Чтение под другим углом

Чтение под другим углом

 

Раиса Хисматова,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории

гимназии №184 города Казани

 

Гузель Бадретдинова,

учитель английского языка

первой квалификационной категории

гимназии №184 города Казани

 

Тема функциональной грамотности очень актуальна в последнее время. Универсальными составляющими функциональной грамотности выступают читательская, математическая и естественно-научная.

Сегодня очень актуально развивать навыки смыслового чтения и много говорим о читательской компетенции. Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. А в современном мире. Где вместо книг у детей в руках гаджеты, заинтересовать, привить любовь к чтению становится сложнее.

Обучающиеся педагогического класса МБОУ «Гимназия №184 им. М. И. Махмутова» Советского района г.Казани совместно с учителями английского языка внедрили проект «Let’s read» с целью развития следующих компетенций у учащихся:

— умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентация в содержании текста (умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.);

— умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.;

— умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.;

— умение использовать информацию из текста (для решения практических задач).

Проект охватывал несколько классов разных возрастов.

Читая произведения, на английском языке, мы не только обогащаем свой словарный запас, но и знакомимся с образами разных времен и народов. А самые яркие- это женские образы. Мы видим, как меняются женщины, что влияет на их характер или действия, и осуждаем или восхищаемся ими.  В этой работе авторы постарались охватить все типы женского портрета и их разнообразие, отличия в разных эпохах и жанрах вплоть до нашего времени, а обучающиеся разных классов  помогли выяснить самые популярные женские образы 21 века, с точки зрения подростков.

Целью работы является анализ специфики портретного описания персонажей женщин в художественной литературе в различные эпохи. Авторы данной работы поставили следующие задачи:

1) выявить основные специфические черты, присущие портретному описанною в эпоху классицизма, реализма, романтизма и др. в английской     и американской литературе.

2) дать анализ примеров портретного описания женщин, определить отличия описаний в различные эпохи.

3) провести анкетирование и выяснить читательские предпочтения одноклассников.

В ходе проекта обучающиеся сделали вывод, что женский образ – самый яркий и запоминающийся образ в художественной литературе.

Проект состоял из следующих этапов:

  • Поиск информации.
  • Классификация портретов.
  • Анкетирование.
  • Выводы.

На основе изучения данной темы сделаны выводы:

— На основе совокупности всех лингвостилистических средств, относящихся к персонажу, рождается его литературно -художественный портрет.

— Посредством портрета автор воздействует на читателя, формируя его представления о человеке как о герое положительном или отрицательном. Портрет помогает раскрыть и понять внутреннюю сущность персонажа.

— В зависимости от функций, которые портрет выполняет в тексте принято различать разные виды портретов.

— Современные подростки предпочитают разные жанры произведений на английском языке, хотя в последние дни резко снизился интерес к чтению у подростков от 10-14 лет.

— Для повышения интереса и мотивации чтения мы запланировали ежемесячные внеурочные мероприятия такие как просмотр фильма на английском языке по мотивам произведений с обсуждением за круглым столом, литературный вечер, для самых заинтересованных сделали брошюры со списком самых интересных книг.

Чтение способствует повышению мотивации при изучении иностранного языка, развивает кругозор учащихся, готовит их к общению с носителями языка, развивает навыки читательской грамотности. На основе выводов были сделаны рекомендации и брошюра со списком литературы для чтения на английском языке и мини библиотека для желающих углубиться в мир волшебных книг.