методами реализации задач патриотического воспитания школьников на уроках английского языка являются:

  1. 1. Изучение истории и культуры Татарстана и России:
  • обсуждение исторических событий: рассказ об исторических личностях, эпохах, событиях, которые сформировали Россию;
  • анализ литературных произведений: чтение и обсуждение произведений русских классиков в английском переводе позволяет понять глубину и уникальность русской и татарской литературы и ее влияние на мировую литературу;
  • изучение русской и татарской культуры: знакомство с русской и татарской музыкой, живописью, архитектурой, танцами, традициями через англоязычные источники;
  • сравнительный анализ культур: сравнение российской культуры с культурами англоязычных стран позволяет учащимся оценить уникальность российской культурной идентичности и понять её вклад в мировую культуру.
  1. Создание проектов и презентаций:
  • разработка видеороликов: создание короткометражных фильмов на английском языке о российских городах, природе, традициях. Это способствует формированию патриотических чувств через эмоциональное восприятие красоты и уникальности России;
  • создание презентаций на английском языке: презентации о знаменитых российских ученых, писателях, художниках, композиторах, спортивных героях и др. Это развивает речевые навыки и глубокое понимание вклада соотечественников в мировую культуру;
  • проекты о русских и татарских традициях, праздниках, обычаях;
  • написание эссе на английском языке:написание эссе на темы, связанные с российской историей, культурой, современными достижениями способствует развитию письменной речи и формированию критического мышления.
  1. Использование интерактивных методов:
  • ролевые игры: инсценировка исторических событий или знаковых диалогов на английском языке.
  • дебаты на английском языке: обсуждение актуальных проблем России и её места в мире.
  • игры и викторины: использование игровых методов для закрепления знаний о российской истории и культуре.
  1. Использование информационных технологий:
  • онлайн-ресурсы: использование образовательных платформ и веб-сайтов на английском языке, посвященных российской истории и культуре;
    • виртуальные экскурсии: 
    использование виртуальной реальности для знакомства с российскими городами и достопримечательностями.
  1. Посещение музеев и выставок, кинотеатров:
  • организация поездок в музеи, связанные с русской и татарской историей и культурой (например, Государственный исторический музей, Третьяковская галерея);
    • подготовка к посещению музеев и выставок на английском языке (изучение информации, составление вопросов);
  1. Использование аудио и видеоматериалов:
  • просмотр документальных фильмов о русской и татарской истории, культуре, природе;
  • прослушивание русской и татарской музыки с английскими субтитрами;
  • просмотр интервью с известными россиянами на английском языке.
  1. Привлечение английских языковых ресурсов:
  • использование английских книг, статей, веб-сайтов, посвященных России;
  • чтение английских стихов о России;
  • общение с носителями английского языка о России.

Различные методы, приемы и современные технологии помогут сделать уроки интересными и познавательными, но главная цель – привить учащимся уважение и любовь к своей родине, чтобы им захотелось, если возникнет такая необходимость рассказать о ней и «защитить» средствами иноязычной коммуникации. Изучение английского языка – это не только возможность общаться с иностранцами, но и способ лучше понять свою страну и ее роль в мире.

Важно помнить, что эффективность патриотического воспитания зависит от компетентности учителя, его способности создать атмосферу уважения и доверия, и от индивидуального подхода к каждому ученику. Данные методы не являются исчерпывающими, но представляют собой наиболее перспективные направления для реализации патриотического воспитания на уроках английского языка. Ключ к успеху – органичное вплетение патриотических элементов в учебный процесс, делая его интересным, увлекательным и познавательным для учащихся.

Таким образом, патриотизм – это не статичное чувство, а динамический процесс, требующий осмысленного подхода и использования инновационных методов обучения. Патриотическое воспитание – это инвестиции в будущее, стремление к формированию осознанной и активной гражданской позиции у подрастающего поколения.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Абдулаева М.А. Патриотическое воспитание как основа формирования личности / М.А.Абдулаева. – Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). – Казань: Бук, 2014. – С. 22-24. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6197/
  2. Белова Е. С. Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка / Е.С.Белова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – – № 12 (459). – С. 148-150. – URL: https://moluch.ru/archive/459/100999
  3. https://old.bigenc.ru/philosophy/text/2324213
  4. https://spravochnick.ru/pedagogika/principy_i_metody_vospitaniya/principy_patrioticheskogo_vospitaniya/