Конспект урока ОДНКНР в 6 классе
Конспект урока ОДНКНР в 6 классе
Татьяна ЧЕРНЯТЬЕВА
учитель истории и обществознания
средней общеобразовательной школы №15
г. Нижнекамск РТ
Тема: Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Цели урока:
- характеризовать понятия «благотворительность», «меценатство», «милосердие», «волонтерство», «социальный проект»» в их взаимосвязи;
- анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности, милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки;
- уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных, волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания.
Ход урока
– Доброе утро, ребята!
–Хочу передать вам тепло своего настроения. Приготовьте ваши ладошки. Почувствуйте мое тепло. Передайте это тепло своим одноклассникам.
– Ребята, какой вы хотите сегодня урок?
– Я буду очень стараться, чтобы он таким и получился.
Предлагаю вам план урока:
- Хочу озвучить домашнее задание
- Отгадываем тему урока
- Размышляем как философы
- Обогащаем интеллект
- Человек-тайна
- Творческое письмо
- Подводим итоги урока
- Развиваемся дома
– Какой пункт плана больше всего вам понравился?
– Итак, озвучьте пожалуйста социально-значимые качества, которые наше общество формирует у юных граждан нашей страны.
– Благодарю вас. Я думаю, вам ничего не стоит разгадать тему урока
… ориентиры социальных отношений. Подумайте, как будет звучать начало, и
скажите мне на ушко.
– Тема урока «Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений»
– Запишите число и тему урока.
– Какую учебную задачу поставим? (выяснить какие духовно-нравственные ориентиры существуют и какую роль они играют в нашей жизни)
– Духовно-нравственных ориентиров у нас достаточно. Но сегодня на уроке мы рассмотрим одну из самых важных групп.
Прочитайте цитаты и постарайтесь вставить пропущенные термины по смыслу понравившейся вам цитате, объясните ее смысл:
Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка прежде всего в неосуждении ближнего и уважении к его человеческому достоинству. (Лев Толстой)
Благотворительность приходит с раскрытыми ладонями, ее назначение отдавать. (Перл Бак)
Волонтёры не получают зарплату не потому, что они бесполезны, а потому, что они бесценны. (Шерри Андерсон)
– Вы уже догадались, о каких понятиях пойдет речь?
– На отдельных листах прочитайте пожалуйста термины и определения. Ваша задача простым карандашом провести соответствующие стрелки от терминов к определениям. Вы можете посоветоваться с 2-мя или 3-мя одноклассниками. Передвижения по классу возможны.
«социальный проект» | чувство готовности оказать бескорыстную помощь, прощение; а также сама такая помощь, прощение |
«милосердие» | оказание помощи (безвозмездной или на льготных условиях) тем, кто в ней нуждается |
«меценатство» | добровольчество, добровольческая деятельность |
«благотворительность» | материальную или иную безвозмездную поддержку, оказываемую организациям, а также представителям культуры и искусства |
«волонтерство» | комплекс действий и мероприятий, направленный на достижение цели, выполнение задач и получение заранее запланированных результатов для решения актуальной социальной проблемы |
Фронтальная проверка выполненной работы
– Говоря о меценатах и благотворителях, хочу познакомить вас с человеком, которого поистине можно назвать благотворителем с большой буквы.
Этот человек родился в 1837 году. Служил бургомистром в Елабужском магистрате, также был почетным мировым судьей. В 1872 году стал купцом 1-й гильдии, а в 1891-м – коммерции советником, что приравнивалось к статусу личного дворянина. Его торговый дом с капиталом в 5 млн рублей занимался бизнесом в 23 городах России, также торговля проводилась в Финляндии. Кроме того, продукция шла на экспорт в Европу. Зерно их семьи производили в 11 сельскохозяйственных имениях, закупали в 26 пунктах, обрабатывали на 10 мукомольных мельницах и трех винокуренных заводах. Логистику обеспечивали семь буксирных пароходов и 37 хлебных барж. Кроме того, этот человек занимался нефтью.
Он умер 10 марта 1907 года. В Елабуге он построил приют с бесплатной столовой для бедных (2 тысяч рублей ежегодного расхода). А однажды собрал всех малолетних нищих (около 40 мальчиков и девочек), устроил их в отдельный дом и направил в местные земские начальные училища. Также в городе работало епархиальное женское училище, куда он пожертвовал 30 тысяч рублей. В 1880-м он помог 10 тысячами ремесленному училищу. Отметим также факт, что в неурожайный 1891 год их семья долгое время не повышали стоимость хлеба, чтобы помочь местным жителям. В мае 1890 г. сгорела почти вся деревня Гричикина Елабужского уезда в количестве 93 домов, и неравнодушный купец, узнав об этом, немедленно послал своего приказчика для выдачи по три рубля на каждый сгоревший дом.
После революции их предприятия были национализированы, а представители фамилии рассеялись по всему миру – от Англии до Австралии. По их владениям можно устраивать путешествия. Здание бывшего торгового дома есть в Миассе. На Новой Басманной в Москве стоят дома Николая Дмитриевича, его племянника. В пригороде Нижнекамска раньше стояла его дача. (она сгорела еще в 1967-м). А дом его родственников погорел уже в 2021-м. Напомним, что нижнекамские земли приобрели в 1882 году у Оренбургского генерал-губернатора Н. Крыжановского за 400 тысяч рублей, после чего начали здесь строительство дачи с домами городского типа. Особенно среди построек выделялся двухэтажный дом в 750 квадратных метров с котельной в подвальном помещении и изящными резными балконами. Дом в 20 комнат был построен на средства в 1900 году. Единственная уцелевшая за советские годы постройка – дом его зятя, который является исторической достопримечательностью поселка Красный Ключ и требует реконструкции и реставрации.
– Кто догадался, о ком идет речь?
Иван Григорьевич Стахеев.
– Предлагаю вам посмотреть ролик. О каком понятии говорится в этом ролике?
– Напишите творческое письмо по данному ролику. Вам в помощь дан план:
В ролике показан пример …
Благотворительность – это…
Больше всего меня тронуло …
В своей жизни…
Мне хочется …
– Вернемся к учебной задаче, которую ставили в начале урока. С чем уходим с урока?
Домашнее задание по выбору:
- Сообщение о меценатах и благотворителях нашего города
- Сообщение о благотворительных, волонтёрских и социальных проектах нашего города
- ….
Урок я хочу закончить словами Криштиану Роналду, который C 2010 по 2019, заработав, по оценкам журнала Forbes, 800 млн долларов, занял второе место в списке самых высокооплачиваемых спортсменов десятилетия, уступив лишь Флойду Мейвезеру. В ноябре 2022 года стал первым в истории человеком, набравшим 500 миллионов подписчиков в Instagram: «Отец воспитывал меня, рассказывая, что если делать добрые поступки и помогать людям, то Бог всегда это заметит и наградит тебя вдвойне за усилия».