Увлекательное путешествие на Вулканы

 

Увлекательное путешествие на Вулканы

(Конспект интегрированного занятия с использованием

инновационных технологий в средней группе)

Юля АХМАДЕЕВА

воспитатель высшей квалификационной категории.

Центр развития ребенка – детский сад №411

г. Казань.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: формирование детей среднего дошкольного возраста представления о природных явлениях – вулкан, образование магматической лавы, обобщить знания детей о значении воздуха, воды и света для всего живого на земле.

Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе экспериментирования развивать стремление к познанию нового, вызвать положительные эмоции от изучения окружающего мира.

Программное содержание:

  1. Обобщить знания детей о планете Земля.
  2. Продолжать знакомить с разнообразием природы, закрепить знания о признаках времён года.
  3. Учить устанавливать причинно-следственные связи, прививать навыки проведения несложных исследований.
  4. Развивать у детей познавательный интерес через знакомство с техникой проведения опытов с водой, воздухом, почвой.
  5. Способствовать развитию мышления, внимания, памяти, любознательности, прививать навыки сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умение анализировать и наблюдать, развивать навыки лабораторных опытов.
  6. Развивать связную речь, обогащать словарь детей: вулкан, извержение, лава.
  7. Воспитывать у детей экологическую культуру, бережное отношение к воде, чистоте воздуха и жизни растений.

Материал и оборудование: проектор и мультимедийный экран, компьютер, презентация Вулканы (строение, нахождение, извержение, видео-роликов «Путешествие на вулкан Ключевская Сопка на Камчатке» 2 минуты, глобус, магнитная доска с картинками календаря, музыкальных записей.

Коробка с секретом, конверт с запиской, карточки – символы, губки, вода, влажные салфетки, пемза, камушки, соль, сода, перчатки.

Оборудование для опыта «Извержение вулкана», – конус из картона, пластиковый стаканчик, сода, уксус, любое моющие средство, «Лава лампа» вода, сода, лимонная кислота и любой пищевой краситель, растительное масло.

Мягкие игрушки для игры-эстафеты «Спасатели».

 

 

 

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций, книг, энциклопедий о космосе, природе.
  2. Беседы о воде, воздухе, солнечном свете, их роли в жизни человека и всего живого на Земле, сохранение природы.
  3. Чтение сказок, рассказов о природе.
  4. Наблюдения и проведение опытов на прогулке.
  5. Экспериментирование с воздухом, водой, почвой, различными материалами.
  6. Изготовление макета горы вулканического происхождения.
  7. Для изготовления и формирования макета горы понадобилось: поднос, пластиковая бутылка, картон, скотч, пластилин.

 

Ход НОД:

Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро – при встрече здороваться: «Доброе утро!» дети встают в круг:

Здравствуй, Небо!
Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце!
Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля!
Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета Земля!
Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх

Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Ребята сегодня календарь погоды я  сделала сама, а вам я предлагаю рассказать  о погоде.
(на магнитной доске – карточки календаря)

Дети: Время года – осень, осадки – дождь, ветер слабый, на небе – пасмурно, на улице – холодно.

Стук в дверь. Заходит почтальон Печкин с посылкой от профессора Почемучки.

Печкин: Здравствуйте ребята, я Почтальон Печкин принес посылку из далекого полуострова Камчатки от профессора Всезнайки. Только я вам ее не отдам! Сначала покажите , что вы умеете. Пазлы умеете собирать? Попробуем. Чтобы вам было легче собрать пазл загадаю вам загадки. (3 конверта в которых 3 разрезанных картинки гейзер, вулкан, лава).

1.Бьёт источника фонтан,
Струя до поднебесья.
В соседях с ним живёт вулкан,
Фонтан вам тот известен…(Гейзер)

 

2.Я плююсь огнём и лавой,

Я – опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня…(Вулкан)

 

3.Извергаюсь я вулканом
Массой жидкого огня.
Грандиозно, неустанно
Быстро двигаюсь всегда.
Всё сметаю на пути:
Не проехать, не пройти
(Лава)

 

Печкин: Какие вы молодцы, все загадки разгадали и картинки правильно собрали. Держите вашу посылочку. А мне пора дальше идти и разносить почту. До свидание дети.

 

Ведущий: Откроем нашу посылочку, ребята здесь письмо, давайте прочитаем его. «Здравствуйте ребята! Я очень хотел приехать к вам садик, но меня отправили срочно в экспедицию в Африку. Я работал над очень важным проектом по изучению Вулканов. Прошу Вас закончить мою работу. Материал в посылке. Надеюсь на вас! Удачи ваш профессор Всезнайка!» Ну что ребята справимся, поможем профессору? Давайте посмотрим какой материал собрал профессор. (Просмотр презентации о вулканах)

Ведущий: Где же находятся вулканы?

Дети: В горах.

Ведущий: Как найти горы?

На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны? (Глобус).

Ребята! А для чего нам нужен глобус? Что еще люди отмечают на глобусе? Как вы думаете, почему наш глобус раскрашен разными цветами? Почему так много на нем используется голубой цвет? Что отмечают таким цветом? Какие еще вы видите цвета и как вы думаете, что они могут означать? Каким цветом обозначают горы? (Ответы детей).

