Разработка проекта «Поколение ЭКО»
Разработка проекта «Поколение ЭКО»
Светлана ЛУКИНА
учитель биологии
лицея «Алгоритм»
д.Куюки Пестречинского района РТ
Как бы человек не отдалялся от живой природы, он все равно остается и навсегда останется ее частью. Мы строим огромные города – пластик, железо, стекло, камень, бетон, асфальт. Создаем искусственную среду, в том числе уже и виртуальную. И, несмотря на все это, нуждаемся в природе.
Самый красивый и уютный город будет непригоден для жизни, если на его улицах не будет растений. Деревья и кустарники, цветы многолетние и однолетние – все они создают среду, благоприятную для существования человеческой расы. Они выделяют кислород, очищают воздух от вредных примесей, затеняют улицы в жаркий день, сдерживают ветер, предотвращают эрозию почвы.
Актуальность проекта в том, что он позволяет учащимся, педагогам, родителям прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему, а также острой проблемой благоустройства школьной территории стала с момента постройки школы, с августа 2021 года, так как наша школа строилась в пустом поле. Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет более глубокое экологическое значение. По существующим санитарным нормам каждое учебное учреждение должно иметь выраженную зелёную зону, ограждающую этот особый по своему назначению объект от загазованной окружающей среды. Несомненно, учащимся вместе с педагогами нужно благоустроить прилегающую к школе территорию. Не просто высадить деревья, кустарники, сделать клумбы, а украсить территорию вокруг школы композиционными ансамблями, чтобы она была привлекательной и комфортной.
Красивый участок у школы вызывает положительные эмоции, поднимает настроение, повышает мотивацию жителей села к благоустройству своих придомовых территорий. Необходим план, предусматривающий ряд продуманных мер по озеленению и благоустройству школьной территории.
Работа в этом проекте дает возможность педагогам развивать у учащихся патриотические качества, активную жизненную позицию, а также реализовать способности художников, дизайнеров, садоводов, исследователей.
Целью проекта было создание экологически благоприятной среды вокруг школы, озеленение и благоустройство школьного двора, объединение декоративной растительности в пространственном, художественном и колоритном отношении для создания интересных композиционных ансамблей.
Главной задачей проекта было улучшить экологическое состояние прилегающей к школе территории, так как лицей новый, построен в чистом поле и это единственное общественное место в огромной, многотысячной деревне, привлечь широкий круг жителей деревни, общественных организаций. Также необходимо воспитывать и развивать познавательные интересы школьников к предмету биология, экология; развивать эстетическое восприятие природы, формировать бережное отношение к природным и культурным объектам.
Особенностью расположения нашей школы является то, что она находится в центре села, учащихся на начало открытия школы было 1200 человек, а на окончание учебного 2021/2022 года уже было 2200 человек. Состояние территории школы всегда в поле зрения односельчан, так как это единственное общественное место, куда стекаются все жители деревни. Лицей – это место всех культурных мероприятий и для детей, и для пожилых жителей.
Территория нашей школы обширна и разнопланова. Кроме здания школы имеется пришкольный участок, детская игровая площадка, спортивная площадка, хоккейная коробка. Территория для озеленения внушает своими размерами.
Проекту было дано имя «Поколение Эко», так как постройка лицея и зарождение проекта очень значимо на долгие годы, это историческое событие, которого ждали много лет и участие в проекте принимают и педагогический коллектив, и учащиеся с первых классов, и родители.
Ожидаемые результаты проекта:
В процессе выполнения проекта будут достигнуты следующие результаты:
– Формирование экологических знаний учащихся
– Повышение уровня социальной успешности у школьников
– Озеленение и благоустройство школьного двора
– Создание интересных композиционных ансамблей
– Повышение мотивации жителей села к благоустройству своих участков, придомовых территорий.
Срок реализации проекта: 3 года (2021–2023 гг.)
Выполнение проекта осуществляется по следующим направлениям:
– теоретическое: изучение понятия «ландшафтный дизайн», «экосистема», «рокарий», разновидности растений, деревьев, декоративных кустарников на экологическом кружке,
– практическое: исследование территории пришкольного участка, приобретение обучающимися знаний, необходимых для успешной реализации проекта – организация и проведение практической работы по благоустройству и озеленению школьного двора, распространение информации среди обучающихся и работников школы, родителей, привлечение организаций.
Поставив перед собой цель, определив направления работы, мы выделили следующие этапы в работе:
1.Этап. «Подготовительный» сентябрь 2021 года.
2.Этап. «План мероприятий проектировочного этапа» сентябрь 2021 года.
3.Этап. Практические мероприятия:
– «Зеленый щит» сентябрь 2021 года
– «Аллея Первоклассников» 30 сентября 2022 года.
– «Фантастический мир ивы» октябрь 2022.
– «Удивительный мир декоративных кустарников» 16 сентября 2022г – май 2023 года.
Так как наш проект требовал быстрого принятия решений, все этапы проводились практически одновременно. Первостепенной задачей было ограждение территории школы от ветров, поэтому изучив разновидности деревьев, наиболее подходящих для выполнения функции «Зеленого щита» в сентябре 2021 года с помощью застройщиков, были высажены по периметру забора: клен Татарский – 94 шт, рябина кустовая –11 шт. К озеленению школьного участка присоединилась Прокуратура РТ, благодаря которой было высажено 300 сосен.
В ходе работы над проектом учащиеся расширили опыт исследовательской, проектной и информационно-коммуникационной деятельности, приобрели навыки работы со справочной литературой. Получили элементарные практические навыки по благоустройству школьного двора.
Участвуя в проекте, школьники пробовали себя в различных социальных ролях, что содействует их успешной социализации в обществе. У детей появилась гордость за внесённую частичку своего труда в общее дело по благоустройству и озеленению села.
Учащиеся учились анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему и принимать решения; развивали способность к самосовершенствованию и осознанию своей роли и предназначения, развивали умение дать адекватную самооценку, старались быть ответственными, самостоятельными. Всё это необходимо человеку XXI века.
Родители были незаменимыми помощниками в проектной деятельности. Они убедились в том, что работа над совместными проектами поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Педагоги способствовали активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнёрских отношений и организаторами исследовательской деятельности.
Идея озеленения приведёт не только к решению проблемы озеленения школы, но она объединить детей и взрослых одной целью. Наш проект–результат совместной деятельности детей и взрослых, доказательство способности детей предлагать идеи и варианты решения важных вопросов.
Результаты реализации проекта мы будем наблюдать в течении существования школы, все время обучения учащихся и каждый год ухаживать за своими кустарниками, более того надеемся, что наш пришкольный участок со временем станет самым любимым местом в нашей деревне, где можно отдохнуть и полюбоваться красотой деревьев и кустарников, а также станет примером для других школ.