Пропедевтика как средство реализации межпредмедных связей

Пропедевтика как средство реализации межпредмедных связей

Надежда СТАРЦЕВА

Алла СУРЕЕВА

учителя  математики гимназии

 № 8 – Центр Образования г. Казани

В настоящее время актуальным аспектом развития школьного математического образования является интеграция. Одним из средств реализации интегрированного подхода мы определяем пропедевтическое изучение в курсе агебры, геометрии и теории вероятностей понятий курса естественнонаучных дисциплин: таких как масштаб, площадь, объём, температура, молекулярная сетка.

Развивать данные понятия у младших школьников мы можем только опираясь на их жизненный опыт, так как трудно дать им теоретическое обоснование из за отсутствия достаточных знаний в данной предметной области.

Идея опоры на жизненный опыт школьников в учебно-воспитатель­ном процессе получила развитие в теориях и концепциях многих педагогов, таких как А.В.Хуторской, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, М.И.Махмутов, М.М.Скаткин.

Пропедевтика – предварительное упражнение, подготовительный, вводный курс в какую-либо науку, изложенный в систематизированной и сжатой форме. Предшествует более основательному изучению соответствующей отрасли знаний.

Под пропедевтикой, в нашем случае, стоит понимать сообщение предварительных знаний по некоторым математическим темам, ведущее не только к межпредметной интеграции, но и к повышению мотивации обучающихся к изучению дисциплин естественно – математического цикла в старшей школе.

Процесс обучения, как нам кажется, должен быть организован так, чтобы знания сводились в некоторые законченные системные единицы, представляющие собой логически завершенную конструкцию, состоящую из большой группы взаимосвязанных понятий, отношений, операций (преобразований, задач, теорем и т.д.). Усиление опытной и эмпирической части в приобретение математических знаний поможет не только в усвоении конкретного предмета, но и в формировании правильной концепции восприятия научных знаний.

Пропедевтика обладает мотивационно-побудетильной функцией, поскольку новый материал, направленный на перспективу, при сближении со старым побуждает к деятельности Познавательный интерес возникает при этом из нестандартности, необычности действий учащихся.

Естественнонаучная грамотность – это способность использовать естественнонаучные знания для:

  • выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов;
  • получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Естественнонаучная грамотность является важным компонентом функциональной грамотности. Она способствует использованию обучающимися научных методов при изучении окружающего мира.

Формирование естественнонаучной грамотности учащихся будет успешным при следующих условиях:

  • интеграция учебных дисциплин естественнонаучной и социальной
  • направленности с учетом современных достижений науки;
  • включение в учебные планы спецкурсов и факультативов естественнонаучной направленности, расширение спектра внеурочной работы;
  • межпредметная и метапредметная интеграция, интеграция урочной и внеурочной деятельности с целью углубления естественнонаучных знаний обучающихся
  • организация межпредметного взаимодействия путем создания межпредметных модулей.

Примером создания таких успешных условий могут быть практические работы на уроках математики в рамках одной темы или целого блока тем. Процесс будет более успешным при сотрудничестве учителей математики с учителями естественно-научных дисциплин.

 

Практические работы на уроках математики:

4 – 5 класс. Тема «Понятие  объёма тела»

Работа №1.

  • Принесите из дома коробочку от любимого гаджета и несколько измерительных приборов (линейку, рулетку)
  • Определите цену деления измерительного прибора
  • Измерьте при помощи измерительного прибора длину, ширину и высоту коробки
  • При помощи измерений вычислите площадь граней коробки.
  • Найдите объём

Работа №2

Как измерить объём жидкости?

  • Налейте в стакан воду
  • Возьмите мерный стакан и определите цену деления
  • Определите объём воды (не забудь учесть, что 1мл = 1см³)
  • Сделай вывод о вместимости стакана
  • Подумай, как измерить вместимость стакана, если вся вода не умещается в мерный цилиндр?

Работа №3

Форма, объём, материал, цвет

  • Перед ребятами лежит набор различных тел. Определите, какие из них имеют:

Одинаковую форму

Одинаковый размер

Одинаковый цвет

Одинаковый материал

Одинаковый объём

  • Вспомните и запишите тел, которые состоят из таих же веществ, что и лежащие на столе.
  • Запишите все данные в таблицу
название тела вещество форма размер

 

6 класс. Тема «Отношения и пропорции»

Кекс к завтраку.

В воскресный день вы с мамой решили порадовать семью и испечь к завтраку кекс. Для этого вам понадобится:

Пшеничная мука – 1 стакан

Сахар – 1 стакан

Куриное яйцо – 2 штуки

Ванилин – по вкусу

Уксус и сода

  1. Для чего в рецепте нужны уксус и сода?
  2. Давайте проведем опыт и посмотрим, что получится (бурная реакция шипения, выделение углекислого газа)
  3. Определим опытным путем, в каком отношении надо взять уксус и соду, чтобы чтобы кекс хорошо поднялся
  4. Рассчитаем, сколько надо продуктов, если печь кекс в форме в полтора раза больше.

В этом учебном году в рамках внеурочной деятельности мы планируем запустить курс для ребят 5 – 6 класса под названием

«Эта интересная планета».

Цель курса – формирование естественнонаучной компетентности младших школьников для повышения интереса к изучению естественно направленных дисциплин и дальнейшей успешности в изучении физики и химии в старшей школе.

Почему дует ветер?

Куда текут реки?

Отчего лимон кислый?

Что такое гром и молния?

Как запустить ракету?

Что входит в состав пищи?

Что служит материалом

для одежды?

Ответы на эти и многие

другие вопросы мы будем  узнавать,

изучая физику и химию.

Приведенные выше примеры позволяют высказать убежденность в том, что союз математики и физики и химии в перспективе будет способствовать дальнейшему развитию и совершенствованию этих наук и устремлять их к достижению новых научных высот, а Концепция развития математического образования в системе образования России является необходимым условие