Педагогическая поддержка одаренных детей и создание условий для их развития на уроках английского языка  

Педагогическая поддержка одаренных детей и создание условий для их развития на уроках английского языка  

 

Роза ГАФИЯТУЛЛИНА,

учитель английского языка

средней школы №113 г. Казани

 

В настоящее время внимание к одаренным детям становится все более актуальным и востребованным. Одаренные дети обладают выдающимися способностями в различных областях – от умственных до творческих и спортивных. Они являются ценным ресурсом общества и имеют особые способности, которые нуждаются в поддержке и развитии. Одной из сфер, где особенно важна педагогическая поддержка таких детей, является изучение английского языка.

Уроки английского языка представляют собой отличную возможность для развития талантов и способностей одаренных детей. Учитывая, что они обладают высоким интеллектом и быстрым усвоением новых знаний, педагогическая поддержка должна быть направлена на создание условий для их развития. Бесспорно, педагоги играют ключевую роль в развитии потенциала одаренных детей, поэтому необходимо изучать и совершенствовать систему работы с такими учениками.  В данной статье мы рассмотрим методы и приемы, которые помогут педагогам эффективно работать с одаренными детьми на уроках английского языка, а также обсудим значимость этой работы для будущего успеха детей.

Педагогическая поддержка одаренных детей на уроках английского языка имеет свои особенности, которые необходимо учитывать для эффективного развития их лингвистических способностей. Во–первых, важно создать стимулирующую атмосферу, где одаренный ребенок будет чувствовать себя комфортно и достаточно мотивированным для достижения высоких результатов. Во–вторых, необходимо предоставить дополнительные задания и материалы, которые позволят одаренному ребенку более глубоко погрузиться в изучение английского языка. Это могут быть тексты на более сложные темы, упражнения на анализ и синтез английских слов и грамматических конструкций, а также материалы для самостоятельного изучения. В–третьих, важно учитывать индивидуальные особенности одаренного ребенка и предоставлять ему возможность самостоятельно исследовать и развивать свои способности. Например, можно предложить одаренному ребенку участвовать в олимпиадах и конкурсах.

Для создания условий для их развития необходимо применять инновационные методы обучения. На уроках английского языка можно использовать задания, которые позволяют одаренным детям проявить свою творческую составляющую. Например, задания на создание собственного рассказа, письма или строительство диалогов, где они могут проявить свою фантазию, оригинальный подход и умение адаптировать языковые структуры. Также можно использовать проектную деятельность, где дети могут самостоятельно выбирать темы для исследования, создания презентаций. Использование современных технологий, таких как интерактивные доски, компьютеры, планшеты и программы для обучения, позволяет создать максимально комфортные и интересные условия для развития творческого потенциала детей. Кроме того, использование интерактивных досок и компьютеров позволяет визуализировать материал, что способствует лучшему усвоению информации и развитию творческого мышления.

Одним из инновационных методов, которые могут быть эффективными для одаренных детей на уроках английского языка, является использование онлайн–ресурсов и приложений для обучения. С их помощью дети могут самостоятельно изучать язык, выбирать интересующие их темы и выполнять креативные задания. К тому же, внедрение дифференцированного подхода на уроках английского языка для одаренных детей позволяет им развивать свои способности, поощряет творческое мышление и стимулирует их к саморазвитию. Педагог должен создать условия для самостоятельной работы одаренных детей, давая им возможность выбирать сложность заданий, глубже исследовать тему, проводить свои исследования и делиться результатами.

Система работы с одаренными детьми в моей педагогической деятельности состоит из следующих компонентов:

–выявление одаренных детей;

–развитие творческих способностей на уроках (через использование новых педагогических технологий «кейс-технологии», проблемно-поисковый метод, метод «мозгового штурма, метод развития критического мышления, также развитие эмоционального интеллекта);

–развитие способностей во внеурочной деятельности (подготовка к олимпиадам, дистанционным конкурсам, исследовательская работа).

Первоначально, одаренных детей надо уметь выявить. И в этом мне очень помогают краткосрочные курсы, организованные в нашей школе. Среди предлагаемых учащимся курсов есть и мой –«Speaking Planet». И буквально с первых занятий выделяются дети, которые рационально мыслят, приносят дополнительные материалы, легко решают предложенные задачи, работают с дополнительными источниками. Курс рассчитан на 16 часов. И за это время я успеваю заметить детей, способных работать дальше. Кроме этого я приглашаю на занятия носителей языка по возможности. Таким образом, создается та мотивационная среда, которая впоследствии поможет ребятам определиться с направлением своей будущей деятельности. На занятиях проводится огромная работа по использованию справочных источников. Также особое внимание я обращаю на развитие умений, учащихся применять свои знания на практике. И в этом мне помогает «кейс-технология» и «учебные экскурсии». Кейс содержит в себе условия задачи, которую необходимо решить, изучить и предложить несколько вариантов. Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только какую-нибудь практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Кейс должен включать в себя: ситуацию; контекст; комментарий ситуации, данный автором; вопросы и задания для работы с кейсом.

Учебные экскурсии же позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью. И, конечно, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.

Во время экскурсии ученики делают записи, зарисовки, фотографии, и т.п. Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся. По завершении экскурсии следует обработать собранные материалы и наблюдения, подговорить выставки, фотоотчеты, стенгазеты, сообщения, рефераты. Фотоотчеты об экскурсии могут быть представлены на сайте школы. Экскурсия может стать отправной точкой для дальнейшей научно-исследовательской работы школьников, мотивировать их на поиск новых источников информации, в том числе и на работу с архивными материалами.

Во время занятий я стараюсь работать дифференцированно: ребята получают задания разного уровня сложности. Учащиеся дома готовят сообщения, выступают перед младшими школьниками во время перемен.

Будет ли ученик талантливой личностью с признаками одарённости? Это зависит от ряда причин и факторов. Огромную роль в этом играют взрослые, перед педагогом стоит трудная задача по созданию максимально благоприятных условий для всестороннего развития ученика, формированию ситуации успеха, которая будет мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников. На протяжении своей работы в школе, я стараюсь достичь этого. Мои учащиеся становятся призерами многих олимпиад по предмету. Выпускники школы учатся в статусных вузах страны. Для того чтобы успешно работать с одаренными детьми, необходимо много работать над собой. Поэтому я стараюсь учиться и сама. Каждый год посещаю курсы повышения квалификации, участвую в научно-практических конференциях, в работе районного методического объединения учителей английского языка.

Таким образом, развитие талантов и способностей одаренных детей является важным аспектом образовательной практики, который требует постоянного совершенствования и совместного усилия всех участников образовательного процесса.