Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

 

Валиуллина Алина Рамилевна,

воспитатель высшей категории

детского сада №188 города Казани

 

Валитова Эльмира Рустемовна,

воспитатель первой категории

детского сада №188 города Казани

 

На сегодняшний день проблема семьи, семейного воспитания, взаимодействие семьи и образовательного учреждения является актуальным. Деятельность педагогов направленная на освоение новых форм взаимодействия с родителями – это важная задача, которая стоит перед ДОО в рамках модернизации системы образования.

Задачи, которые ставятся перед дошкольными учреждениями, требуют тесного взаимодействия с другими институтами общества, в первую очередь с семьей.

Все дошкольные учреждения проводят планомерную работу с родителями. Проблему вовлечения родителей в развитие детей можно рассматривать в 3 направлениях:

  1. Работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.
  3. Вовлечение родителей в деятельность ДОО, совместная деятельность и работа по обмену опытом [1].

Данные направления могут реализоваться решением следующих задач:

— установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

— объединение усилия для развития и воспитания детей;

— создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

— активизация и обогащение воспитательных умений родителей;

— поддержка уверенности взрослых в собственных педагогических возможностях [2].

Принципами взаимодействия с родителями являются:

А) Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

Б) Индивидуальный подход. Приоритетом является человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить взрослого, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

В) Сотрудничество, а не наставничество. Эффективным способом является создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива.

Г) Динамичность. Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.

Д) Открытость детского сада для семьи [3].

Кроме традиционных форм взаимодействия педагогов с семьями воспитанников, также активно используются новые формы работы с родителями. Например, «Круглый стол», «Портфолио семейного успеха», тематические выставки, консультации специалистов, спортивные встречи, интеллектуальные игры для детей и родителей, семейные проекты или же конкурс семейных талантов.

С помощью данных форм взаимоотношения между педагогами дошкольного образования и родителями становятся партнерскими.  Родители и воспитатели, совещаясь, организовывают мероприятие. Также, наиболее эффективной формой работы с семьями является наглядная пропаганда.

Совместная деятельность воспитателей и родителей помогает чувствовать спокойствие, придает уверенности воспитанникам. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, как и родители пытаются участвовать активнее в мероприятиях. Кроме того, если ребенок видит положительный контакт воспитателя и родителей, его взаимоотношение с педагогами тоже улучшится.

 

Список литературы:

  1. Пономарева Л.И. Парадигма педагогической поддержки в теории и практике дошкольного образования: коллект. моногр. / Л.И. Пономарева, М.А. Забоева ; под науч. ред. Л.В. Трубайчук. – Челябинск: ЧГПУ, 2014. – С. 154-183.
  2. Рязанова Ю.С. Положение о внутренней оценке качества образования [электронный ресурс] URL: https://proshkolu.ru/org/117-732/file/6043938/ (дата обращения: 23.02.2024).
  3. Кирькина Л.Д. Принципы взаимодействия с родителями [электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/09/25/printsipy-vzaimodeystviya-s-roditelyami (дата обращения: 23.02.2024).