Ведущий: Сейчас оправляемся в путешествие по планете Земля в поисках вулканов. Ребята послушайте какую удивительную легенду нашел для вас профессор:

Презентация «Вулканы».

Слайд

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Была у него кузница внутри высоченной горы. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор, люди, все огнедышащие горы стали называть вулканами.»

– Вот какая интересная легенда о происхождении названия вулкан.

Слайд

А хотите узнать как устроен вулкан? Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. А места где плиты соприкасаются друг с другом, называются трещинами или разломом. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста. Магма вырвавшаяся из вулканов называется лавой. Она вытекает из жерла вулкана в виде потока. В начале горы поток имеет очень большую температуру около 1000 градусов и  быстро стекает по стокам горы. Но на воздухе лава остывает и затвердевает, образуя вокруг отверстия в земной коре вулканическую гору. А кусочки застывшей лавы называется пемза. Пемза это полезное ископаемое который используют человек. А у нас в группе есть пемза? Найдите ее в коллекции.

Слайд

Магму, выходящую наружу, называют лавой.

Экспериментирование «Лава лампа» дети в баночку наливают обычной воды треть объёма. Затем добавляем краситель и перемешиваем деревянной палочкой. Наливаем растительное масло.

Слайд

Вместе с лавой из кратера выходит много вулканической пыли.

Слайд

Посмотрите, что случилось с домами, который попал под расплавленную лаву, и которая застыла. Он оказался в плену у стихии.

Слайд

Ребята! Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана?
Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе. Через несколько лет археологам удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне. И назвал он ее «Последний день Помпеи». В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись. Ученых которые изучают вулканы называют Вулканологи.

Слайд

Большая часть вулканов потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются редко — один раз в 100 или 1000 лет, другие чаще.

Слайд

Лава после извержения вулкана застывает и превращается в твердую породу пемзу. Она используется в косметологии. С ее помощью счищают с кожи сильные загрязнения.

 Экспериментирование «Плавучесть пемзы и гальки» – проверить плавучесть пемзы и гальки. В прозрачную вазу дети опускают по очереди камешки и пемзы.

Слайд

Также застывшая лава со временем  становится камнем. Он называется туф, из него строят дома.

Слайд

Какую еще пользу может принести вулкан?  Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Выращивают виноград. Этот фермер собирает урожай на острове Лансароте.

Ведущий: А теперь скажите, а в России есть вулканы? Да, на полуострове Камчатка. Сейчас совершим туда путешествие на вертолете.

Физкультминутка мы на Вертолёт

Вертолёт, вертолёт,                          (Хлопки ладошками)

Ты возьми нас всех в полёт.

Крылья быстро раскрути,               (Руки вверх.Круговые движения руками)

Ввысь машину подними.               (Подняться на носочки, руки вверх.)

Начал винт большой вращаться,  (Покружиться вокруг себя. Остановиться, руки в стороны.)

Вертолёт стал подниматься.          (Лёгкий бег по свободному пространству группы.)

В воздухе он покружился,

Замер вдруг, остановился,            (Наклониться вниз, махи влево-вправо одновременно обеими руками.)

А потом опять, опять,                   (Встать прямо, руки в стороны)

Стал он по небу летать.

А внизу поля, леса,

Словно ниточка, река.

Вертолёт опять завис,

А потом спустился вниз.               (Вернуться на свои места)

 

Видеопутешествие на Камчатку на вулкан Ключевская Сопка  2.5 мин.

Ведущий: А сейчас давайте с вами сделаем извержение вулкана. Нам потребуется макет вулкана. И различные вещества: сода, красная гуашь, жидкость для мытья посуды, уксус, вода, воронка, ложки.

Экспериментирование «Извержение вулкана».

2–3 человека из подготовительной группы помогают насыпать ингредиенты, кроме уксуса. (Звучит тревожная музыка)

Ведущий: Начались извержения вулканов. В зону бедствия попали маленькие зверушки. Надо их спасти.

Игра-эстафета «Спасатели» (под музыку)

2 красных конуса, на верхушках которых пламя из красной гофрированной бумаги. Вокруг конусов небольшие мягкие игрушки. Дети в командах по очереди бегут к вулкану, обегают конус, берут одну мягкую игрушку и несут в больницу (обруч на противоположной стороне группы)

Ведущий: Молодцы. Всех спасли. На нашей планете Земля все связаны друг с другом. Главной задачей  является формирование экологического сознания детей, понимания, что все взаимосвязано. В заключение дети расскажут стихотворение Б.Заходера «Про всех на свете». (Одеть шапочки разных зверей чтецам)

Все-все –
На свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны…
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед и кто делает яд.
Плохие дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны –
Мы все таки очень друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется.

Ведущий: Ребята сегодня вы очень много узнали о вулканах . и сейчас мы поиграем в игру «найди вулкан» и узнаем на сколько же вы были внимательны.

Слайд  «Где спрятался вулкан?»

Дети: Дети находят на экране изображение вулкана.

Ведущий: теперь вы знаете что такое вулкан и как он извергается, помогли профессору и весь собранный материал мы отправим ему на Камчатку. Вы сегодня были внимательными, аккуратными и все у вас получилось замечательно! Я надеюсь когда вы вырастите сможете изучать и беречь нашу планету.