Безопасный для окружающей среды, вид транспорта  

Безопасный для окружающей среды, вид транспорта

 

Светлана Егорова,

Воспитатель  детского сада №140 Г. Казани

 

С профилактической целью детского дорожно-транспортного травматизма, с самого младшего  возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, в транспорте, дорогах, правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие не только родители и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, и школа и другие образовательные учреждения.

В  соответствии с новыми ФГОС, детский сад должен обеспечить своим воспитанникам  универсальное, качественное  образование, высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил дорожного движения должно стать осознанной необходимостью. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот и поэтому с раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения.

Я считаю эту тему жизненной и актуально  необходимой для детей, воспитываемых в современном мире. Важно, как можно раньше научить детей правилам поведения на дороге и улицах. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще с детского сада, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому  мероприятия по актуализации и обучению у детей ПДД так важно в учреждениях дошкольного образования.

В современном мире, в связи с бурным развитием авто- промышленности, увеличилось количество несчастных случаев и аварий с людьми на дорогах, особенно с детьми. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах стала актуальной в нашей стране. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует  психологическая защитная  реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Ребенка интересует улица и всё что  на ней происходит. И часто, увлеченный чем-либо  необычным, новым, ребенок попадает на улице в опасные ситуации  для его жизни.

Сегодня  активно обсуждается проблема безопасного поведения  детей и особую тревожность за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые несут ответственность за своих воспитанников. В рамках обучения детей правилам безопасного поведения на улицах города необходимо и уточнение и расширение знаний о наземном транспорте, с которым дети сталкиваются каждый день. Важно осознавать детям, какую пользу приносят автомобили людям, и, какой вред могут наносить они окружающей среде. Какие опасности ждут в транспорте? На улицах города? При переходе через улицу? Как избежать их? Возможно ли создать  безопасный для окружающей среды транспорт? На эти и подобные вопросы мы попытались ответить, формируя  у дошкольников экологическое сознание к организации дорожного движения транспортных средств.

Формирование  правильного отношения ребенка к природе,  экологической культуре,  усвоение правил дорожного движения, применение этих правил на практике, соединение  экологического  воспитания и обучения  правилам дорожного движенияэто всё способствует у дошкольников созданию условий для формирования  навыков безопасного поведения на дорогах и любви к природе, закрепление знаний о значимости автомобиля для человека и знаний о безопасных для окружающей среды, видах транспорта.

Данная цель способствует решению следующих задач:

– дать детям знания о правилах безопасности на дороге и практические  навыки безопасного поведения на дороге; 

– формирование у детей предпосылок экологического сознания, творческой инициативы.

– прививание  детям практических навыков ориентации в пространстве,  в дорожно-транспортной ситуации посредством её моделирования предложенной.
– обогащение знаний  о дорожном транспорте через создание макетов.

– закрепление знаний о значении сигналов светофора и уточнение знаний  о дорожных знаках  и знаков в экологическом  направлении.

– формирование знаний о видах транспорта, безопасных для экологии;
– развитие речи через составление рассказов о созданных автомобилях, автомобилях будущего;

– развитие мелкой моторики и изобразительной деятельности  в процессе работы над формированием экологического сознания.

– развитие творческого воображения, креативного  мышления.

– обогащение отношения ребенок-родитель опытом совместной творческой деятельности;

– предупреждение и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

     Предполагаемый результат: совершенствование культуры поведения в транспорте и на улице; умение детей применять знания о правилах дорожного движения в жизненных ситуациях; формирование у детей практических навыков и умений безопасного поведения на улице; формирование знаний об  безопасном для экологии  виде транспорта, о роли автомобилей в жизни человека и окружающей среде.

Я  работая в детскому саду, обучаю детей безопасному движению по улице, даю понятия «тротуар», «проезжая часть улицы», «перекресток». Знакомлю с правилами безопасного движения по тротуару, придерживаясь правой стороны, используя дидактические игры: «Законы улиц и дорог», «Улица города»,  «Знай дорогу», «Дети и дорога».

Также закрепляю понятие «Светофор», значение каждого сигнала, при этом использую  подвижными и дидактическими играми: «Три чудесных цвета», «Умный светофор»,  «Красный, желтый, зеленый». Учу пользоваться детей дорожными знаками для информации об улице, дети умеют различать дорожные знаки по их названиями и внешнему виду, играя в такие дидактические игры: «Угадай знак», «Какой дорожный знак нужен»,  «Разрезные знаки», «Дорожные знаки»

Ребята в группе научились безопасному движению по улице, многие дети отлично запомнили названия и виды транспорта. Познакомились с понятием «экологический транспорт», видами  и предназначением экологического транспорта для окружающей среды и в жизни людей.

Для формирования основ безопасного поведения на дорогах используются:

– сюжетно-ролевые, настольно-печатные, словесные, подвижные игры; дидактические.

– ребусы, кроссворды;

– игры на основе загадок;

– решение проблемных ситуаций в  форме беседы;

– составление  детьми рассказов, например: «Автомобиль будущего».

– изодеятельность, конструирование

– использование ИКТ.

– просмотр мультфильмов «Азбука безопасности».

В развлечениях и играх дети легко  запоминают то, что может показаться им неинтересным. Для повышения  интереса  к знаниям о правилах дорожного движения, для детей проводим развлечения и конкурсы.

С родителями активно ведется непосредственная работа – это консультации, родительские  собрания, анкетирование, беседы, викторины, папки-передвижки,  участие  в выставках  рисунков на темы: «Транспорт будущего»,  «Газированный автомобиль».

В планах  хотелось бы усовершенствовать наш  «автомобильный городок», пополнить детским транспортом, литературой, специальными атрибутами для сюжетно-ролевых игр.

Продолжать заинтересовывать детей и привлекать родителей к взаимодействию, к выбору безопасного для окружающей среды транспорта,  с целью соединения экологического воспитания и обучения дошкольников правилам дорожного движения, что способствует созданию условий для формирования устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и любви к природе.

Актуальность данной темы обусловлена возрастающим количеством автомобильного транспорта и решением проблемы его воздействия на городскую среду и здоровья населения. Загрязнение  воздуха представляет угрозу здоровью населения, способствует снижению качества жизни. К примеру, во Франции  22 сентября  – день без автомобиля, для автомобилей закрыт центр Парижа. Жителям  предлагают велосипеды бесплатно – достаточно оставить в залог удостоверение личности. Во многих  городах зарубежья проезд на общественном транспорте (троллейбус, трамвай) в этот день бесплатен. С каждым годом увеличивается количество автомобилей и скоро не смогут приехать на помощь людям пожарные и скорая помощь  из-за пробок на дорогах и загрязнения окружающей среды отрицательно влияет на здоровье человека.

Автомобиль вредит здоровью человека, но и без автотранспорта жить нам нельзя.

     Вопрос: Что надо сделать, чтобы автотранспорт был безопасен?

Ответы: Больше сажать зеленых насаждений (природные пылесосы).

Создать автомобили безопасные для человека – экомобили. Заменить автомобили на велосипеды.