Формирование гражданско-патриотических качеств личности как средство социализации детей с ОВЗ
Формирование гражданско—патриотических качеств личности как средство социализации детей с ОВЗ
Оксана ДОНСКОВА
учитель-дефектолог
ГБОУ «Нурлатская школа-интернат»РТ
«Как нет человека без самолюбия,
так нет человека без любви к отечеству»
(К.Д.Ушинский)
Родина начинается с того места, где человек чувствует себя дома, где его окружает природа, культура и люди, которые ему близки. Это не только физическое пространство, но и эмоциональная связь, основанная на общности переживаний и исторического опыта. Гражданином России является любой человек, который имеет российское гражданство, что подразумевает наличие прав и обязанностей. Любовь к Родине может проявляться в уважении к ее истории, культуре, символам и стремлении делать ее лучше. Очень важно, чтобы и дети с ограниченными возможностями здоровья могли понять и прочувствовать эти ценности, так как это поможет им стать полноправными членами общества.
Да, воспитать чувство гражданственности и патриотизма у детей с ограниченными возможностями здоровья вполне возможно. Для этого необходимо создать доступную и инклюзивную образовательную среду, где такие дети будут чувствовать себя полноценными членами общества. Важным является использование разнообразных методов воспитания, включая индивидуальный подход, элементы практического обучения и вовлечение детей в общественные действия. Акцент на развитие нравственных качеств, таких как доброта, сочувствие и желание помогать другим, также играет важную роль в формировании гражданской позиции. Важно, чтобы взрослые – учителя и родители служили примером и активно поддерживали инициативы детей.
Конституция Российской Федерации утверждает, что государство обеспечивает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от таких факторов, как пол, раса, национальность, язык, происхождение, имущественное и должностное положение, место жительства, отношение к религии, убеждения, принадлежность к общественным объединениям и другие обстоятельства. Также запрещены любые формы ограничения прав граждан на основании социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, статья 23 утверждает, что дети с умственными или физическими недостатками имеют право на полную и достойную жизнь, поддерживающую их достоинство, способствующую самоуверенности и обеспечивающую возможность активного участия в жизни общества.
В соответствии с Законом «Об образовании» в стране содержание образования ориентируется на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество. Закон гарантирует детям с отклонениями в развитии в специальных коррекционных учреждениях лечение, воспитание и обучение, коррекцию и реабилитацию, социальную адаптацию и интеграцию в общество.
Действительно, внутренний мир детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода и понимания со стороны педагогов. Эти дети часто сталкиваются с множеством трудностей, и задача взрослых – создать поддерживающую среду, в которой они смогут развиваться и ощущать себя комфортно. Важно не только выявить их потребности, но и установить доверительные отношения, чтобы обучение и воспитание велись с интересом и мотивацией.
Для достижения результатов в гражданско-патриотическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо создавать поддерживающую и вдохновляющую среду, где каждый ребенок чувствует себя ценным и важным. Педагоги должны не только уделять внимание образовательному процессу, но и развивать эмоциональную и социальную сферу, чтобы дети могли не только усваивать знания, но и эффективно взаимодействовать с окружающими. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и подход к его воспитанию должен быть индивидуальным и сознательным.
Научно-практическая значимость данной работы заключается в возможности использования полученных результатов исследования воспитателями и родителями для создания учебно-воспитательной среды, направленной на формирование гражданско-правовых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья в воспитательной деятельности, что способствует успешной социализации и интеграции их в обществе.
Этапы реализации экспериментальной работы:
1.Подготовительный этап: изучение методической литературы; разработка диагностического материала исследования; создание экспертной группы; первичная диагностика.
- Основной этап: разработка и апробация мероприятий, направленных на формирование гражданско-правовых качеств личности детей с ОВЗ в воспитательной деятельности в процессе для их успешной социализации и интеграции в обществе.
3.Заключительный этап: заключительная диагностика; анализ полученных результатов; оформление полученных результатов, документации, распространение опыта работы.
Таким образом, формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений в рамках учебно-воспитательного процесса в ГБОУ «Нурлатская школа-интернат» является не только важной задачей, но и необходимым условием для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Это создает основу для формирования их гражданской идентичности, укрепления взаимопонимания и солидарности, что в свою очередь способствует более гармоничному развитию личности и интеграции в общество.
Основные направления:
- Изучение методической литературы;
2.Создание внутри школы условий для формирования гражданско-патриотических качеств личности у детей с ограниченными возможностями здоровья для их успешной социализации;
3.Учет индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья;
4.Проведение занятий, самоподготовок с использованием гражданско-патриотических ориентиров;
- Проведение тематических бесед, классных часов;
- Разработка, апробирование и внедрение авторских программ;
7.Выполнение учащимися исследовательских работ по гражданско-правовому направлению;
8.В школе-интернате организована волонтерская и «тимуровская» работа;
9.Проведение встреч с известными людьми, героями;
10.Изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;
11.Участие детей в творческих конкурсах различного уровня;
12.Проведение проектных работ с детьми с ОВЗ по гражданско-правовому направлению;
13.Проведение уроков мужества, классных часов;
14.Проведение конкурса рисунков, чтецов;
15.Провдение внеклассных мероприятий, предметных недель;
16.Участие учащихся с ОВЗ в различных спортивных мероприятиях.
Гражданско-патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья требует индивидуального подхода и глубокого понимания их уникальных потребностей. Важно создать такие условия, в которых каждый ребенок сможет найти свое место в обществе, понять ценность своей роли и ощутить свою значимость для Родины. Это можно достичь через вовлечение в реальные социальные практики, которые укрепляют связь с историей, культурой и традициями своей страны. Стоит развивать не только знание о Родине, но и эмоциональную связь с ней, чтобы любовь к своей стране стала неотъемлемой частью их жизни.
Ожидаемые результаты реализации экспериментальной работы направлены на улучшение условий социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, что позволит им эффективно развивать гражданско-патриотические качества, формировать активную социальную позицию и препятствовать дезадаптации в современном обществе. Это предполагает создание системного подхода, включающего сотрудничество различных субъектов, что в свою очередь приведет к повышению социальной активности этих детей и их успешной самореализации.
В начале работы проведено диагностическое исследование учащихся с ограниченными возможностями здоровья экспериментальной группы по 3 выбранным методикам:
1.Методика «Лесенка» (автор – В.Г.Щур);
- Детский вариант личностного теста Р.Б. Кеттела;
- Методика – «Мое состояние».
Таким образом, формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ – это целенаправленный, специально организуемый процесс, который в своей конечной цели, как мы доказали в данной работе, к успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Описанный опыт позволяет сделать вывод, что поставленные в исследовании задачи решены.
Гипотеза, выдвинутая в начале работы о том, что формирование гражданско-патриотических качеств личности учащихся с ОВЗ в воспитательное время приведет к их успешной социализации в обществе, подтвердилась.