Методические рекомендации при изучении произведений Н.Некрасова, И.Тургенева
Методические рекомендации при изучении произведений
Н.Некрасова, И.Тургенева
Руслан ИСМАГИЛОВ
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Многопрофильная полилингвальная гимназия №180»
г. Казани
В данной статье представлены методические рекомендации по изучению произведений о крестьянских детях в творчестве Н.Некрасова и И. Тургенева в 5–6 классах. Рассмотрены основные цели и задачи изучения данной темы на данном уровне образования, а также предложены эффективные методы и приемы работы с текстами, направленные на развитие познавательных и эстетических способностей учащихся.
При изучении произведений Н.Некрасова и И.Тургенева, посвященных жизни крестьянских детей на уроках литературы в 5 – 6 классах, можно использовать следующие виды работ:
– Проведение интегрированных уроков с точки зрения культурологического подхода, где ученики читают и анализируют произведения Н. Некрасова и И. Тургенева, сопоставляя их с живописными и музыкальными произведениями XIX века на тему жизни крестьянских детей.
Интегрированные уроки, основанные на культурологическом подходе, являются эффективным методом обучения и развития учащихся. Они позволяют ученикам увидеть взаимосвязь между различными дисциплинами и областями знаний, развивают критическое мышление и интерес к изучению литературы, истории, искусства и других предметов. В рамках таких уроков ученики могут читать и анализировать произведения Н.Некрасова и И. Тургенева, сравнивать их с живописными, музыкальными и другими произведениями XIX века, изучать культурные и социальные особенности того времени. Это поможет ученикам лучше понять эпоху, в которой жили и творили эти писатели, а также расширить свой кругозор и развить навыки анализа и интерпретации текстов.
– Выполнение творческих работ, таких как написание сочинений или стихотворений на тему жизни крестьянских детей.
Творческие работы, такие как написание сочинений, стихотворений, эссе или создание иллюстраций к произведениям, являются важным элементом в процессе обучения. Они помогают учащимся выразить свои мысли и чувства, развить свои творческие способности и научиться анализировать, и интерпретировать тексты. Выполнение таких работ также способствует развитию критического мышления и формированию собственного мнения.
– Проведение урока-дискуссии на тему «Крестьянская жизнь в произведениях Н. Некрасова и И. Тургенева: сходства и различия».
Такая форма урока может быть эффективным методом обучения. Этот урок позволит учащимся применить полученные знания, развить навыки критического мышления и анализа. Урок-дискуссия также может стимулировать интерес к литературе и вызвать у учащихся желание более глубоко изучать произведения данных авторов.
– Исследовательская работа, где ученики могут узнать больше о жизни и условиях жизни крестьянских детей в России XIX века. Можно провести исследования в интернете или в библиотеке и представить результаты в виде презентации или доклада.
Исследовательская работа может быть интересной и познавательной для учащихся. Она позволяет им углубить свои знания по теме, научиться находить и анализировать информацию, а также представлять результаты своей работы в виде презентаций или докладов. Исследовательская работа также может помочь учащимся развить навыки критического мышления, умение работать с источниками и способность формулировать свои мысли.
– Организация литературного вечера, посвященного творчеству Н.Некрасова и И. Тургенева, с чтением и обсуждением произведений на тему крестьянской жизни. Сюда входит постановка ролевых игр, где ученики могут воплотить роль героев произведений и показать жизнь и судьбы крестьянских детей через диалоги и сцены. Итог можно оформить в виде короткометражного фильма.
Литературный вечер, посвященный творчеству Н.Некрасова и И.Тургенева, может стать интересным и познавательным мероприятием для учащихся. Он позволит им познакомиться с произведениями авторов, погрузиться в атмосферу XIX века и узнать больше о крестьянском быте. Ролевые игры помогут ученикам лучше понять характеры героев и мотивы их поступков, а итоговый короткометражный фильм будет наглядным представлением изученного материала.
– Композиционные работы, в которых ученики могут создавать иллюстрации к произведениям, презентации или даже арт-проекты, отражающие жизнь крестьянских детей XIX века.
Композиционные работы, такие как создание иллюстраций, презентаций или арт-проектов, являются отличным способом для учащихся применить свои знания и творчески выразить свое понимание темы. Эти работы помогают ученикам лучше понять произведения, развить свои навыки и проявить свою индивидуальность.
– Обсуждение этических и моральных вопросов, поднятых в произведениях. Ученики могут высказать свое мнение о том, что правильно или неправильно в поведении героев и какие уроки они могут извлечь из этих произведений.
Обсуждение этических и моральных аспектов произведений является важным элементом анализа литературных текстов. Ученикам предлагается высказать свое мнение о поведении героев, обсудить, что является правильным или неправильным, и какие уроки можно извлечь из произведений. Такое обсуждение помогает ученикам развивать критическое мышление, формировать свое собственное мнение и учиться анализировать сложные вопросы морали и этики.
– Выступления перед классом, где ученики могут поделиться своими мыслями, впечатлениями и выводами об изученных произведениях.
Выступления перед классом позволяют ученикам поделиться своими мыслями и впечатлениями, а также сформулировать выводы по изученным произведениям. Это помогает развивать коммуникативные навыки, уверенность в себе и способность выражать свои мысли перед аудиторией.
Развитие навыков публичных выступлений занимает более важное место в содержании образования, чем может показаться на первый взгляд. В современном мире, в котором живут и развиваются ученики, как никогда актуальны проблемы открытости, толерантности, коммуникативности. Именно через общение лежит путь к жизненному и профессиональному успеху для большинства нынешних учащихся. Ученые полагают, что вовсе не IQ (коэффициент интеллекта) является залогом жизненного успеха. Не менее важен так называемый эмоциональный интеллект EQ – способность владеть и управлять эмоциями. Умение выступать на публике является одним из качеств тесно связанных с эмоциональным развитием, мы здесь сталкиваемая с умением находить контакт с людьми, заинтересовывать, учимся привлекать их на свою сторону. [2].
– Викторины по произведениям Н.Некрасова и И.Тургенева, посвященные крестьянской тематике.
Викторины являются эффективным способом проверки знаний учащихся и стимулирования их интереса к изучаемому материалу. Проведение викторин по произведениям Н.Некрасова и И.Тургенева поможет учащимся лучше запомнить ключевые моменты произведений, развить критическое мышление и научиться применять полученные знания на практике.
Список литературы:
- Куприянова Ю.А. Культурологический подход в интеграции учебного материалана уроках культурыhttps://cyberleninka.ru/article/n/kulturologicheskiy-podhod-v-integratsii-uchebnogo-materiala-na-urokah-kultury/viewer
- Петров И.А. Формирование навыка публичных выступлений на уроке и во внеурочной деятельности в основной школе. Методическая разработка, Р., 2014 .
- Полева Е.А. Детская литература: учебно-методическое пособие для бакалавров Полева Е.А. Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2013. https://koi.tspu.ru/koi_books/poleva/
- Шестакова Е.Ю. Детство в системе русских литературных представлений о человеческой жизни XVIII – XIX столетий https://www.dissercat.com/content/detstvo-v-sisteme-russkikh-literaturnykh-predstavlenii-o-chelovecheskoi-zhizni-xviii-xix-sto