Использование практических заданий для формирования функциональной грамотности на уроках физической культуры

Использование практических заданий для формирования функциональной грамотности на уроках физической культуры

Наталия ИВАНОВА,

учитель физической культуры

школа №167 г.Казани

Функциональная грамотность является важным аспектом образования, который включает в себя умение применять знания и навыки в реальных жизненных ситуациях. В рамках школьного образования уроки физической культуры предоставляют уникальную возможность для формирования функциональной грамотности у учащихся, поскольку они способствуют развитию не только физических, но и социальных и когнитивных навыков. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

– формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

– развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;

– воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личностное

– формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;

–  воспитание моральных и волевых качеств;

–  развитие опыта межличностного общения.

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения.

Как развивать функциональную грамотность на уроках физической культуры? Ведь наш предмет в корне отличается от других предметов школьной программы. Главная задача урока физкультуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем мы не должны забывать и о теоретических сведениях. С каждого урока учащиеся должны получить знания, а не только умения и навыки. Каждый учитель в процессе урока дает объяснение по теме занятия. Это могут быть: исторические сведения о виде спорта, правила соревнований, техника выполнения упражнения, примеры возможных ошибок и как их избежать и т.д. Но нужно не только рассказывать все это детям, но и проверять усвоение ими этих знаний.

Рассмотрим формирование видов грамотностей на уроках физической культуры.

Математическая грамотность  – это способности человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Задания, направленные на развитие математической грамотности, предполагают использование умений формулировать ситуацию на языке математики, применять математические понятия, факты, процедуры, интерпретировать, использовать и оценивать результаты с опорой на математическое содержание.Для этого необходимо предлагать задания, содержание которых включает графические данные (рисунки, схемы, таблицы, графики), а также задачи, решение которых может быть выполнено графическим способом (расчет калорий, необходимой нагрузки, ЧСС, выполнять функции помощника судьи, создание календаря соревнований).

Задание: Учащийся после бега по дистанции 400м, измеряет пульс. За 6с, он насчитал 20 пульсирующих ударов.

Вопрос: Определите показатели пульса у учащегося?

Значения ЧСС (уд/мин) у детей 8  – 18 лет 

Возраст, годы Выраженная брадикардия Умеренная брадикардия норма Умеренная тахикардия Выраженная тахикардия
8 — 11 < 66 66 – 74 75 – 95 96 – 114 > 114
12 — 15 < 51 51 – 69 70 – 90 91 – 109 > 109
16 — 18 < 51 51 – 64 65 – 80 81 – 109 > 109
> 18 < 46 46 – 59 60 – 80 81 – 109 > 109

 

Читательская грамотность – это способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. На уроках физической культуры понимать смысл рекомендаций по физической нагрузке, по дозировке и назначению «спортивных добавок», инструкций по выполнению упражнений, сводов правил спортивных игр и т.д. Для развития читательской компетенции на уроках физической культуры должны использоваться аутентичные тексты (не адаптированные для учебной деятельности). С целью применения в жизни следует предлагать учащимся задания на извлечение информации из разных источников, например инструкций по здоровому образу жизни, схемы опорно-двигательной системы и т. д.

Задание:Какие дисциплины относятся к лёгкой атлетике?

  1. Триатлон
  2. Бег на 100 метров
  3. Метание копья
  4. Борьба
  5. Плавание
  6. Тройной прыжок

Задания на развитие читательской и математической грамотности

1 пример: ведение баскетбольного мяча правой и левой рукой. Цифры на карточке разного цвета.Красный цвет – ведение мяча правой рукой, зеленый цвет – ведение мяча левой рукой. Обучающиеся одновременно начинают ведение мяча любой рукой, показывается карточка, на которой они увидят пример. Если в примере две цифры одного цвета, то пример нужно высчитать,

посмотреть цвет и произвести ведение рукой соответствующей цвету цифр (красным цветом – правой рукой, зеленым цветом – левой рукой).

2 пример: Ведение баскетбольного мяча правой и левой рукой. На карточке написаны цифры красного и зеленого цвета. Обучающиеся начинают ведение мяча любой рукой, и когда увидят  карточку, на которой написаны цифры, без знаков сложения, вычитания и т.д., то ведение нужно произвести столько, сколько показано на карточке. Красным цветом – правая рукой, зеленым цветом – левая рука.

 

6+7 8     8

 

 

Естественнонаучная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками и готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Для развития естественнонаучной грамотности на своих уроках я предлагаю задания

основанные на реальных жизненных ситуациях, проблемах личностного характера:

– здоровье;

– функциональное состояние организма (измерение ЖЁЛ, измерение антропометрических данных, расчет по формулам,сравнение с нормами и т.д.);

– питание (расчет калорий, правильное питание и.д.);

–расчёт калорий при выполнении физических упражнений;

– составление индивидуальной программы по снижению веса с учетом специфики антропометрических данных;

Задания содержат как текстовую информацию, так и информацию в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем. В них описаны результаты экспериментов,исследований, представлены научные данные, которые необходимо проанализировать и осмыслить.

