Создание песенного репертуара для уроков музыки в школе

Создание песенного репертуара для уроков музыки в школе

Гузель БИКТАГИРОВА, учитель музыки

«Полилингвальный комплекс Адымнар – путь к знаниям и согласию» г. Казани.

Ильмира  ДАВЛЕТШИНА, учитель татарского языка и литературы

 «Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего ее слушать»

                                                                                        Дмитрий Шостакович

 

Музыка, как важнейшая составляющая культурного образования, играет значительную роль в формировании эстетического восприятия учащихся.

В нашем быстро развивающемся мире очень важно не забывать истоки, те народные песни, потешки, прибаутки, частушки…, на которых выросли наши родители, бабушки, дедушки.

Уроки музыки в общеобразовательных школах предназначены не только для ознакомления с музыкальной теорией, но и для практического использования песенного репертуара, что способствует развитию у детей творческих и исполнительских навыков, расширяет кругозор.

Накопив педагогический опыт работы в школе, у меня сложилось своё представление о содержании программы обучения учащихся на уроках музыки. На моих занятиях дети знакомятся с разнообразием музыкальных произведений различной направленности. Дети любят не только петь, но и играть на музыкальных инструментах.

В некоторых классах по решению родительских комитетов, были приобретены свирели. И обучение игре на инструментах было неотъемлемой частью урока.  Практика показала, что даже 5–10 минутное обучение игре на свирели во время урока, оказывает на детей большое эмоциональное влияние.

Конечно же, огромное значение имеет сам песенный репертуар на уроках музыки.   Он выполняет множество функций:

  1. Эстетическое воспитание: песни формируют музыкальный вкус учащихся, развивают чувство ритма, мелодии и гармонии.
  2. Культурное обогащение: учащиеся знакомятся с различными музыкальными традициями, историей и культурой разных народов. Дополнить развитие музыкальных навыков можно через обучение игре на народных музыкальных инструментах.
  3. Социальные навыки: коллективное исполнение песен способствует развитию сотрудничества и командного духа, что важно для социализации детей. Возможно привлечение детей, обучающихся в музыкальной школе, на определённых этапах урока, для ознакомления с музыкальным материалом, помогая выступающим утвердиться в своих способностях, а одноклассникам воспринимать музыкальные произведения не только от учителя, но и от ровесников.

4.Эмоциональная нагрузка: пение помогает детям выражать свои эмоции, справляться со стрессом и улучшать психоэмоциональное состояние. Урок музыки помогает переключить внимание детей от серьёзной умственной активности в школе на эмоциональное восприятие окружающего мира.

При подборе песенного репертуара важно учитывать возрастные особенности и уровень подготовки учащихся. Репертуар должен быть разнообразным, включать как классические произведения, так и современные хиты. Специфика работы в полилингвальной школе заключается в изучении песен, посвящённых самой школе (например, гимн школы), а также, через ознакомление с песнями других стран и республик, расширять знания детей о национальностях, языки которых изучаются в этом образовательном учреждении.

При этом рекомендуется учитывать следующие аспекты:

  • Тематика песен: важно выбирать песни, которые отражают жизненные ситуации, актуальные для детей, а также темы дружбы, любви, природы и патриотизма.
  • Музыкальный стиль: репертуар должен охватывать различные жанры – народную музыку, классические произведения, современный поп и рок. Это позволит детям открыть для себя новые звуки и музыкальные формы.
  • Язык исполнения: важно включать песни на родном языке, а также на иностранных, что поможет расширить лексический запас и вызвать интерес к изучению языков.

 

Приведу примеры использования репертуара на уроках.

  1. Пение в классе: на уроках музыки, учащиеся могут изучать песни, разбирать их структуру, мелодику и текст. Это может быть, как индивидуальное исполнение, так и хоровое.
  2. Музыкальные проекты: создание презентаций, связанных с историей песни или её автором, поможет учащимся глубже понять контекст музыкального произведения. Такую работу, в зависимости от возраста учащихся, можно рассматривать как проектную работу детей.
  3. Концерты и праздники: организация музыкальных мероприятий, на которых учащиеся могут демонстрировать свои навыки, радуя их родителей, и создавая атмосферу единства и творчества.
  4. Интеграция с другими предметами: уроки музыки могут быть связаны с литературой (разбор текстов песен) или историей (изучение исторического контекста создания музыки).

 

По результатам вышесказанного, можем сделать вывод:

Песенный репертуар на уроках музыки в общеобразовательной школе – это не просто набор музыкальных произведений, а мощный инструмент, способствующий всестороннему развитию ребёнка. Правильный и разнообразный выбор песен может значительно обогатить образовательный процесс, подарив учащимся радость творчества и новые знания о мире музыки.

Также стоит отметить, что вовлечение учащихся в различные формы музыкальной деятельности помогает создать позитивную атмосферу на уроках. Проводя мастер-классы, где дети могут сами попробовать свои силы в написании мелодий или текстов, педагог способствует развитию их креативного мышления. Это не только укрепляет интерес к музыке, но и формирует уверенность в себе.

Уроки музыки могут включать в себя элементы игры, что особенно важно для младших школьников. Использование музыкальных игр на основе песенного репертуара помогает детям не только развивать музыкальные навыки, но и улучшать внимание, память и координацию. Это превращает процесс обучения в увлекательное путешествие, где учащиеся с радостью открывают для себя мир звуков.

В заключение, песенный репертуар на уроках музыки является неотъемлемой частью учебного процесса. Он позволяет учащимся не только овладеть музыкальными навыками, но и сделать уроки музыки яркими и запоминающимися. Создание положительного музыкального опыта в школе закладывает фундамент для дальнейшего развития музыкального вкуса и интереса к искусству у детей.

В подборе песенного материала для программы участвовали:

учитель английского языка: Гайнуллина Г.Р

учитель татарского языка:  Давлетшина И.Г

С удовольствием поделюсь своим опытом. https://youtube.com/channel/UC6jk_aH-br715W1vnBLNyoQ?si=CHjBMf1sNjlNBXa2  – «Музыка со мной. Свирель»

Полная программа по предмету «Музыка» с содержанием текстов песен, видео и музыки вы сможете найти, написав мне на почту: Guzelia.73@mail.ru