Задание:По таблице приведенной ниже, рассчитайте сколько энергии (в ккал), которое вы тратите за урок, если на уроке вы занимаетесь следующими видами деятельности:

1.Бег низкой интенсивности – 10 минут.

2.Разминка с элементами аэробики – 15 минут.

3.Баскетбол – 25 минут.

Расход энергии и потеря жидкости человеком во время двигательной активности

за 1 час

Виды двигательной активности Расход энергии(ккал) Потеря жидкости(мл)
1 Аэробика 480 630
2 Баскетбол 380 666
3 Плавание 570 540
4 Футбол 450 765
5 Беговые лыжи 485 765
6 Горные лыжи 270 540
7 Ходьба низкой интенсивности 130 150
8 Ходьба средней интенсивности 215 150
9 Ходьба высокой интенсивности 416 900
10 Бег низкой интенсивности 485 510
11 Бег средней интенсивности 618 900
12 Бег высокой интенсивности 750 1500
13 Велосипед 540 630
14 Теннис 400 900
15 Тренажерный зал 520 567

 

Финансовая грамотность – это сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимыми для принятия разумных финансовых решений, а также достижения финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Для развития финансовой грамотности на уроке физической культуры необходимо включать задания на расчет стоимости спортивного оборудования и инвентаря для организации соревнований в школе, в классе. Рекомендуется систематически включать в число самостоятельных заданий для учащихся подготовку сообщений о знаменитых спортсменах, истории развития спортивных игр, осознанный подбор спортивного инвентаря; использование абонементов в спортивные залы, фитнес клубы; «спорт как профессия»; подбор рационального питания.

Задание: Мама Галя отправилась в магазин спорт товаров, чтобы купить велосипедные перчатки. В кошельке у неё оказалось 500руб.

Вопрос: Под каким номером, мама Галя сможет купить велосипедные перчатки р. L, имея в кошельке указанную сумму?

Наименование Вид Цена
1 Велосипедные перчатки / STG / м

 

 

 

520р

2 Перчатки велосипедные STG с защитной подкладкой, размер м  

 

 

45

3 Велоперчатки CG-1176 фиолетовый  

 

87

Креативное мышление

Успешное развитие креативности возможно лишь при создании

определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:

– ранее интеллектуальное и физическое развитие детей;

– создание благоприятной обстановки, определяющей развитие ребенка;

– самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения,

– когда ребенок добирается до максимальных своих возможностей;

–предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел,

продолжительности занятий одним делом и т.д.;

–умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых;

–комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.

Развитие креативности способствует решению следующих задач:

– научить детей мыслить в разных направлениях;

–научить находить решения в нестандартных ситуациях;

–развить оригинальность мыслительной деятельности;

–научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;

–развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире.

Задание:

Подвижная игра «День-ночь». Игра для развития креативного мышления в ассоциации гимнастических и акробатических элементов с животными и птицами.

Правила игры: учитель говорит: «Наступает день, все животные бегают, прыгают и веселятся, наступает ночь и на охоту выходит невиданный зверь и если он не увидит изображение хоть какого-то животного, он его заберет к себе в логово». Дети стараются изобразить акробатический элемент, который ассоциируется с животным или птицей, например: равновесие «Ласточка», или равновесие стойка на одной ноге, вторая согнута в колене и прижата к ноге («цапля» и т.д.).Предоставить возможность придумать гимнастический статический элемент схожий с животным.

 

Глобальные компетенции –это способность воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.

Пример : Выполнить задания, цель которых  выяснить ваше мнение по проблемам, которые считаются глобальными, т.е. волнуют всех людей на нашей планете. Ответы на эти задания помогут выяснить, как вы умеете понимать точку зрения других людей, выбрать и объяснить свою.

Заключение

Использование практических заданий на уроках физической культуры является важным инструментом для формирования функциональной грамотности у учащихся. Эти задания способствуют развитию не только физических навыков, но и социальных и когнитивных умений, что в конечном итоге способствует подготовке всесторонне развитой личности. Для достижения наилучших результатов необходимо внимательно подходить к выбору заданий и регулярно адаптировать их под потребности учащихся.

 

Использованная литература

https://attestatika.ru/kursy/kurs-dlya-uchitelej-fizicheskoj-kultury-o-formirovanii-funkczionalnoj-

gramotnosti/